Слайд 1Право СМИ
Права и обязанности журналиста
Слайд 2Журналист (определение)
Ст.2 ЗоСМИ: «Под журналистом понимается лицо, занимающееся редактированием, созданием,
сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства
массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию».
Слайд 3Специальный статус
В статье 52 ЗоСМИ («Специальный статус»): профессиональный статус журналиста
оаспространяется также на штатных сотрудников редакций, занимающихся редактированием, созданием, сбором
или подготовкой сообщений и материалов для многотиражных газет и других средств массовой информации, продукция которых распространяется исключительно в пределах одного предприятия (объединения), организации, учреждения и на авторов, не связанных с редакцией средства массовой информации трудовыми или иными договорными отношениями, но признаваемых ею своими внештатными авторами или корреспондентами, при выполнении ими поручений редакции.
Слайд 4Права журналиста (ст. 47 ЗоСМИ)
1. Право запрашивать информацию. Такое право
есть и у остальных граждан, но объем запрашиваемой журналистом от
имени редакции информации больше, а сроки ее предоставления меньше – в течение семи дней, в то время как по Федеральному закону «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» запрос гражданина рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Слайд 5Пример
Редакция может обратиться в суд , если будет отказано в
предоставлении информации по запросу или если дана неполная информация. Главный
редактор газеты «Наш город» (г. Комсомольск-на-Амуре) подал иск к администрации городского округа, т.к. из пяти вопросов, содержащихся в запросе, администрация ответила на четыре. Истец отнесся к этому как к нарушению его прав и заявил, что действие администрации препятствует праву граждан на оперативное получение через СМИ достоверных сведений о деятельности государственных органов.
Слайд 6Права журналиста (ст. 47 ЗоСМИ)
2. Журналист имеет право посещать государственные
органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо
их пресс-службы, быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации.
Как показывает практика, это право бывает сложно реализовать, т.к. отсутствует механизм, обеспечивающий исполнение этого права.
Слайд 7Пример
Известны телерепортажей, в которых видно как чиновник избегает диалога, закрывает
дверь перед съемочной группой. Но активное отстаивание журналистами своих прав
дает положительные результаты. Председатель городской думы А. Антонцев запретил журналистам газеты «Новое время» присутствовать на открытом заседании думы, мотивируя это тем, что у журналистов нет аккредитации. В результате по иску журналистов суд признал действия А. Антонцева противоречащими закону.
Слайд 8Права журналиста (ст. 47 ЗоСМИ)
Закон дает журналисту право получать доступ
к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения,
составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну (к ним относятся государственная, коммерческая, врачебная тайны; персональные данные и т.д. Необходимо сохранять в тайне сведения, предоставляемые гражданином при условии неразглашения их.
Слайд 9Права журналиста (ст. 47 ЗоСМИ)
Журналист имеет право копировать, публиковать, оглашать
или иным способом воспроизводить их. Но, используя произведение, редакция обязана
соблюдать авторские права. Это означает, что обладатель прав может особо оговорить условия и характер использования предоставляемого редакции произведения. Например, автор может потребовать, чтобы его произведение было опубликовано под псевдонимом или анонимно.
Слайд 10Права журналиста (ст. 47 ЗоСМИ)
Журналист имеет право производить записи, в
том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и
фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Судья может запретить использование видеотехники (когда судебное заседание проходит в закрытом режиме). Это право дано ему несколькими нормативными актами, в которых говорится, что лица, участвующие в деле, и граждане, присутствующие в открытом судебном заседании, имеют право в письменной форме, а также с помощью средств аудиозаписи фиксировать ход судебного разбирательства, но фотосъемка, видеозапись, трансляция судебного заседания по радио и телевидению допускаются с разрешения суда.
Слайд 11Пример (РЖД)
Немало конфликтных ситуаций возникает при использовании журналистами средств видеотехники
и фотосъемки. Журналисты должны знать нормативные документы, на которые следует
ссылаться, отстаивая свои права.
При фотографировании объектов, принадлежащих ОАО «Российские железные дороги» сотрудники стараются ограничить фотосъемку, утверждая, что запрет основан на «Положении о проведении теле-, видео-, кино- и фотосъемок на объектах инфраструктуры общего пользования, принадлежащих ОАО «РЖД». Но в п. 2 этого документа даны определения «коммерческие съемки» и «некоммерческие съемки»; ко вторым отнесены «не требующие предварительной подготовки объектов ОАО «РЖД», целью которых является создание информационных, новостных сюжетов, рассказывающих о работе железнодорожного транспорта». Это именно то, чем и занимается представитель СМИ.
Слайд 12Пример
Если не оформить аккредитацию, то фотографирование соревнований может быть запрещено
организаторами. Основание для этого дает статья 20 ФЗ «О физической
культуре и спорте в Российской Федерации», в которой сказано, что «организаторам физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий принадлежат права на их освещение посредством трансляции изображения и (или) звука мероприятий любыми способами и (или) с помощью любых технологий, а также посредством осуществления записи указанной трансляции и (или) фотосъемки мероприятий».
Слайд 13Пример
Ограничено фотографирование осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы. Это
регламентировано статьей 24 «Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации»: представители СМИ имеют
право посещать учреждения, исполняющие наказания, по специальному разрешению администрации этих учреждений. Фото- и видеосъемка осужденных, их интервьюирование осуществляются с согласия в письменной форме самих осужденных. Съемка объектов, обеспечивающих охрану осужденных, осуществляется с разрешения в письменной форме администрации учреждения».
Иными словами, речь идет не о запрете как таковом, а о том, что в некоторых случаях для фотографирования надо получить предварительное разрешение тех или иных должностных лиц.
Слайд 14Журналист имеет право посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий
и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также
местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях. Но это право не всегда соблюдается представителями власти, особенно во время освещения митингов.
Слайд 15Пример
26 марта 2017 г. в Москве были задержаны журналисты, освещавшие
несанкционированное мероприятие. На следующий день выступил глава Союза журналистов Москвы
П.Н. Гусев, заявивший: «Мы удивлены и не понимаем, почему сотрудниками правоохранительных органов нарушались, в том числе конституционные, права журналистов на получение информации… У Союза журналистов Москвы есть соглашение с ГУВД о специальной аккредитации журналистов, которые работают на массовых мероприятиях. Новое руководство столичной полиции или не знает о нем, или почему-то его проигнорировало… Инициируем с ними новый диалог по данному поводу» (http://jourdom.ru/news/92979). Журналист не принимает участие в акции, а освещает ее с целью донести информацию о событии до общественного внимания. Но практика показывает, что этот вопрос требует более четкого регулирования.
Слайд 16Права журналиста (ст. 47 ЗоСМИ)
К законным правам журналиста отнесено и
право проверять достоверность сообщаемой ему информации. Для того, чтобы исполнять
свою обязанность сообщать достоверную информацию, журналист должен быть уверен в ее достоверности. Поэтому для ее проверки он использует предоставленные законом права запрашивать информацию, получать доступ к документам и т.д.
Слайд 17Права журналиста (ст. 47 ЗоСМИ)
Журналист имеет право излагать свои личные
суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения
за его подписью. Это основано на свободе мысли и слова. Указанное право сопрягается с правом журналиста снять свою подпись под сообщением или материалом, содержание которого, по его мнению, было искажено в процессе редакционной подготовки.
Слайд 18Права журналиста (ст. 47 ЗоСМИ)
Также у журналиста есть право отказаться
от подготовки за своей подписью сообщения или материала, противоречащего его
убеждениям. Конечно, несмотря на профессионализм, атеисту сложно работать с материалом на религиозные темы, а пацифисту – с сообщениями о военных действиях. В данном случае речь не о том, что журналист может отказаться от подготовки такого материала, а о том, что ему дано право не ставить под ним свою подпись.
Слайд 19Недопустимость злоупотребления правами журналиста
В статье 51 Закона о СМИ указано
на недопустимость злоупотребления правами журналиста. Во-первых, закон запрещает использование установленных
прав журналиста в целях сокрытия или фальсификации общественно значимых сведений, распространения слухов под видом достоверных сообщений, сбора информации в пользу постороннего лица или организации, не являющейся средством массовой информации. Во-вторых, запрещается использовать право журналиста на распространение информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан исключительно по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями.
Слайд 20Обязанности журналиста
1. Соблюдать устав редакции.
Соглашаясь быть сотрудником СМИ, журналист принимает
и заявленные в Уставе направления деятельности редакции, цели и задачи.
В некоторых уставах прописаны не только права и обязанности журналистов редакции, но и ограничения, распространяющиеся на сотрудников данного СМИ. Например, Устав редакции СМИ «Эхо Москвы» запрещает штатным журналистам «осуществлять свою профессиональную деятельность в других средствах массовой информации без санкции Главного редактора».
Слайд 21Обязанности журналиста
Журналист обязан проверять достоверность сообщаемой им информации. Имея право
проверять достоверность информации, которую сообщают ему другие, журналист обязан проверять
достоверность информации, которую сообщает он. За это он отвечает не только своей репутацией, но и в соответствии с законодательством.
Слайд 22Обязанности журналиста
Журналист обязан удовлетворять просьбы лиц, предоставивших информацию, об указании
на ее источник, а также об авторизации цитируемого высказывания, если
оно оглашается впервые. Сведения могут быть эксклюзивными (например, ученый рассказывает о своей теории, гипотезе). Он имеет право требовать, чтобы, во избежание ошибок, журналист показал ему расшифрованный материал. Журналист обязан указывать имя автора цитируемого произведения.
Слайд 23Обязанности журналиста
В обязанности журналиста входит сохранение конфиденциальности информации и ее
источника. Это требование присутствует также во всех этических кодексах и
не подвергается сомнению профессиональным сообществом. В то же время в силу статьи 41 Закона о СМИ редакция должна сообщить об источнике, если соответствующее требование поступило от суда в связи с находящимся в его производстве делом. Следует отметить, что суд может потребовать раскрыть источник информации не произвольно, а только в связи с находящимся в его производстве делом.
Слайд 24Обязанности журналиста
В обязанности журналиста входит получение согласия (за исключением случаев,
когда это необходимо для защиты общественных интересов) на распространение в
СМИ сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его законных представителей. Неприкосновенность частной жизни гражданина гарантирована статьей 23 Конституции РФ. Из этих гарантий вытекает право гражданина хранить в тайне те сведения о себе, которые он не желает обнародовать. Противозаконное распространение в СМИ сведений о частной жизни без согласия гражданина влечет наказание в соответствии со статьей 137 УК РФ.
Слайд 25Обязанности журналиста
При получении информации от граждан и должностных лиц журналист
обязан ставить их в известность о проведении аудио- и видеозаписи,
кино - и фотосъемки. Следует отметить, что речь идет не о распространении материалов, полученных с использованием скрытой съемки, а о самом факте применения технических средств без уведомления об этом. Если этот факт будет доказан, то журналисту грозит ответственность, вплоть до уголовной.
Слайд 26Обязанности журналиста
Журналист обязан ставить в известность главного редактора о возможных
исках и предъявлении иных предусмотренных законом требований в связи с
распространением подготовленного им сообщения или материала. В противном случае редакция будет вынуждена или опровергать распространенные сведения, предоставлять гражданину право на ответ, или нести ответственность в зависимости от выявленного правонарушения.
Слайд 27Обязанности журналиста
Законодатель особо подчеркивает, что журналист не только имеет право,
но и обязан отказаться от данного ему главным редактором или
редакцией задания, если оно либо его выполнение связано с нарушением закона.
Слайд 28Обязанности журналиста
Закон требует от журналиста, чтобы он предъявлял при осуществлении
профессиональной деятельности по первому требованию редакционное удостоверение или иной документ,
удостоверяющий его личность и полномочия. При отсутствии удостоверения это может официально оформленное (с подписью главного редактора и печатью редакции) редакционное задание, подтверждающее полномочия.
Слайд 29Обязанности журналиста
Журналист обязан соблюдать запрет на проведение им предвыборной агитации,
агитации по вопросам референдума при осуществлении профессиональной деятельности. (Ст. 63
ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»: «Предвыборная агитация… проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования», «Проведение предвыборной агитации в день, предшествующий дню голосования, и в день голосования запрещается».
Слайд 30Обязанности журналиста
При осуществлении профессиональной деятельности журналист обязан уважать права, законные
интересы, честь и достоинство граждан и организаций.
Журналист несет также иные
обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.
Государство гарантирует журналисту в связи с осуществлением им профессиональной деятельности защиту его чести, достоинства, здоровья, жизни и имущества как лицу, выполняющему общественный долг.
Слайд 31
Аккредитация. Ст. 48 ЗоСМИ
Размещена между статьями о правах и обязанностях
журналиста, т.к. аккредитация являет собою одно из прав, связанных с
получением информации, но также накладывает обязательства, оговоренные в правилах аккредитации.
Для того, чтобы журналист стал аккредитованным, редакция СМИ подает заявку в государственный орган или общественное объединение.
Слайд 32Аккредитация. Ст. 48 ЗоСМИ
Аккредитующие органы должны располагать сведениями персонального характера
в отношении каждого из аккредитованных журналистов (в частности, сведениями об
адресе, о номерах телефонов). С учетом этого аккредитация журналиста возможна только на основании его волеизъявления, в связи с чем предполагается и согласие журналиста на передачу редакцией определенных сведений о нем.
Слайд 33Аккредитация. Ст. 48 ЗоСМИ
Право журналиста быть аккредитованным иногда нарушается самими
законодателями. Об этом свидетельствует информация на сайте Союза журналистов Санкт-Петербурга
и Ленинградской области, который в 2018 г. направил жалобу прокурору Санкт-Петербурга, считая, что «Положение о порядке аккредитации журналистов при Законодательном Собрании Санкт-Петербурга» противоречит Закону о СМИ. (http://spbsj.ru/spb/zhurnalisty-prosiat-o-proku).
Слайд 34Аккредитация. Ст. 48 ЗоСМИ
В 2017 г. в прокуратуру обратились шесть
воронежских изданий, требуя проверить соответствие закону «Порядка аккредитации журналистов при
избирательной комиссии Воронежской области» (облизбирком считал, что может лишать представителей СМИ аккредитации на том основании, что журналисты публикуют материалы, задевающие честь и достоинство сотрудников организации). В результате была принята новая редакция «Порядка аккредитации…», в которой требования к журналистам и основания для лишения их аккредитации были приведены в соответствие с законом.
Слайд 35Аккредитация. Ст. 48 ЗоСМИ
Редакции и журналисту следует предварительно ознакомится с
правилами, которые установлены в данных органах и учреждениях. Это важно,
т.к. нарушение заявленных условий может стать причиной лишения журналиста аккредитации.
Например, Центральная избирательная комиссия РФ установила следующие обязательные правила:
«Подача заявки на аккредитацию подтверждает согласие представителей средств массовой информации с необходимостью выполнения следующих требований:
при осуществлении своей профессиональной деятельности уважать права, законные интересы, честь и достоинство избирателей, иных участников избирательного процесса, членов избирательных комиссий и работников их аппаратов;
соблюдать нормы профессиональной этики журналистов;
всесторонне, объективно и достоверно информировать читателей, телезрителей и радиослушателей о деятельности избирательных комиссий;
Слайд 36Аккредитация. Ст. 48 ЗоСМИ
не использовать свои профессиональные возможности в целях
сокрытия информации или фальсификации общественно значимых сведений, распространения слухов под
видом достоверных сообщений, сбора информации в пользу постороннего лица или организации, не являющейся средством массовой информации;
не нарушать общественный порядок и нормы поведения в помещениях избирательных комиссий».
Слайд 37Аккредитация. Ст. 48 ЗоСМИ
Государственная Дума, кроме общеобязательных требований (соблюдать нормы
профессиональной этики журналистов; всесторонне и объективно информировать читателей, телезрителей и
радиослушателей о работе Государственной Думы; не нарушать общественный порядок и нормы поведения в зданиях Государственной Думы и т.д.) предъявляет и специальные (придерживаться делового стиля одежды при посещении мероприятий в Государственной Думе).
Госорганы, организации, учреждения и общественные объединения имеют право устанавливать обоснованные квоты для аккредитации журналистов. В Государственной Думе перечень квот таков:
Слайд 39Аккредитация. Ст. 48 ЗоСМИ
При этом под парламентскими корреспондентами понимаются журналисты
СМИ, ежедневно работающие в зданиях Государственной Думы и освещающие работу
Государственной Думы. Под специальными корреспондентами - выполняющие конкретные поручения редакций по освещению работы Государственной Думы. Под техническими сотрудниками - технические специалисты редакций СМИ, обслуживающие теле- и звуковую аппаратуру и выполняющие конкретные поручения редакций по освещению работы Государственной Думы.
Слайд 40При необходимости более широкого освещения отдельных мероприятий, проводимых Государственной Думой,
редакции СМИ для журналистов и технических специалистов могут оформить дополнительную
разовую аккредитацию на основании письменной заявки.
Слайд 41Аккредитация. Ст. 48 ЗоСМИ
Если журналист аккредитован при организациях и учреждениях,
то они обязаны предоставлять ему необходимые документы о своей деятельности
(стенограммы, протоколы), извещать о предстоящих мероприятиях, создавать условия для работы (например, для ведения съемки, для записи и т.д.) Также аккредитованный журналист может присутствовать на мероприятиях организации, если они не являются закрытыми для прессы. Если заседание или совещание объявлено закрытым, то, во-первых, об этом должно быть принято официальное решение и, во-вторых, журналист и редакция должны быть об этом заранее предупреждены.
Слайд 42Аккредитация. Ст. 48 ЗоСМИ
Аккредитация может быть постоянной и временной. Временные
аккредитации оформляются чаще, т.к. ежедневно в стране проводятся сотни разовых
мероприятий. Департаменты по связям с общественностью, пресс-службы и пресс-центры организаций, которые проводят такие мероприятия, объявляют о правилах аккредитации и принимают заявки от СМИ. Например, аккредитации журналистов редакций средств массовой информации на II Конференцию «Цифровая индустрия промышленной России», которая проводилась в мае 2017 г. в Республике Татарстан (г. Иннополис), предшествовали опубликованные в интернете правила. В частности, о порядке подачи заявок (электронный адрес, время приема заявок, срок их рассмотрения), о количестве аккредитуемых представителей СМИ (квоты организаторы мероприятия объяснили желанием обеспечить журналистам максимально комфортный режим работы с учетом ограниченных возможностей площадки конференции; конкретно указано, сколько человек могут быть аккредитованы от печатных изданий, от информационных агентств, от телевизионных и от радиокомпаний), о причинах отказа в аккредитации (лицам, не являющимся представителями СМИ и представителям СМИ, специализирующимся на публикациях сугубо рекламной направленности или тематики, не относящейся к теме конференции). Детально прописаны права и обязанности аккредитованных журналистов.
Слайд 43Аккредитация. Ст. 48 ЗоСМИ
Журналист может быть лишен аккредитации, если им
или редакцией нарушены установленные правила аккредитации либо распространены не соответствующие
действительности сведения, порочащие честь и достоинство организации, аккредитовавшей журналиста, что подтверждено вступившим в законную силу решением суда.
Слайд 44Аккредитация. Ст. 48 ЗоСМИ
Рекомендация: самостояткльно ознакомиться с положением о порядке
аккредитации представителей СМИ при Московской городской Думе (https://duma.mos.ru/ru/32/page/polojenie-o-poryadke-akkreditatsii-predstaviteley-smi-pri-dume); положением об
аккредитации представителей СМИ при Краснодарском краевом суде (http://www.kubansud.ru/press_center/accreditation/).
Действие аккредитации может быть прекращено в следующих случаях: по истечении срока, на который предоставлена аккредитация; при прекращении деятельности СМИ; при прекращении трудовых отношений аккредитованного журналиста с редакцией СМИ, от которого аккредитован журналист; при отзыве аккредитации журналиста редакцией СМИ.
Слайд 45
Ответственность за нарушение законодательства о СМИ
Случаи, когда нарушаются права самих
журналистов (чиновники не отвечают на запросы редакции, журналисты не допускаются
на те или иные мероприятия, ограничивается распространение продукции СМИ) рассматриваются в главе VII Закона о СМИ «Ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации».
Слайд 46В случае нарушения законодательства к ответственности может быть привлечен любой
из участников информационного процесса, имеющий отношение к нарушению: учредители, редакции,
издатели, распространители, государственные органы, организации, учреждения, предприятия и общественные объединения, должностные лица, журналисты, авторы распространенных сообщений и материалов.
Слайд 47Под ущемлением свободы массовой информации понимается воспрепятствование законной деятельности учредителей,
редакций, издателей, журналистов, а также распространителей продукции СМИ. При этом
не имеет значения то, кто именно этому воспрепятствует – должностные лица, общественные объединения или отдельные граждане. В Законе перечислены действия, которые являются ущемлением свободы массовой информации:
Слайд 481) Осуществление цензуры.
2) Вмешательство в деятельность и нарушение профессиональной самостоятельности
редакции.
3) Незаконное прекращение либо приостановление деятельности средства массовой информации.
4) Нарушение
права редакции на запрос и получение информации.
5) Незаконное изъятие, а равно уничтожение тиража или его части.
6) Принуждение журналиста к распространению или отказу от распространения информации.
7) Установление ограничений на контакты с журналистом и передачу ему информации, за исключением сведений, составляющих государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну.
Слайд 49Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов является уголовным преступлением и наказывается
в соответствии со статьей 144 Уголовного кодекса РФ. Известны случаи
запугивания журналистов, нанесения увечий, лишения жизни. И, хотя это было связано с выполнением ими своих профессиональных обязанностей, указанная статья применялась не всегда. Например, применялись акции устрашения (угрозы, избиение) в отношении редактора газеты «Химкинская правда» М.В. Бекетова. Но уголовное дело по факту его смерти не было возбуждено.
Слайд 50Пример
В 2006 г. по этой статье был осужден член Правительства
Республики Алтай. Пользуясь служебным положением, он принуждал главных редакторов республиканских
газет к опубликованию положительной информации о работе Правительства Республики Алтай и запрещал публиковать негативные. Он грозил одному из главных редакторов увольнением. Суд признал чиновника виновным по ч. 2 ст. 144 УК РФ (воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов). Ему было назначено наказание в виде десяти месяцев лишения свободы условно с испытательным сроком 1 год. Кроме того, ему запретили в течение 1 года занимать государственные должности (http://www.genproc.gov.ru/special/smi/news/news-70688/).
Слайд 51Статья 144 УК РФ
В соответствии со статьей 144 УК РФ
воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов путем принуждения их к распространению
либо к отказу от распространения информации наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года. То же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет,
Слайд 52Статья 144 УК РФ
либо принудительными работами на срок до двух
лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной
деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Если перечисленное сопровождалось насилием над журналистом или его близкими повреждением и уничтожением их имущества, а также с угрозой применения такого насилия, то это наказывается принудительными работами на срок до пяти лет или лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Слайд 53Ответственности за иные нарушения законодательства о средствах массовой информации посвящена
статья 60 Закона о СМИ. К таким нарушениям относятся:
Учреждение СМИ
через подставное лицо, получение свидетельства о регистрации либо лицензии на вещание обманным путем, скрытая уступка лицензии или неправомерное получение льгот, установленных для специализированных СМИ.
Если будет выявлено, что СМИ зарегистрировано с нарушениями законодательства, то Роскомнадзор вправе обратиться в суд с заявлением о признании регистрации недействительной.
Слайд 54Воспрепятствование осуществляемому на законном основании распространению продукции СМИ, установление незаконных
ограничений на розничную продажу тиража периодического печатного издания.
Это влечет наложение
административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Слайд 55
Освобождение редакции и журналиста от ответственности
Природа профессии такова, что иногда
СМИ распространяют сведения, которые, как потом выясняется, не соответствуют действительности.
Причины могут быть разными: ошибся источник информации, было неточным информационное агентство, в прямом эфире интервьюируемый допустил некорректные высказывания и т.д.
Безусловно, журналист обязан проверять достоверность сообщаемой им информации. Но не всегда возможно это сделать. Если на официальном заседании выступает руководитель ведомства, который обнародует некие сведения, то у журналиста в условиях цейтнота нет возможности проверить их точность. Да в этом и нет необходимости, т.к. журналист доверяет спикеру. Точно так же, цитируя материал, опубликованный в другом издании, журналист не имеет оснований не доверять опубликованному.
Слайд 56Если выяснится, что он был введен в заблуждение, то это
не значит, что сам он хотел ввести в заблуждение читателя.
В ряде случаев закон снимает с редакции, главного редактора и журналиста вину за распространение сведений, которые не соответствуют действительности и порочат честь и достоинство граждан и организаций. Все эти случаи освобождения от ответственности описаны в статье 57 Закона о СМИ и разъяснены в п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ (2010).
Слайд 57Во-первых, если эти сведения присутствуют в обязательных сообщениях, которым посвящена
статья 35 Закона о СМИ.
Бесплатно и в предписанный срок
редакция публикует вступившее в законную силу решение суда, содержащее требование об опубликовании такого решения именно в данном СМИ, а также сообщение, касающееся деятельности редакции, если оно поступило от органа, зарегистрировавшего данное СМИ.
Если учредителями (соучредителями) СМИ являются государственные органы, то по требованию этих органов редакции обязаны публиковать их официальные сообщения в порядке, регулируемом уставом редакции (или заменяющим его договором), а также материалы, публикация которых в данных СМИ предусмотрена законодательством Российской Федерации.
Слайд 58Если СМИ является государственным, то оно обязано публиковать материалы федеральных
органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации
в порядке, установленном Федеральным законом «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации». При этом под федеральными органами государственной власти понимаются: Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации; под органами государственной власти субъектов Российской Федерации - законодательные (представительные) и исполнительные органы власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.
Слайд 59Закон обязывает государственные аудиовизуальные СМИ оперативно информировать телезрителей и радиослушателей
об иных общественно значимых фактах деятельности федеральных органов государственной власти:
о пресс-конференциях Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, Председателя Совета Федерации, Председателя Государственной Думы, об официальных визитах глав иностранных государств или правительств в Российскую Федерацию, а также об официальных визитах за рубеж Президента Российской Федерации, делегаций Совета Федерации и Государственной Думы, Правительства Российской Федерации. Полный перечень событий, которые рекомендовано освещать, содержится в статье 6 Федерального закона «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации».
Слайд 60Во-вторых, редакция, главный редактор, журналист не несут ответственности за распространение
сведений, если они получены от информационных агентств. Но при этом
обязательно должна быть ссылка на агентство, информация которого использована.
Ссылаясь на РИА «Новости», ИТАР-ТАСС, Интерфакс и другие агентства, сотни газет, телеканалов и радиостанций распространяют новости, будучи уверенными в их достоверности. Но «фейковизация» информационного пространства (засорение поддельной, фальшивой информацией, выдаваемой за правдивую) не обошла стороной и информагентства, особенно региональные. В таких случаях ссылка на источник многое поясняет.
Слайд 61В-третьих, освобождение от ответственности следует, если опубликованные сведения содержатся в
ответе на запрос информации либо в материалах пресс-служб государственных органов,
организаций, учреждений, предприятий, органов общественных объединений. Пленум Верховного Суда РФ (2010) пришел к выводу, что сведения, содержащиеся в интервью должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, учреждений, предприятий, органов общественных объединений, официальных представителей их пресс-служб, также представляют собой ответ на запрос информации.
Слайд 62В-четвертых, журналист не несет ответственности, если распространяемые им сведения являются
дословным воспроизведением фрагментов выступлений народных депутатов на съездах и сессиях
Советов народных депутатов, делегатов съездов, конференций, пленумов общественных объединений, а также официальных выступлений должностных лиц государственных органов, организаций и общественных объединений.
В данном случае важно быть уверенным в том, что выступление носит именно официальный характер и что должностное лицо находится при исполнении обязанностей. Если встреча с чиновником состоялась на улице или в кафе, то сказанное им не может восприниматься как официальное выступление и журналист не будет освобожден от ответственности за последующее распространение пусть и дословно переданных, но ложных сведений.
Слайд 63Для журналистов оптимальным является определение, данное Пленумом Верховного Суда РФ
(2010): к официальным следует относить выступления должностного лица на заранее
запланированном заседании, проведенном с участием журналистов в специально выделенном помещении в здании соответствующего органа, организации, общественного объединения и в соответствии с утвержденной повесткой дня. При этом следует выяснять, имеет ли должностное лицо полномочия на выступление от имени представляемого им органа, организации, общественного объединения, и можно ли данное выступление признать официальным с учетом времени, места и темы выступления.
Слайд 64Суд отметил: если будет установлено, что должностное лицо не было
уполномочено на официальное выступление и выражало лишь свою собственную точку
зрения (о чем было известно редакции СМИ, главному редактору, журналисту), то редакция СМИ, главный редактор, журналист не могут быть освобождены от ответственности за дословное воспроизведение такого выступления.
Второе условие, соблюдение которого освобождает журналиста от ответственности – дословное воспроизведение выступлений. Верховный Суд РФ (2010) предложил дословным воспроизведением выступлений считать такое, при котором не изменяется смысл высказываний и слова автора передаются без искажения.
Слайд 65В-пятых, освобождение от ответственности наступает, если не соответствующие действительности сведения
содержатся в авторских произведениях, идущих в эфир без предварительной записи,
либо в текстах, не подлежащих редактированию в соответствии с настоящим Законом.
Эта норма основана на том, что журналист не может и не обязан проверять сведения, которые в прямом эфире сообщает приглашенный в студию собеседник. Но следует обратить внимание на то, что речь идет только о тех произведениях, которые идут в эфир без предварительной записи.
Слайд 66Это правило распространяется и на комментарии читателей, которые размещаются без
предварительного редактирования на сайте, зарегистрированном в качестве СМИ (например, на
форуме читателей сайта). Если же будет выявлено, что такие комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации, то редакция СМИ вправе удалить их после обращения уполномоченного государственного органа, выявившего это нарушение. В этом случае редакция освобождается от ответственности. Но если после предложения об удалении комментариев они остаются доступными для пользователей сайта, то правило об освобождении от ответственности не применяется.
Слайд 67В-шестых, редакция не несет ответственности за сведения, являющиеся дословным воспроизведением
сообщений и материалов или их фрагментов, распространенных другим СМИ, которое
может быть установлено и привлечено к ответственности за данное нарушение законодательства. Эта норма не применяется, когда сообщения ранее были распространены незарегистрированным изданием, которое по закону не является средством массовой информации.
Слайд 68Соблюдение перечисленных условий не гарантирует автоматического освобождения от ответственности. Журналист
должен быть готов к тому, что его материал попытаются оспорить,
мотивируя искажением смысла выступления. Поэтому в качестве доказательств своей правоты следует хранить аудио или видеозаписи выступлений должностных лиц, скриншоты сообщений сетевых СМИ и иные документы, т.к., в соответствии со статьей 67 ГПК РФ суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.