Слайд 1Правописание суффиксов
-Чик -, -Щик-
в существительных
Слайд 2I. Организационный момент
Настроить учащихся на изучение нового материала
На сегодняшнем
уроке вы попробуете себя в роли исследователей и попытаетесь самостоятельно
вывести орфографическое правило.
Слайд 3Наша цель:
Познакомиться с суффиксами –чик-, - щик- и правилом написания
букв Ч и Щ в суффиксах существительных.
Слайд 4II. Создание мотивационной установки на изучение темы
Создание положительного эмоционального настроя
на восприятие темы
Ученик готовил информацию о происхождении и значении
слова.
Слово «профессия» - официальное объявление о своей специальности (лат.) –
Задание «Все работы хороши, выбирай на вкус!» Знаешь ли ты профессии? А помогут тебе вспомнить их названия суффиксы.
На доске записаны суффиксы: -чик, -щик, -ник, -ист, - ец, -арь, -ёр, -ач
Назовите слова с этими суффиксами (наладчик, сварщик, лесник, артист, певец, лекарь, дирижер, скрипач)
Правописание большинства из этих суффиксов надо запоминать, и только написание двух суффиксов подчиняется орфографическому правилу. Это суффиксы –чик, -щик.
Слайд 51.Ориентировочно-мотивационный акт
Создание проблемной ситуации с целью выявления пробелов в знаниях
учащихся, таким образом будет осуществлен переход к необходимости изучения этого
правила.
Совместная с детьми постановка учебной задачи, мотивация на предстоящую деятельность
Слайд 6Суффикс
Наименьшая значимая часть слова, которая находится после корня и служит
для образования новых слов.
Слайд 7Посмотрите на слова, что в них обозначают суффиксы
-Чик- и
-Щик-:
объездчик
прокатчик
грузчик
разносчик
перебезчик
обойщик
Фонарщик
Танцовщик
Прицепщик
Съемщик
Слайд 8Задание Прочитайте вслух выделенные существительные и скажите, соответствует ли произношение
их написанию.
Резчик, грузчик, подписчик, рассказчик, перебежчик, переплетчик, летчик, переводчик, шлифовщик,
проектировщик, выдумщик, каменщик, разведчик, разносчик
Этап выявления недостаточного звена системы знаний, возникновение конфликта между незнанием и знанием.
Вывод: произношение не соответствует написанию в тех словах, где суффикс –чик-. Обдумай версию. Если нам не помогает произношение, то как выбрать
Слайд 9III. Изучение нового учебного материала (поисково-исследовательский акт)
1. Этап целеполагания: подведение
учащихся в процессе поисковой деятельности к самостоятельному постижению нового материала
(недостающего знания), формирование выводов, их фиксирование в модельной форме, удобной для запоминания и «наращивания» в последующей работе
Слайд 10Основной метод работы – беседа, коллективный диалог
Подчеркните слова с суффиксом
–чик.
Попробуйте выявить закономерность написания этого суффикса.
Подсказка: пять лучей
– пять условий.
Слайд 11доклаДчик
пулемеТчик
груЗчик
забойщик
пилильщик
Когда пишется суффикс
–ЧИК-?
Слайд 13Правило
В суффиксе существительных -чик (-щик) после букв д-т,з-с и ж
пишется буква ч.
В остальных случаях пишется буква щ.
СмаЗчик (смазать).
КамеНщик (не
на д-т,з-с,ж).
Слайд 14IV. Практический этап
Учащиеся учатся применять полученные теоретические знания для решения
частных практических задач. Задание . Цель задания: Научиться применять выведенное
правило на практике.
Слайд 15Извоз..ик
Прессов..ик
Рез..ик (по кости)
Груз..ик
Развед..ик
Подбор..ица (мехов)
Съем..ик (дачи)
Обруб..ик
Уклад..ица
Формов..ица
Смаз..ик
Обход..к (путей)
Перебеж..ик
Аппарат..ица
Слайд 16Назовите второе значение суффикса -ЧИК-…
Сарайчик – грузчик
Магазинчик – летчик
Стульчик –
докладчик
Карманчик – подписчик
Слайд 18Отгадайте слово по его толкованию
1.Тот кто перебежал к врагу, изменник
- …
2. рабочий, специалист по бетонным работам-…
3. тот, кто подносит,
доставляет что-нибудь-…
4.рабочий, специалист по кирпичной каменной кладке-…
5.рабочий по проходке горных выработок-…
6.рабочий, специалист по типографическому набору-…
7.работник, ведущий учет кого-нибудь, чего-нибудь-…
8.лицо, которое снимает, арендует помещение-…
9.рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь-…
10.работник бани, обслуживающий посетителей-…
Слайд 19ответы
1.Тот кто перебежал к врагу, изменник – перебежчик
2. рабочий, специалист
по бетонным работам - бетонщик
3. тот, кто подносит, доставляет что-нибудь
- подносчик
4.рабочий, специалист по кирпичной каменной кладке - каменщик
5.рабочий по проходке горных выработок - проходчик
6.рабочий, специалист по типографическому набору - наборщик
7.работник, ведущий учет кого-нибудь, чего-нибудь - учетчик
8.лицо, которое снимает, арендует помещение - съемщик
9.рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь - смазчик
10.работник бани, обслуживающий посетителей - банщик
Слайд 20Индивидуальное задание
вставьте пропущенные буквы:
Карточка №1
Камен…
Водопровод…
Барабан…
Полиров…
Сбор…
Газет…
Рассказ…
Стеколь…
Бетон…
Вагон…
Карточка №2
Перевод…
Буриль…
Разнос…
Портфель…
Пулемет…
Уголь…
Набор…
Компьютер…
Забастов…
Зачин…
Слайд 21Проверим себя
1) в каком слове пишется буква – Ч -
?
А. Танцов..ик;
Б. Забой..ик;
В. Груз..ик
Г. Обой..ик
Слайд 22Проверим себя
2) В каком ряду во всех словах пропущена одна
и та же буква?
А. прицеп..ик, разнос..ик, пулемет..ик
Б. доклад..ик, прокат..ик, обруб..ик
В. Перебез..ик, подбор..ица, лет..ик
Г. подпис..ик, извоз..ик, проход..ик
Слайд 23V. Рефлексивно-оценочный акт
Цель: создание условий, когда требование к себе через
рефлексию собственных действий ученик предъявляет сам. Задание. Представь себе, что
твой друг заболел, пропустил урок. Смог бы ты объяснить эту орфограмму другу? Если да, то письменно объясни и приведи примеры.
Слайд 24Подведем итоги
Над какой орфографической проблемой мы сегодня работали?
Как мы ее
решили?
Для чего надо знать значение суффиксов?
Какую роль играют в языке
суффиксы?
Слайд 25VI. Этап домашнего задания
Цель: применение полученных знаний, самоконтроль, развитие
речи и творческих способностей.
Выучить правило на странице 102
«3» Упр.
248
«4» Составить диктант из 15 слов на данное правило
«5» Составить текст (10-12 предложений), используя слова с суффиксами –чик - щик