Слайд 1Правовое положение педагогических работников
Слайд 2Правовое положение педагогических работников
педагогический работник - физическое лицо, которое состоит
в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и
выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности;
Слайд 3Трудовые права и социальные гарантии педагогических работников
) право на сокращенную
продолжительность рабочего времени;
2) право на дополнительное профессиональное образование по профилю
педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;
3) право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации
Слайд 4Трудовые права и социальные гарантии
4) право на длительный отпуск сроком
до одного года не реже чем через каждые десять лет
непрерывной педагогической работы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;
5) право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации
Слайд 5Трудовые права и социальные гарантии
6) право на предоставление педагогическим работникам,
состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне
очереди жилых помещений по договорам социального найма, право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда;
7) иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Слайд 6Трудовые права и социальные гарантии
Педагогические работники, проживающие и работающие в
сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право
на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации
Слайд 7Трудовые права и социальные гарантии
Педагогическим работникам образовательных организаций, участвующим по
решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении единого государственного экзамена
в рабочее время и освобожденным от основной работы на период проведения единого государственного экзамена, предоставляются гарантии и компенсации, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. Педагогическим работникам, участвующим в проведении единого государственного экзамена, выплачивается компенсация за работу по подготовке и проведению единого государственного экзамена. Размер и порядок выплаты указанной компенсации устанавливаются субъектом Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, выделяемых на проведение единого государственного экзамена
Слайд 8 Обязанности и ответственность педагогических работников
1) осуществлять свою деятельность
на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых
учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;
2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;
3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;
Слайд 9Обязанности и ответственность педагогических работников
4) развивать у обучающихся познавательную активность,
самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду
и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;
5) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;
6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;
Слайд 10Обязанности и ответственность педагогических работников
7) систематически повышать свой профессиональный уровень;
8)
проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством
об образовании;
9) проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя
Слайд 11Обязанности и ответственность педагогических работников
10)проходить в установленном законодательством Российской Федерации
порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны
труда;
11) соблюдать устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.
Слайд 12Педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в
качестве индивидуального предпринимателя, не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся
в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.
Слайд 13Педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных
на них обязанностей в порядке и в случаях, которые установлены
федеральными законами. Неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическими работниками обязанностей, учитывается при прохождении ими аттестации
Слайд 14Педагог должен:
1. Иметь высшее образование. Педагогам, имеющим среднее специальное образование
и работающим в настоящее время в дошкольных организациях и начальной
школе, должны быть созданы условия для его получения без отрыва от своей профессиональной деятельности.
2. Демонстрировать знание предмета и программы обучения.
3. Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность (самоанализ урока).
Слайд 154. Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков:
лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.
5. Использовать специальные подходы к
обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании; одаренных учеников; учеников, для которых русский язык не является родным; учеников с ограниченными возможностями и т.д.
Слайд 166. Уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и
методы контроля.
7. Владеть ИКТ-компетенциями
Слайд 17Педагог должен:
1. Владеть формами и методами воспитательной работы, используя их
как на уроке, так и во внеклассной деятельности.
2. Владеть методами
организации экскурсий, походов и экспедиций.
3. Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся.
Слайд 184. Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды.
5.
Эффективно управлять классами, с целью вовлечения учеников в процесс обучения
и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность. Ставить воспитательные цели, способствующие развитию учеников, независимо от их происхождения, способностей и характера, постоянно искать педагогические пути их достижения.
6. Устанавливать четкие правила поведения в классе в соответствии со школьным уставом и правилами поведения в образовательной организации.
Слайд 197. Оказывать всестороннюю помощь и поддержку в организации ученических органов
самоуправления.
8. Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и
принимая их.
9. Уметь находить (обнаруживать) ценностный аспект учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и переживание учащимися.
Слайд 2010. Уметь проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную
сферу ребенка(культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка).
11. Уметь обнаруживать и
реализовывать (воплощать)воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.).
12. Уметь строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей.
Слайд 2110. Уметь проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную
сферу ребенка(культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка).
11. Уметь обнаруживать и
реализовывать (воплощать)воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.).
12. Уметь строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей.
Слайд 2216. Уметь анализировать реальное состояние дел в классе, поддерживать в
детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу.
17. Уметь защищать достоинство и интересы
учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях.
18. Поддерживать уклад, атмосферу и традиции жизни школы, внося в них свой положительный вклад.
Слайд 23Рабочее время педагогических работников
В рабочее время педагогических работников в зависимости
от занимаемой должности включается учебная (преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная работа
с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, - методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися. Конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами (служебными контрактами) и должностными инструкциями. Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника
Слайд 24Рабочее время педагогических работников
Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических
работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, определяется коллективным договором, правилами внутреннего
трудового распорядка, иными локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, трудовым договором, графиками работы и расписанием занятий в соответствии с требованиями трудового законодательства и с учетом особенностей, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования
Слайд 25Правила внутреннего трудового распорядка
В целях упорядочения работы ОУ и
укрепления трудовой дисциплины в соответствии с требованиями ст.189, 190 ч.
2 Трудового кодекса РФ в учреждениях самостоятельно разрабатываются и утверждаются Правила внутреннего трудового распорядка (ПВТР), которые регулируют внутренний трудовой распорядок в учреждении и являются приложением к коллективному договору.
Слайд 26Правила внутреннего трудового распорядка
Правила внутреннего трудового распорядка регламентируют:
- порядок приема,
перевода и увольнения работников;
- основные права, обязанности и ответственности сторон
в соответствии с трудовым договором;
- режим рабочего времени, в том числе рабочую неделю по скользящему графику;
Слайд 27Правила внутреннего трудового распорядка
продолжительность ежедневной работы, время ее начала и
окончания;
- применяемые меры поощрения и взыскания за нарушения трудовой дисциплины;
-
время отдыха, продолжительность дополнительных ежегодных оплачиваемых отпусков;
- другие вопросы регулирования трудовых отношений с учетом их специфики и условий работы.
Данные Правила утверждаются руководителем ОУ с учетом мнения трудового коллектива.
Слайд 28Трудовой договор: понятие, содержание и заключение
С каждым работником образовательного учреждения
заключается трудовой договор. Трудовой договор — это письменное соглашение, составляемое
в двух экземплярах и подписываемое сторонами (работником и работодателем). Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя (часть 1 статьи 67 ТК РФ).
Слайд 29Трудовой договор: понятие, содержание и заключение
Получение работником трудового договора должно
подтверждаться его личной подписью на экземпляре трудового договора, который остается
у работодателя. На экземпляре договора, который остается у работодателя, работник собственноручно может сделать запись «Трудовой договор от... №... между... мной (Ф.И.О. работника) и ... (данные работодателя) получен ... (указать дату получения)» и поставить подпись.
Слайд 30Трудовой договор: понятие, содержание и заключение
Трудовой договор вступает в силу
со дня:
1) его подписания работником и работодателем, если иное не
установлено нормативными правовыми актами, локальными актами или трудовым договором;
2) фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя либо его представителя.
Слайд 31Трудовой договор: понятие, содержание и заключение
• дата начала работы (в
случае, когда заключается срочный трудовой договор, — срок его действия
и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора);
• условия оплаты труда (в том числе размер должностного оклада работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);
• режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя);
Слайд 32Трудовой договор: понятие, содержание и заключение
• компенсации за тяжелую работу
и работу с вредными и (ими) опасными условиями труда, если
работник принимается им работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте;
• условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер pаботы);
Слайд 33Трудовой договор: понятие, содержание и заключение
• условие об обязательном социальном
страховании работника в соответствии с ТК РФ и иными федеральными
законами;
• другие условия в случаях, предусмотренных законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Слайд 34Трудовой договор: понятие, содержание и заключение
• об улучшении социально-бытовых условий
работника и членов его семьи;
• об уточнении применительно к условиям
работы данного работника прав и обязанностей работника и работодателя, установленных законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (например, включение условия о выполнении педагогом трудовой функции вместо временно отсутствующего работника с определением порядка, сроков и оплаты такого замещения).
Слайд 35Трудовой договор: понятие, содержание и заключение
Дополнительные условия, конкретизирующие права и
обязанности сторон трудового договора, не должны ухудшать положение работника по
сравнению с условиями, установленными действующим законодательством, коллективным договором, соглашениями и локальными нормативными актами.
Слайд 36Трудовой договор: понятие, содержание и заключение
В трудовом договоре обязательно должен
указываться размер доплат за совмещение профессий или должностей. Конкретный размер
доплат определяется по соглашению сторон исходя из сложности выполняемой работы, ее объема, занятости работника по основной и совмещаемой работе и др., различные виды поощрения работников, действующие в учреждении, а также иные меры социальной поддержки работников могут быть предусмотрены в трудовом договоре (премии, вознаграждения по итогам года, выплата за выслугу лет, иные выплаты социального характера, услуги по социальному обслуживанию и т. д.).
Слайд 37К педагогической деятельности не допускаются лица:
лишенные права заниматься педагогической деятельностью
в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
имеющие или
имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;
Слайд 38имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо
тяжкие преступления;
признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
имеющие заболевания, предусмотренные
перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.
Слайд 39Прием на работу
На руководителя образовательного учреждения возлагается обязанность ознакомить принимаемых
работников с локальными актами организации, имеющим отношение к их трудовым
отношениям (часть 3 статьи 68 ТК РФ).
Слайд 40Прием на работу
К правовым документам, с которыми работник должен быть
ознакомлен под роспись, в частности, относятся:
устав образовательного учреждения;
правила
внутреннего трудового распорядка;
коллективный договор;
должностная инструкция
Слайд 41Прием на работу
должностная инструкция по охране труда;
правила по
технике безопасности;
правила пожарной безопасности;
санитарно-гигиенические правила;
иные локальные нормативные
правовые акты, знание которых необходимо для выполнения должностных обязанностей.
Слайд 42Прием на работу
Инструктаж необходим:
для всех принимаемых на работу лиц,
а также для работников, переводимых на другую работу, обязателен инструктаж
по охране труда;
все принимаемые на работу лица, командированные в организацию работники и работники сторонних организаций, выполняющие работы на выделенном участке, проходят в установленном порядке вводный инструктаж, который проводит специалист по охране труда или работник, на которого приказом работодателя (или уполномоченного им лица) возложены эти обязанности;
Слайд 43Прием на работу
кроме вводного инструктажа по охране труда проводятся I
первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи;
работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан opганизовать в течение месяца после приема на работу обучение безопасным методам
Слайд 44Рабочее время
Рабочее время — это период, в течение которого педагогический
работник в соответствии с трудовым договором, правилами внутреннего трудового распорядка
и иными локальными актами образовательного учреждения обязан исполнять свои трудовые функции, а также иные периоды времени, которые законодательством относятся к рабочему времени (часть 1 статьи 91 ТК РФ).
Слайд 45Совместительство
Совместительство — это выполнение работником другой регулярной (штатной) оплачиваемой работы
на условиях трудового договора в свободное от основной работы время.
Работ по совместительству может выполняться как по месту основной работы (внутренне совместительство), так и (или) у другого работодателя (внешнее совместительство).
Слайд 46Совмещение
Совмещение профессий (должностей) — это выполнение работником дополнительной трудовой функции
по другой или по такой же профессии (должности) у того
же работодателя без освобождения от основной работы
Слайд 47Совмещение
Не считаются совместительством:
• литературная работа, работа по редактированию, переводу и
рецензированию отдельных произведений, научная и иная творческая деятельность без занятия
штатной должности;
• педагогическая работа в одном и том же учреждении начального или среднего профессионального образования, в дошкольном образовательном учреждении, в образовательном учреждении общего образования, учреждении дополнительного образования детей и ином детском учреждении с дополнительной оплатой;
Слайд 48Дисциплинарное взыскание
За совершение дисциплинарного проступка, т. е. неисполнение или ненадлежащее
исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей,
работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:
1)замечание;
2)выговор;
3) увольнение по соответствующим основаниям.
Слайд 49Дисциплинарное взыскание
Такими основаниями являются:
увольнение работника за неоднократное неисполнение без уважительных
причин трудовых обязанностей, а также за однократное грубое нарушение работником
трудовых обязанностей; за совершение виновных действий, дающих основание для утраты доверия, или совершение аморального проступка, если виновные действия, дающие основание для утраты доверия, либо аморальный проступок совершены работником по месту работы или в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
Слайд 50Дисциплинарное взыскание
До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника
объяснение в письменной форме
Слайд 51Дисциплинарное взыскание
Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня
обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в
отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников
Слайд 52Дисциплинарное взыскание
Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев
со дня совершения
проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности
или аудиторской проверки – позднее двух лет со дня его совершения.
Слайд 53Дисциплинарное взыскание
Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику
под роспись в течение трех рабочих дней со дня его
издания. В случае отказа работника подписать указанный приказ (распоряжение) составляется соответствующий акт
Слайд 54Дисциплинарное взыскание
Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания
работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается
не имеющим дисциплинарного взыскания.
Слайд 55Дисциплинарное взыскание
Работодатель до истечения года со дня применения дисциплинарного взыскания
имеет право снять его с работника по собственной инициативе, просьбе
самого работника, ходатайству его непосредственного руководителя или представительного органа работника. Досрочное снятие дисциплинарного взыскания также оформляется приказом (распоряжением) руководителя организации .
Слайд 56Работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника:
появившегося
на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
не
прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;
не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр (обследование), а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных Трудовым Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
Слайд 57Работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника
при
выявлении в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными
законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, противопоказаний для выполнения работником работы, обусловленной трудовым договором;
в случае приостановления действия на срок до двух месяцев специального права работника (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия, другого специального права) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору и если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором;
по требованию органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Слайд 58Конфликт интересов
конфликт интересов педагогического работника - ситуация, при которой у
педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность
в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
Слайд 59Ст. 45 ФЗ « Об образовании в РФ» предусмотрено создание
в каждой образовательной организации комиссии по урегулированию споров между участниками
образовательных отношений.