считают свое учение древнеотеческим учением. Расколоучители ложно прикрываются сим титлом…
Они все твердят, что их толки суть древлеотеческое предание. Какое древлеотеческое? Все это новые выдумки. Древлеотеческое Предание содержится Православной Церковью.
Мы заимствовали св. учение от св. Православной Греческой Церкви, и все священные книги от нее к нам перешли. Книги сии в древности все содержали так, как мы теперь содержим. Но лет за 100 или 150 до блаженного патриарха Никона и государя Алексея Михайловича переписчики неопытные начали их портить, и в продолжение сего времени все портили и портили и наконец до того все перепортили, что терпеть уже нельзя было.
Вот как дело было: тотчас по крещении наших праотцов при св. Равноапостольном князе Владимире приняты были священные книги от греков в славянском переводе; и когда были нужны кому, тот нанимал переписчиков, они списывали их. Пока были у нас греки митрополитами, они зная хорошо и греческий и славянский языки и строго следя за переписчиками, тотчас же исправляли, если замечали ошибки. Но когда греки перестали у нас быть митрополитами, русские, не зная греческого языка, не могли замечать ошибок. Так книги начали портиться.
Эти порчи, внесенные в книги в книги, все без изъятия были новины. Когда потом их отменили и книги поставили в тот вид, как было издревле, - разве это значило, что новину внесли в книги?! Не новину внесли, а возвратили их на старое. В наших книгах теперь все так, как есть в греческих и как в наших древних, после равноапостольного князя Владимира…Стало, старые книги у нас, а не у раскольников, и древлеотеческое Предание тоже у нас, а не у них. У них же все новины, книги новы и предание ново… Их книгам не больше трех, много трехсот лет; а нашим – 1000 есть и более. А когда станут они уверять, что у них древлеотеческое предание, спросите их, где у вас древлеотеческое предание – у поповцев или беспоповцев, у филлиповцев или федосеевцев, у спасова согласия или у перекрещенцев, или у новых австрийских проходимцев? Разве древлеотеческих преданий десять? Ведь оно одно. Пока оно у них не одно, стало, оно и не есть древлеотеческое, а все человеческие выдумки. У нас оно одно, и совершенно согласно с древнейшими Преданием нашим, согласно с греками и всеми православными христианами, на всей земле существующими…
Судя по сему, ясно, как день, что у них нет истины, нет последования Христу, нет Церкви. А когда нет Церкви, нет спасения: ибо только в Церкви спасение, как в ковчеге Ноевом. Церковь Христова имеет священство. У них нет священства; стало, нет и Церкви. Церковь Христова имеет Таинства. У них некому практически совершать Таинств; следовательно, у них и Церкви нет…
Невежество тех времен исказило чистоту нашего древлеотеческого вероучения… И между тем все это прикрывалось святыми именами православия и священной древности. Патриарх Никон ввел проповедь, упорядочил богослужение и вернул ему прежнее благолепие. Приверженность к старым церковным обрядам сама по себе не есть еще раскол. Она есть следствие раскола, признаком которого является противление церковной власти, нарушение церковного мира и единства».
Святитель Феофан Затворник Вышенский
о старообрядчестве, 1864 г. г.Суздаль