Слайд 2.
Цветной диктант
1. Пр…землиться
2. Пр…красный
3. Пр…градить
4. Пр…школьный
5. Пр…интересный
6. Пр…рвать
7. Пр…шить
8. Пр…открыть
Если в приставке пишется буква И, то закрашивается сектор красным
цветом.
Если – Е, то зелёным цветом.
Слайд 4
Ра…стояние: версты, мили
Нас ра…ставили, ра…садили,
Чтобы тихо себя вели,
По двум разным
концам земли.
Ра…стояние: версты, дали...
Нас ра…клеили, ра…паяли,
В две руки ра…вели, ра…пяв,
И
не знали, что это – сплав.
Выпишите слова с пропущенными буквами, обозначьте орфограмму.
Слайд 5Невежество – ночь ума, ночь безлунная и беззвёздная.
Цицерон
Цицерон Марк
Туллий, древнеримский политический деятель
Слайд 6Искать
поискать, подыскать
Играть
поиграть, сыграть
Запишите слова, выделите корни
Слайд 7Буквы ы – и в корне после приставок
Слайд 8 1. После приставок, оканчивающихся на гласный, в корне, который
начинается с и, пишется буква и (в соответствии с произношением):
играть — заиграть, искать — поискать.
2. После русских приставок, оканчивающихся на согласный (об-, под-, раз-, без-, над-, пред-, с-, из- и др.) и в корне слова переходит в ы (в соответствии с произношением): играть — обыграть, искать — разыскать, идейный — безыдейный, история — предыстория и др.
Исключениями являются приставки меж- и сверх-, после которых в корне пишется и: межинститутский, сверх- изысканный.
3. После иноязычных приставок, оканчивающихся на согласный (дез-, пан-, пост-, контр-, суб-, супер-, транс-), буква и в корне сохраняется: дезинформация, контригра.
4. И сохраняется также в сложных словах: двухигольчатый, спортинвентарь.
Слайд 9
Объяснительный диктант
Выпишите из предложений слова в тетрадь
на изучаемую нами орфограмму, объясните их правописание.
1) Безыдейность, равнодушие, бездуховность надо изживать всеми силами.
2) К вечеру разыгралась метель.
3) Жюри подытожило результаты состязаний.
4) Я не терял надежды сыскать дорогу.
5) Необходимо наладить выпуск межинтернатской электронной газеты.
6) За годы войны пединститут пострадал больше всех томских вузов, перенеся шесть переездов с места на место.
7) В предыдущем номере журнала была интересная статья о дельфинах.
Слайд 10Творческий диктант
Подберите приставку, способную изменить слово, запишите получившиеся слова.
История
––––––>
Играть ––––––>
Интересный ––––––>
Имя ––––––>
Слайд 11Вставьте нужные слова в правило, которому подчиняется орфограмма.
После ________________, которая
оканчивается на ____________________, пишется буква _____ , если исходное слово
начинается с буквы _______: итожить ––> подытожить, искать ––> изыскать, инициативный ––> безынициативный.
2. Смены И на Ы не происходит после приставок ______________________ происхождения: постиндустриальный, суперигра.
3. Смены И на Ы не происходит после приставок _______________________ : межинститутский, сверхизвестный.
4. Смены И на Ы не происходит в ____________________________ словах: спортинвентарь, пединстиут. Смены И на Ы не происходит в слове ____________________________________.
Задание. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните выбор гласной.
Без…дейное произведение, без…мянная речка, без…нициативный работник, учиться в мед…нституте, раз…грать дебют, контр…гра противника, меж…здательское соглашение,
сверх…нтересная игра.
Параграф 32 (учить правило).
Творческое задание (по желанию): сочинить лингвистическую сказку
на тему «Правописание И и Ы в корне после приставки» или придумать словарный диктант с изученной орфограммой (10-15 слов).
Слайд 14Приставки на согласный
Не любят букву и,
Её в начале корня
замучили они,
Отправили в отставку –
ы служит тем приставкам!
Лишь сверх
– боится ссоры
И с буквой и не вздорит.
Сверхинтересно подытожить:
Без правил жить совсем негоже!