Разделы презентаций


Правописание суффиксов - Чик -, -Щик- в существительных

Содержание

I. Организационный моментНастроить учащихся на изучение нового материала На сегодняшнем уроке вы попробуете себя в роли исследователей и попытаетесь самостоятельно вывести орфографическое правило.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Правописание суффиксов -Чик -, -Щик- в существительных

Правописание суффиксов  -Чик -, -Щик-  в существительных

Слайд 2I. Организационный момент

Настроить учащихся на изучение нового материала
На сегодняшнем

уроке вы попробуете себя в роли исследователей и попытаетесь самостоятельно

вывести орфографическое правило.
I. Организационный моментНастроить учащихся на изучение нового материала На сегодняшнем уроке вы попробуете себя в роли исследователей

Слайд 3Наша цель:
Познакомиться с суффиксами –чик-, - щик- и правилом написания

букв Ч и Щ в суффиксах существительных.

Наша цель:Познакомиться с суффиксами –чик-, - щик- и правилом написания букв Ч и Щ в суффиксах существительных.

Слайд 4II. Создание мотивационной установки на изучение темы
Создание положительного эмоционального настроя

на восприятие темы
Ученик готовил информацию о происхождении и значении

слова.
Слово «профессия» - официальное объявление о своей специальности (лат.) –
Задание «Все работы хороши, выбирай на вкус!» Знаешь ли ты профессии? А помогут тебе вспомнить их названия суффиксы.
На доске записаны суффиксы: -чик, -щик, -ник, -ист, - ец, -арь, -ёр, -ач
Назовите слова с этими суффиксами (наладчик, сварщик, лесник, артист, певец, лекарь, дирижер, скрипач)
Правописание большинства из этих суффиксов надо запоминать, и только написание двух суффиксов подчиняется орфографическому правилу. Это суффиксы –чик, -щик.
II. Создание мотивационной установки на изучение темыСоздание положительного эмоционального настроя на восприятие темы Ученик готовил информацию о

Слайд 51.Ориентировочно-мотивационный акт
Создание проблемной ситуации с целью выявления пробелов в знаниях

учащихся, таким образом будет осуществлен переход к необходимости изучения этого

правила.
Совместная с детьми постановка учебной задачи, мотивация на предстоящую деятельность
1.Ориентировочно-мотивационный актСоздание проблемной ситуации с целью выявления пробелов в знаниях учащихся, таким образом будет осуществлен переход к

Слайд 6Суффикс
Наименьшая значимая часть слова, которая находится после корня и служит

для образования новых слов.

СуффиксНаименьшая значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.

Слайд 7Посмотрите на слова, что в них обозначают суффиксы -Чик- и

-Щик-:
объездчик
прокатчик
грузчик
разносчик
перебезчик

обойщик
Фонарщик
Танцовщик
Прицепщик
Съемщик

Посмотрите на слова, что в них обозначают суффиксы  -Чик- и -Щик-:объездчикпрокатчикгрузчикразносчикперебезчикобойщикФонарщикТанцовщикПрицепщикСъемщик

Слайд 8Задание Прочитайте вслух выделенные существительные и скажите, соответствует ли произношение

их написанию.
Резчик, грузчик, подписчик, рассказчик, перебежчик, переплетчик, летчик, переводчик, шлифовщик,

проектировщик, выдумщик, каменщик, разведчик, разносчик
Этап выявления недостаточного звена системы знаний, возникновение конфликта между незнанием и знанием.
Вывод: произношение не соответствует написанию в тех словах, где суффикс –чик-. Обдумай версию. Если нам не помогает произношение, то как выбрать
Задание Прочитайте вслух выделенные существительные и скажите, соответствует ли произношение их написанию.Резчик, грузчик, подписчик, рассказчик, перебежчик, переплетчик,

Слайд 9III. Изучение нового учебного материала (поисково-исследовательский акт)
1. Этап целеполагания: подведение

учащихся в процессе поисковой деятельности к самостоятельному постижению нового материала

(недостающего знания), формирование выводов, их фиксирование в модельной форме, удобной для запоминания и «наращивания» в последующей работе
III. Изучение нового учебного материала (поисково-исследовательский акт)1. Этап целеполагания: подведение учащихся в процессе поисковой деятельности к самостоятельному

Слайд 10Основной метод работы – беседа, коллективный диалог
Подчеркните слова с суффиксом

–чик.
Попробуйте выявить закономерность написания этого суффикса.
Подсказка: пять лучей

– пять условий.
Основной метод работы – беседа, коллективный диалогПодчеркните слова с суффиксом –чик. Попробуйте выявить закономерность написания этого суффикса.

Слайд 11доклаДчик пулемеТчик груЗчик забойщик пилильщик
Когда пишется суффикс
–ЧИК-?

доклаДчик пулемеТчик груЗчик забойщик пилильщикКогда пишется суффикс –ЧИК-?

Слайд 13Правило
В суффиксе существительных -чик (-щик) после букв д-т,з-с и ж

пишется буква ч.
В остальных случаях пишется буква щ.
СмаЗчик (смазать).
КамеНщик (не

на д-т,з-с,ж).
ПравилоВ суффиксе существительных -чик (-щик) после букв д-т,з-с и ж пишется буква ч.В остальных случаях пишется буква

Слайд 14IV. Практический этап
Учащиеся учатся применять полученные теоретические знания для решения

частных практических задач. Задание . Цель задания: Научиться применять выведенное

правило на практике.
IV. Практический этапУчащиеся учатся применять полученные теоретические знания для решения частных практических задач. Задание . Цель задания:

Слайд 15Извоз..ик
Прессов..ик
Рез..ик (по кости)
Груз..ик
Развед..ик
Подбор..ица (мехов)
Съем..ик (дачи)


Обруб..ик
Уклад..ица
Формов..ица
Смаз..ик
Обход..к (путей)
Перебеж..ик
Аппарат..ица

Извоз..икПрессов..икРез..ик (по кости)Груз..икРазвед..икПодбор..ица (мехов)Съем..ик (дачи)Обруб..икУклад..ица Формов..ицаСмаз..ик Обход..к (путей)Перебеж..икАппарат..ица

Слайд 16Назовите второе значение суффикса -ЧИК-…

Сарайчик – грузчик
Магазинчик – летчик
Стульчик –

докладчик
Карманчик – подписчик

Назовите второе значение суффикса -ЧИК-…Сарайчик – грузчикМагазинчик – летчикСтульчик – докладчикКарманчик – подписчик

Слайд 17Заполни таблицу

Заполни таблицу

Слайд 18Отгадайте слово по его толкованию
1.Тот кто перебежал к врагу, изменник

- … 2. рабочий, специалист по бетонным работам-… 3. тот, кто подносит,

доставляет что-нибудь-… 4.рабочий, специалист по кирпичной каменной кладке-…
5.рабочий по проходке горных выработок-…
6.рабочий, специалист по типографическому набору-…
7.работник, ведущий учет кого-нибудь, чего-нибудь-…
8.лицо, которое снимает, арендует помещение-…
9.рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь-…
10.работник бани, обслуживающий посетителей-…
Отгадайте слово по его толкованию1.Тот кто перебежал к врагу, изменник - … 2. рабочий, специалист по бетонным

Слайд 19ответы
1.Тот кто перебежал к врагу, изменник – перебежчик
2. рабочий, специалист

по бетонным работам - бетонщик 3. тот, кто подносит, доставляет что-нибудь

- подносчик
4.рабочий, специалист по кирпичной каменной кладке - каменщик
5.рабочий по проходке горных выработок - проходчик
6.рабочий, специалист по типографическому набору - наборщик
7.работник, ведущий учет кого-нибудь, чего-нибудь - учетчик
8.лицо, которое снимает, арендует помещение - съемщик
9.рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь - смазчик
10.работник бани, обслуживающий посетителей - банщик

ответы1.Тот кто перебежал к врагу, изменник – перебежчик2. рабочий, специалист по бетонным работам - бетонщик 3. тот,

Слайд 20Индивидуальное задание вставьте пропущенные буквы:
Карточка №1
Камен…
Водопровод…
Барабан…
Полиров…
Сбор…
Газет…
Рассказ…
Стеколь…
Бетон…
Вагон…
Карточка №2
Перевод…
Буриль…
Разнос…
Портфель…
Пулемет…
Уголь…
Набор…
Компьютер…
Забастов…
Зачин…

Индивидуальное задание вставьте пропущенные буквы:Карточка №1Камен…Водопровод…Барабан…Полиров…Сбор…Газет…Рассказ…Стеколь…Бетон…Вагон…Карточка №2Перевод…Буриль…Разнос…Портфель…Пулемет…Уголь…Набор…Компьютер…Забастов…Зачин…

Слайд 21Проверим себя
1) в каком слове пишется буква – Ч -

?

А. Танцов..ик;
Б. Забой..ик;
В. Груз..ик
Г. Обой..ик

Проверим себя1) в каком слове пишется буква – Ч - ?А. Танцов..ик;Б. Забой..ик;В. Груз..икГ. Обой..ик

Слайд 22Проверим себя
2) В каком ряду во всех словах пропущена одна

и та же буква?

А. прицеп..ик, разнос..ик, пулемет..ик
Б. доклад..ик, прокат..ик, обруб..ик


В. Перебез..ик, подбор..ица, лет..ик
Г. подпис..ик, извоз..ик, проход..ик
Проверим себя2) В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?А. прицеп..ик, разнос..ик, пулемет..икБ.

Слайд 23V. Рефлексивно-оценочный акт
Цель: создание условий, когда требование к себе через

рефлексию собственных действий ученик предъявляет сам. Задание. Представь себе, что

твой друг заболел, пропустил урок. Смог бы ты объяснить эту орфограмму другу? Если да, то письменно объясни и приведи примеры.
V. Рефлексивно-оценочный актЦель: создание условий, когда требование к себе через рефлексию собственных действий ученик предъявляет сам. Задание.

Слайд 24Подведем итоги
Над какой орфографической проблемой мы сегодня работали?
Как мы ее

решили?
Для чего надо знать значение суффиксов?
Какую роль играют в языке

суффиксы?
Подведем итогиНад какой орфографической проблемой мы сегодня работали?Как мы ее решили?Для чего надо знать значение суффиксов?Какую роль

Слайд 25VI. Этап домашнего задания Цель: применение полученных знаний, самоконтроль, развитие

речи и творческих способностей.
Выучить правило на странице 102
«3» Упр.

248
«4» Составить диктант из 15 слов на данное правило
«5» Составить текст (10-12 предложений), используя слова с суффиксами –чик - щик
VI. Этап домашнего задания  Цель: применение полученных знаний, самоконтроль, развитие речи и творческих способностей.Выучить правило на

Слайд 26Спасибо за внимание 

Спасибо за внимание 

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика