Слайд 1Православные и старообрядческие храмы на территории поселения «Соболевское» и
его границах
Проект учащихся 8 класса
МБОУ «Соболевская СОШ» по предмету
«Духовное краеведение Подмосковья»
Слайд 4Географическое положение поселения
Сельское поселение «Соболевское» расположено на юго-западе Орехово-Зуевского района,
расстояние до районного центра 50 км, до ближайшего города Куровское
- 25 км. Граничит с Раменским, Павлово-Посадским, Воскресенским районами.
Включает в себя 10 деревень: д. Соболево, с. Хотеичи, д. Алексеевская, д. Минино, д. Смолёво, д. Лопаково, д. Молоково, д. Асташково, д. Лашино и п. Шевлягино, в которых проживает 3 тыс. человек.
В 0,2 км к югу от деревни протекает река Нерская. Высота над уровнем моря 115 м.
Этот край отличался низменной местностью, покрытой топкими болотами и густой зарослью корявого леса, песчаной почвой, неудобной для хлебопашества.
Слайд 5Первые стоянки Русской равнины
Считается, что люди обжили Русскую равнину в
верхнем палеолите. К этому периоду относится стоянка древнего человека —
Сунгирь под Владимиром. Возраст стоянки — около 25 тысяч лет. Это было сезонное охотничье стойбище, которым пользовались, как полагают ученые, на протяжении двух-трех тысяч лет. Сегодня этот памятник находится под охраной ЮНЕСКО.
Слайд 6Первые москвичи относились
к финно-угорским племенам
С VIII–VII веков до н.
э. земли от Вологды до Смоленска населяла дьяковская археологическая культура. Только в границах современной Москвы обнаружено
10 дьяковских городищ — все они были построены на высоких мысах при слиянии рек. Именно так возникло древнейшее поселение на месте Московского Кремля. Известно, что дьяковцы относились к финно-угорским племенам. Именно от их потомков — племен меря и весь — нам достались многие названия рек: Яхрома, Кашира, Вологда, Вычегда.
Дьяковцы вели оседлый образ жизни — в каждом городище проживало от 50 до 200 человек. Примерно с IV века до н. э. широко распространилось железо и выросло благосостояние родов, а поэтому участились и грабительские набеги. Дьяковцы стали укреплять свои поселения частоколами, земляными валами и рвами. Основным занятием их было скотоводство: они разводили лошадей. Причем в основном на еду, как тягловую силу коней практически не использовали. Также население охотилось: на лосей и оленей, медведей и кабанов. Шкурки бобров, лис, куниц и выдр использовали как ходовую валюту во время обмена с другими племенами.
Слайд 7Мертвых дьяковцы сжигали и хоронили в «домиках мертвых». Такие захоронения
нашли в Березняках на реке Волге (сегодня Ярославская область), недалеко
от Саввино-Сторожевского монастыря в Московской области. Одна из гипотез говорит, что сказочная избушка на курьих ножках Бабы-яги — это найденные в лесу «домики» дьяковцев.
Слайд 8История развития поселения
Населенные пункты, в настоящее время объединённые в сельское
поселение «Соболевское», до революции и некоторое время после неё принадлежали
не только к разным волостям и уездам, аналогам современных районов, но и к разным губерниям – областям нашего времени.
Например, в XIX веке деревни Соболево, Асташково, Минино, Молоково, Смолево и поселок Шевлягино входили в состав Карповской волости Богородского уезда.
А деревни Алексеевская, Лашино и село Хотеичи относились к Ильинской волости Богородского уезда.
5 января 1921 г. постановлением ВЦИК был образован Орехово-Зуевский уезд, Беззубовсная и Ильинская волости были включены в состав Егорьевского уезда Рязанской губернии, Карповская волость осталась в составе Богородского уезда.
В 1929 г. началось проведение новой административно-территориальной реформы. Губернии реорганизовывались в области, уезды в районы, волости упразднялись совсем. Постановлением ВЦИК от 12 июля 1929 года Орехово-Зуевский уезд был преобразован в Орехово-Зуевский район Московской области, а волости - в сельские советы.
Слайд 9Уезды Московской губернии
Московская губерния была образована 18 декабря 1708 года и
просуществовала до административной реформы 1929 года.
В состав Московской губернии
до 1917 года входило 13 уездов:
Слайд 10История развития поселения
1959 год - объединение Орехово-Зуевского и Куровского районов
в один с центром в Орехово-Зуеве. Орехово-Зуевский район получил свои
современные границы.
28 февраля 2005 г Губернатором Московской области Б.В. Громовым подписан Закон Московской области «О статусе и границах Орехово-Зуевского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований», по которому сельские округа переводились в статус сельских поселений.
Слайд 11Закон Московской области № 211/2017-ОЗ «Об организации местного самоуправления на
территории Орехово-Зуевского муниципального района»
Статья 1: Объединить территории городского поселения
Дрезна, городского поселения Куровское, городского поселения Ликино-Дулёво, сельского поселения Белавинское, сельского поселения Горское, сельского поселения Давыдовское, сельского поселения Дороховское, сельского поселения Ильинское, сельского поселения Новинское, сельского поселения Соболевское (далее – поселения) без изменения границ Орехово-Зуевского муниципального района.
В состав территории Орехово-Зуевского муниципального района входят территории городов и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями.
Наделить городское поселение, образованное путем вышеуказанного изменения состава территории Орехово-Зуевского муниципального района, статусом городского округа (далее – городской округ Ликино-Дулёво).
История развития поселения
Слайд 12Деревня Соболево до революции входила в состав Карповской волости Богородского
уезда. В 1852 г. имела 139 дворов с населением 527
человек.
В Соболеве существовало производство разнообразной шелковой материи, принадлежащие купцу Александру Петровичу Крюкову, бумаго-ткацкая фабрика купца Гавриила Парфеньевича Анохина.
Скудные гуслицкие почвы все же давали урожай некоторых культур, необходимых для пропитания. Но лучше всего в крае рос хмель. Гуслицкое хмелеводство было хорошо известно как по России, так и за рубежом. Местная порода одно время даже составляла неплохую конкуренцию. знаменитым баварским и богемским сортам, но потом, ввиду того, что гуслицкий хмель не такой ароматный, гуслякам пришлось осваивать разведения зарубежных сортов. Зарубежные хмелеводы, пивовары и скупщики хмеля чувствовали в гусляках страшных конкурентов и через обосновавшихся в российской пивоваренной промышленности немцев старались заглушить в России, в Гуслицах в частности, эту важную отрасль . Хмель выращивали в местных колхозах и в советское время. Отказались от него только в 1960-начале 1970-х гг.
Слайд 13Современная жизнь с/п Соболевское представлена работой медицинских и образовательных учреждений,
организаций связи, предприятиями бытового обслуживания. Приоритетным становится развитие автозаправочных комплексов,
сети магазинов, отличающихся широким ассортиментом товаров и высоким уровнем обслуживания покупателей.
Слайд 14Карта размещения храмов,
действующих и разрушенных
Игнатьево
Карпово
Алексеевская
Слайд 15Православные храмы
на территории поселения «Соболевское»
Слайд 16Село Хотеичи
Из гуслицких сел и деревень выделялось село Хотеичи.
В отличие от соседей, жители не занимались ткачеством. Они специализировались
на выделке гребней, пуговиц и других изделий из рогов домашних животных. Этим промыслом занималось практически все мужское население большого, трехтысячного села. Жители соседних селений дразнили хотеичцев "гребешниками". Существовали и другие кустарные промыслы. В конце XX столетия в селе Хотеичи производство гребешков было окончено.
Село Хотеичи расположено на берегу р. Нерской при впадении в нее р. Гуслицы. Село большое - длинной около трех километров вдоль центральной улицы. Кроме главной, длинной улицы, в селе распланировано много побочных улиц и переулков.
Над сельскими постройками возвышается Троицкий Храм.
Слайд 17Троицкий храм села Хотеичи
http://hramhoteichi.ru
Слайд 18В начале ХVII в. «в селе Хотеичах на речке Мерзке»
Московского уезда Гуслицкой волости стояла деревянная церковь во имя великомученика
Никиты.
В 1631- 1633 г. ее деревянная церковь во имя Св. Великомученика Никиты принадлежала Коломенской епархии.
В 1646 г . "в селе Хотевичах" упоминалась церковь Благовещения Пресвятой Богородицы.
Троицкая каменная пятиглавая церковь и трапезная с Благовещенским и Никольским приделами , декорированная в духе провинциального классицизма, сооружена в 1811-1823 при помощи графини И. И. Воронцовой. В 1851 г. владелец села М.П. Позен соорудил каменную колокольню вместо деревянной и соединил её с храмом. К 1879 г была завершена роспись храма.
Закрыли Троицкий храм 7 января 1939 г. после последней Рождественской службы.
По благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия приходская жизнь в поруганном храме начала возрождаться в 1995 г.
Слайд 19Храм с трудной судьбой
https://vk.com/video-31733151_161927362
Слайд 21Деревня Минино.
Церковь Троицы Живоначальной
Мининский приход, образованный из дальних
деревень прихода села Карпово, получил самостоятельность в 1910. Небольшая деревянная
пятиглавая церковь с колокольней, построенная по проекту 1906, стояла между деревнями Минино и Лопаково. Закрыта и разобрана в сер. ХХ в.
Слайд 22Деревня Лашино
Название связано с производной формой календарного личного имени Галактион — Лаша, образованного
от его просторечной формы Лактион.
Старожилы же говорят, что некогда эти
места облюбовали два монаха. Звали их Лашак и Буслак. Поставили они здесь часовенку и первые дома. Было это в 12 веке. От Лашака и пошло название деревни — Лашино, а от Буслака одна из коренных местных фамилий — Буслаковы.
Рядом с деревней протекает речка с романтическим и нежным названием Улонушка.
По переписи 1852 года, как отмечено в книге «Наша малая родина», Лашино принадлежало поручику Николаю Петровичу Желтухину и имела 86 дворов с населением свыше 500 человек обоего пола.
В 1926 году деревня входила в Алексеевский сельсовет Ильинской волости Егорьевского уезда Московской губернии, имелась школа 1-й ступени.
•В деревне некогда стояла часовня. Верующие ходят в Троицкий храм села Хотеичи, который был поставлен на месте бывшей церкви во второй половине 19 века. Православная часовня сегодня разрушена.
Слайд 23Часовня в д. Лашино
Бардонова Юлия:
«Этот дом находится в Московской области.
Орехово-Зуевском районе. д. Лашино
По словам моих бабушки и дедушки, раньше
на этом месте стояла маленькая часовня. Раньше этот дом принадлежал моему деду Соловьеву Борису Сергеевичу. После свадьбы, в нем стала проживать моя бабушка Соловьева Валентина Павловна.
В этом же доме родилась моя мама и мой родной дядя. В нашей семье это место считается особенным. И надеюсь этот дом сохранится надолго.»
Слайд 24старообрядческие храмы
на территории поселения «Соболевское»
Слайд 25Храмы и общины старообрядчества на карте Московской области
Слайд 26Впервые название «Гуслица» встречается в духовных грамотах Ивана Калиты в
первой половине XIV столетия. Гуслицей называлась волость с центром в
одноименном селе, которое ныне называется Ильинский погост. Село в свою очередь находится на берегах речки Гуслицы и скорее всего получило имя от нее. Гуслица – единственная в России речка с музыкальным названием. Местные краеведы могут рассказать немало легенд о том, как в речку бросали гусли, вымачивали в ней древесину для изготовления этого музыкального инструмента.
Гуслица – это переиначенное на славянский лад более древнее финское название, возникшее из слов близких «guus» и «kuus» в значении «ель», «сосна» или «хвойное дерево». Хвойных деревьев по берегам Гуслицы всегда росло немало.
Слайд 27Волость Гуслицу времен Ивана Калиты к сожалению нельзя показать на
карте, т.к. не известны ее границы, но волостные границы более
поздних времен известны хорошо. Позднее волость была упразднена и название, только уже во множественном числе сохранилось благодаря местным старообрядцам и их самобытной культуре. Принято считать, что до раскола середины XVII столетия Гуслицкий край был малонаселенным из-за песчаных и болотных почв мало способствующих развитию земледелия.
Активное заселение края приходится на вторую половину этого века, когда сюда бежали из Москвы верные старой вере стрельцы и представители знати. Дело в том, что в конце XV века Великий князь Иван III, покорив Новгород, стал расселять свободолюбивых новгородцев по территории Московского государства. Многие из них были поселены в глухих и неудобных для земледелия гуслицких лесах. Очень многие гуслицкие деревни считаются новгородскими по происхождению, а жителей деревень Анциферово и Соболево еще в начале ХХ столетия дразнили «новгородцами». Разумеется, обиженные покорением своего города и высылкой новгородцы долго сохраняли недобрую память. А реформа патриарха Никона и последовавший за ней раскол Русской Церкви дал им повод отделиться от ненавистной Москвы и её новой религии. Так и возникли знаменитые старообрядческие Гуслицы, которые со временем стали называться даже «Старообрядческой Палестиной».
Слайд 28Гуслицкий край не был богат землями, хорошими для земледелия, скорее
наоборот, он изобиловал песчаными лесными почвами и болотами.
В глубокой
древности население здесь было немногочисленно. В начале второго тысячелетия нашей эры здесь находились немногочисленные селения славян и остатков древнего финно-угорского населения. Финский народ меря обитал здесь еще долго и памятью о нем является название реки Нерская, которая еще в писцовых книгах и иных документах XVI-XVII вв. писалась как "Мерская" или "Мерьская", т.е "река мери".
Слайд 29Население прежде здесь не было многочисленным и обитало по берегам
рек, по которым можно было передвигаться в условиях местных непроходимых
лесов и болот. Впоследствии эти земли были на границе Владимирского, Рязанского, Московского княжеств. Князья старались селить здесь надежных людей для защиты территории.
Слайд 30Деревня Молоково
На самом западе подмосковных Гуслиц на живописных берегах
извилистой речки Сеченки раскинула свои порядки старообрядческая деревня Молоково. Весь
этот край был издавна крепок в вере: здесь не приняли новшества Никона в XVII столетии, здесь не признали и компромиссное Окружное послание в веке XIX. "У нас весь край - неокружники", - говорят молоковцы. Посреди деревни когда-то стояла моленная, при которой жил священник, еще одна была у богачей Деминых.
Слайд 31Предыдущая церковь. Рис. из журнала "Церковь". Снято: 1 января 1910
Слайд 32Старообрядческая община неокружников Белокриницкого согласия в Молоково зарегистрирована в 1907
году. В то время в деревне существовал храм Покрова Пресвятой
Богородицы, построенный в 1910 году, в котором служил старообрядческий священник Лев Федорович Хорошев.
Позднее, в 1930-х годах, храм был закрыт, а после ВОВ разрушен.
В 2002–2004 годы на средства Александра Васильевича Коржакова и силами приглашенных из Архангельской области строителей был построен новый храм, в котором в настоящее время служит о. Константин (Лукичев). Считается, что новый храм построен по чертежам старой церкви.
Активное участие в строительстве храма принимал уроженец д. Молоково Николай Демин, полковник ФСО, комендант Большого Кремлевского дворца.
Слайд 33Деревня Молоково.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Слайд 34 Деревня Смолёво.
Часовня Покрова Пресвятой Богородицы
Деревянная часовня, сооружённая около 2010
года на частном участке, открыта для всех жителей. Прямоугольный сруб
под высокой четырёхскатной кровлей с главкой.
Слайд 35Деревня Алексеевская
Деревня Алексеевская расположена в юго-западной части Орехово-Зуевского района, примерно
в 35 км к югу от города Орехово-Зуево. В 2 км к
северу от деревни протекает река Боронка. Высота над уровнем моря 128 м[В 1926 году деревня являлась центром Алексеевского сельсовета Ильинской волости Егорьевского уезда Московской губернии, имелась школа 1-й ступени-Православная школа грамоты. Жители деревни преимущественно были староверами.
Слайд 36Православные и старообрядческие храмы
на границах поселения «Соболевское»
Слайд 37Церковь Воскресения Христова в Ильинском Погосте
Слайд 38Церковь Воскресения Христова в Ильинском Погосте
История Воскресенского храма началась в
1822 году. До той поры здесь поочередно было несколько деревянных
храмов.
Первой в писцовых книгах за 1631-1633 годы упоминается церковь Илии пророка с приделом во имя Святителя или Чудотворца Николая Именно в честь нее Погост Гуслицы и стал зваться Ильинским Погостом.
В 1676 году построили ещё один храм во имя иконы Божией Матери Казанской, который сгорел 1736 году.
22 мая 1816 г. начался «великий гуслицкий пожар», после которого уцелел только один Ильинский храм. В 1831 г. на доброхотные пожертвования был возведен каменный летний пятиглавый храм в честь Воскресения Христова. В 1840 г. закончены приделы во имя святителя Николая Чудотворца и пророка Божия Илии в трапезной, зимней части храма. Храм мог вместить 2000 человек. Его освятил святитель Филарет, митрополит Московский. В 1849 г. построили колокольню высотой свыше 70 метров.
В 1928 г. на пожертвования прихожан отреставрировали наружную живопись.
В 1937 г. храм, после нескольких попыток, окончательно закрыли. С 1940 по 1953 гг. в нем располагалась швейная мастерская, затем — ссыпной пункт колхоза, с 1961 по 1990 гг. — тарный цех. Во время Великой Отечественной войны колокольня использовалась как наблюдательный пункт.
25 марта 1990 г. храм был передан общине, началось его восстановление. Первая Божественная литургия совершена 22 мая 1990 г., на престольный праздник храма.
Слайд 39При храме были богадельня и церковноприходская школа. При Воскресенской церкви
с. Гуслица (Ильинский погост) церковноприходская школа была открыта в 1886
г. священником С. Ансеровым по инициативе архимандрита Павла Прусского и профессора Н.И. Субботина. Школа помещалась в каменном церковном здании. На содержание школы храм жертвовал ежегодно 300 рублей. К 1 января 1909 г. в школе обучалось 126 детей. В 1909 г. заведующим школой был священник А.И. Глаголевский.
Слайд 40Деревня Абрамовка
Каменная церковь Николая Чудотворца старообрядцев-белокриничников, построенная в 1916 г.
арх.Н.П.Матвеевм по собственному проекту на средства промышленника А.П.Муравлевав связи с
недостаточностью старой деревянной, постройки 1906-1908 гг (утрачена в середине ХХ в.). Трехапсидная однокупольная постройка с колокольней, в неорусском стиле. Завершения утрачены. Использовалась под клуб.
Церковь является объектом культурного наследия регионального значения (Постановление Правительства МО от 15.03.2002 г. № 84/9).
Слайд 41Георгиевский храм
села Ванилово, 1885 г
Слайд 42Георгиевский храм села Ванилово, 1885 г
Георгиевская (Тихвинская) церковь построена
в 1885 г. по проекту архитектора П.П.Зыкова, тщанием московских потомственных
и почетных граждан Александра и Петра Евфимовичей Байдаковых и приходских людей. Хотя, главный престол освящен в честь Тихвинской иконы Божией Матери, храм именуют по названию правого придела. Левый придел освящен во имя святого благоверного князя Александра Невского.
Здание храма кирпичное, состоящее из основного объема храма, трапезной и колокольни, обработано в стиле эклектики с использованием мотивов русского зодчества. Основной объем типа "восьмерик на четверике" завершен восьмигранным шатром и увенчан небольшой главой. На стенах и сводах - поновленная сюжетная и орнаментальная живопись конца XIX века.
В годы гонений церковь не закрывалась, поэтому в ней сохранились старинные паникадила, утварь, деревянные резные иконостасы.
В советские времена на Пасху и на другие великие праздники здесь всегда было много народу.
Дукина Алёна
Слайд 43Деревня Анциферово
Деревянная церковь. Утрачена. Покрова Пресвятой Богородицы
Год постройки:1911.
Год утраты:1957
Деревянная
одноглавая церковь в псевдорусском стиле, с шатровой колокольней, сооружённая по
проекту 1911 г. Принадлежала окружнической общине. Закрыта в 1939 г., венчания сломаны, занята школой. В 1957 г. разобрана и целиком использована для строительства новой школы на новом месте, причём фактически полностью восстановлена алтарная часть, сохранившая ориентацию на восток. Сломана после возведения нынешнего кирпичного школьного здания.
Старая моленная была Крестовоздвиженской, не позже кон. XIX в. стала Покровской, причина смены посвящения неясна.
Слайд 44Деревня Костино
В Костино был деревянный молитвенный дом неокружнической общины, который
несколько раз ремонтировался и перестраивался. Закрыт в конце 1930-х гг.
Сломан в 1960-х гг. В настоящее время в деревне сооружена деревянная ярусная часовня-столп.
Слайд 45Деревня Слободище
Деревянная церковь Казанской иконы Божией Матери
Деревянный старобрядческий молитвенный
дом большой окружнической общины построен в 1882 году. Главка на
вальмовой кровле надстроена в 1909 году. В 1930-х годах церковь закрыта, вновь открыта в 1946 году и больше не закрывалась.
Церковь Казанской иконы Божией Матери является объектом культурного наследия регионального значения (Постановление Правительства Московской области от 15.03.2002 г. № 84/9).
Слайд 46"Раменье" - северо-восточные земли Богородского уезда, граничившие с Гуслицами).
На западе
Гуслицы смыкались с селениями Гжели.
Первое упоминание о Раменской земле в
исторических документах под названием Раменье относится к 1331 году. Князь Иван Калита перед походом в Орду составил духовную грамоту, в которой завещал несколько своих владений, в том числе и Раменье, своей жене – княгине Ульяне.
На протяжении XIV-XVI веков земли переходили по наследству от поколения к поколению, пока царь Иван Грозный не отобрал у своего двоюродного брата Владимира Старицкого «Замосковную волость Рамейнеце».
Борисоглебское озеро как исторический объект обозначено в документах 1570 года. В XVI веке был построен монастырь Иоанна Предтече, и все земли (Рамейнеце в том числе) принадлежали монастырю. Однако в последствии монастырь был разорен.
В 1710 году Раменская волость вместе с селом Новорождественно (в настоящее время — село Новое) была пожалована Петром I графу Мусину-Пушкину, сын которого в 1725 году на берегу Борисоглебского озера вместо старой деревянной церкви возводит новую во имя Святой Троицы.
В XVIII веке происходили значительные перемены по благоустройству села. Князь Волконский, которому досталось имение по наследству, разбивает на берегу озера парк. Выросшее село в то время именуется как Новотроицкое-Раменское, а позднее — просто Раменское.
Начало промышленного развития села Раменское Бронницкого уезда Московской области относится к 1831 году, когда здесь была основана частная хлопчатобумажная фабрика. В 1843 году фабрика перешла в аренду, а затем в собственность к купцам Малютиным.
Слайд 47Георгиевская церковь
села Игнатьево
Храм Московской епархии Русской Православной Церкви.
Среди
святынь храма: частицы мощей святителя Николая Чудотворца, великомученика Георгия Победоносца,
великомученика и целителя Пантелеимона, святителя Феодосия Черниговского, великомученицы Параскевы Пятницы.
http://ignatievo.cerkov.ru
Слайд 48Храм Покрова Пресвятой Богородицы
(село Карпово, Раменский район, Московская обл.)
http://покров-карпово.рф
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Карпово, 1864-1870
Четырехстолпная церковь в
псевдорусском стиле, увенчанная декоративным пятиглавием, с многоярусной колокольней. Выстроена на средства купца Глазкова по типовому проекту. Закрыта в 1940, открыта в 1990, ремонтируется.
Слайд 50Церковь Святого Великомученника Георгия Победоносца (Старообрядческая),
с. Новохаритоново 1910-1913
Слайд 51Совершенно особого внимания заслуживает старообрядческая церковь Георгия Победоносца в Ново-Харитонове,
возведенная в 1910 году. Церковь принадлежала неокружнической общине. Закрыта в
1929, занята складом. Открыта в 1990, отремонтирована, ныне принадлежит Древлеправославной Церкви (новозыбковцам).
Георгиевский храм - старообрядческий и строился по заказу владельца местного предприятия Ивана Емельяновича Кузнецова. Теперь имя зодчего известно. Это замечательный русский архитектор Борис Михайлович Великовский.
Большой род Кузнецовых, исповедовавших старообрядчество, играл на рубеже XIX и XX веков немалую роль в хозяйственной и культурной жизни России. Кузнецовым принадлежали наиболее крупные керамические предприятия Подмсковья: Конаково, Вербилки, Дулево. Владельцем Дулевского завода был двоюродный брат И.Е. Кузнецова - М.С. Кузнецов. Отец же последнего, Сидор Терентьевич Кузнецов, похоронен здесь, в Гжельском крае, недалеко от Речиц, на Коптевском старообрядческом кладбище. Церковь же Георгия Победоносца в Ново-Харитонове была домовой церковью И.Е. Кузнецова - неслучайно заказчик в подклете предполагал разместить фамильный некрополь.
Церковь Святого Великомученника Георгия Победоносца (Старообрядческая),
с. Новохаритоново 1910-1913
Слайд 52Храм Вознесения Господня, село Речицы, 1845-1840
http://voznesrechitsy.cerkov.ru
Слайд 53В чем заключаются различия между Православием и старообрядчеством?
http://www.pravoslavie.ru/6485.html
https://moiarussia.ru/staroobryadchestvo-i-pravoslavie-v-chem-raznitsa/
https://www.syl.ru/article/199823/new_krest-staroobryadcheskiy-foto-chem-otlichaetsya-staroobryadcheskiy-krest-ot-pravoslavnogo
Слайд 54В чем заключаются различия между Православием и старообрядчеством?
Старообрядчество возникло в
середине 17 века в ответ на предпринятую в 1653 –
56 годах патриархом Никоном унификацию богослужения и церковных текстов. Приняв через Византию христианство, Русь восприняла от Константинопольской Церкви богослужение и уставные тексты. За 6,5 веков возникло немало разночтений в текстах и различий обрядового характера. За основу для нового славянского текста были приняты новопечатные греческие книги. Затем приводились варианты и параллели по рукописям. Что касается обряда, изменения реально затронули лишь некоторые незначительные элементы: двоеперстное крестное знамение было заменено на троеперстное, вместо "Исус" стали писать "Иисус", хождение совершать навстречу солнцу, а не «посолонь», наряду с восьмиконечным крестом стали признавать четырехконечный.
Слайд 55Перста
Хорошо известно, что во время раскола двуперстное крестное знамение было
изменено на трехперстное. Два перста — символ двух Ипостасей Спасителя
(истинный Бог и истинный человек), три перста — символ Святой Троицы.
Трехперстное знамение было принято Вселенской Православной Церковью, состоявшей к тому времени из десятка самостоятельных Автокефальных Церквей, после того, как в римских катакомбах нашли сохранившиеся тела мучеников-исповедников христианства первых веков со сложенными перстами трехперстного Крестного знамения. Аналогичны примеры обретения мощей святых Киево-Печерской лавры.
Слайд 56Согласия и толки
Старообрядчество далеко неоднородно. Есть несколько десятков согласий и
ещё больше старообрядческих толков. Главных «крыльев» старообрядчества три: поповцы, беспоповцы
и единоверцы.
Слайд 57Имя Иисуса
В ходе никоновской реформы была изменена традиция написания имени
«Исус». Удвоенным звуком «и» стала передаваться длительность, «тянущееся» звучание первого
звука, что в греческом языке обозначается особым знаком, аналогии которому нет в славянском языке, поэтому произношение «Иисус» более соответствует Вселенской практике звучания Спасителя. Однако старообрядческий вариант ближе к греческому источнику.
Слайд 58Различия в Символе веры
В ходе «книжной справы» никоновской реформы были
внесены изменения в Символ веры: убран союз-противопоставление «а» в словах
о Сыне Божием «рожденна, а не сотворенна».
Из смыслового противопоставления свойств таким образом было получено простое перечисление: «рождённого, не сотворённого».
Старообрядцы резко выступали против произвола в изложении догматов и были готовы «за единый аз» (то есть за одну букву «а») пойти на страдание и смерть.
Всего в Символ веры было внесено около 10 изменений, что явилось главным догматическим расхождением между старообрядцами и никонианцами.
Слайд 59Навстречу солнцу
К середине XVII века в Русской церкви установился всеобщий
обычай совершать крестный ход посолонь. Церковная реформа патриарха Никона унифицировала
все обряды по греческим образцам, но нововведения были не приняты старообрядцами. В результате новообрядцы совершают движение во время крестных ходов противосолонь, а старообрядцы совершают крестные ходы посолонь.
∗ Посолонь – движение по солнцу, способствующее увеличению жизненной силы и ускорению духовной эволюции.
Слайд 60Галстуки и рукава
В некоторых старообрядческих церквях в память о казнях
во времена Раскола запрещено приходить на службу с закатанными рукавами
и при галстуках. Закатанные рукава ассоциируются там с палачами, а галстуки с виселицами.
Слайд 61Вопрос креста
Старообрядцы признают только восьмиконечный крест, тогда как после реформы
Никона в православии равночестными были признаны четерых и шестиконечные кресты.
На табличке распятия у старообрядцев обычно написано не I.Н.Ц.I., а «Царь Славы». На нательных крестах у староверов нет изображения Христа, поскольку считается, что это личный крест человека.
Слайд 63Сугубая и трегубая Аллилуйя
В ходе реформ Никона сугубое (то есть
двойное) произнесение «аллилуии» было заменено на трегубое (то есть на
тройное). Вместо «Аллилуия, аллилуия, слава тебе Боже» стали произносить «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже».
По мнению новообрядцев тройное произнесение аллилуии символизирует догмат о Святой Троице.
Однако старообрядцы утверждают, что сугубое произнесение вместе со «слава Тебе, Боже» уже является прославлением Троицы, поскольку слова «слава Тебе, Боже» являются одним из переводов на славянский язык древнееврейского слова Аллилуиа («хвалите Бога»).
Слайд 64Поклоны на службе
На службах в старообрядческих церквях развита строгая система
поклонов, запрещена замена земных поклонов на поясные. Поклоны бывают четырёх
видов: «обычный» — поклон до персей или до пупа; «средний» — в пояс; малый земной поклон — «метание» (не от глагола «метать», а от греч. «метанойя» = покаяние); великий земной поклон (проскинеза).
Метания были запрещены Никоном в 1653 году. Он разослал по всем московским церквям «память», в которой говорилось: «не подобает в церкви метания творити на колену, но в пояс бы вам творити поклоны».
Слайд 65Руки крестом
Во время службы в старообрядческой церкви принято складывать руки
крестом на груди.
Слайд 66Чётки
Православные и старообрядческие четки отличаются. В православных чётках может быть
разное количество бусин, но чаще всего используются чётки с 33
бусинами, по числу земных лет жизни Христа, либо количеством, кратным 10 или 12.
В старообрядчестве практически всех согласий активно используется лестовка* — чётки в виде ленты со 109 «бобочками» («ступенями»), разделёнными на неравные группы.
∗ Лестовка — Кожаные старообрядческие четки в виде ступеней лестницы — символа духовного восхождения, отсюда и название. При этом лестовка замкнута в кольцо, что означает непрестанную молитву. У каждого христианина-старообрядца должна быть своя лестовка для молитвы.
Слайд 67Крещение полным погружением
Старообрядцы приемлют крещение только полным троекратным погружением, тогда
как в православных церквях допускается крещение обливанием и частичным погружением.
Слайд 68Монодическое пение
После раскола православной церкви старообрядцы не приняли ни новый
многоголосный стиль пения, ни новую систему нотной записи. Сохраняемое старообрядцами
крюковое пение (знаменное и демественное) получило своё название от способа записи мелодии особыми знаками — «знаменами» или «крюками».
Слайд 69 О диалоге между РПсЦ и Московской Патриархией
Русская Православная Церковь была
инициатором этого диалога. Призыв к его установлению неоднократно звучал в
соборных актах нашей Церкви. Например, Поместный Собор 1988 года принял исполненное теплых слов «Обращение ко всем держащимся старых обрядов православно верующим христианам, не имеющим молитвенного общения с Московским Патриархатом», в котором призвал все старообрядческие согласия к братскому диалогу.
http://ruvera.ru/articles/hilarion
http://ruvera.ru/articles/postanovleniya_sobora_rpsc_2015
Постановления Освященного Собора РПсЦ (21-23 октября 2015 г. по н. ст., г. Москва)
Слайд 70Ресурсы:
https://shurov-oleg.livejournal.com/23450.html
http://shurov-oleg.livejournal.com/10111.html
http://рустрана.рф/article.php?nid=10260
http://www.kurovskoye.ru/article/read/historyguslizy.html
http://www.bogorodsk-noginsk.ru/starover/19_lizunov.html
http://centrtur.info/documents/alekseev/110.php
http://starye-karty.litera-ru.ru/starye-uezdy/drevnii-uezd-moskovskiy-zamoskovskaya.html