Слайд 1Правовое воспитание школьников
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Открытая (сменная) общеобразовательная школа»
Соц. педагог Куракина Н.М.
Слайд 2Актуальность
Духовный вакуум, в котором находятся современные подростки,
и их правовая безграмотность ведут к немотивированному озорству и жестокости.
Многие подростки, совершающие правонарушения и преступления, (хулиганские действия, вандализм, кражи, бродяжничество) полагают, что ответственность за совершенное ими деяние будет возложена на родителей, которые, уплатив штраф, освободят их от несения наказания.
Слайд 3 ЦЕЛЬ:
формирование правосознания обучающихся и обеспечение на этой основе
сознательного и активного правомерного поведения.
Слайд 4ЗАДАЧИ:
проанализировать научно-педагогическую и методическую литературу по проблемам правового воспитания школьников;
выявить специфику правового воспитания обучающихся;
определить и экспериментально обосновать социально -
педагогические условия повышения эффективности правового воспитания подростков;
на основе результатов исследования разработать научно-практические рекомендации по совершенствованию правового воспитания школьников
Слайд 6там где сила права
нет силы права
Слайд 7Суды да пересуды доведут до остуды
Закон – дышло: куда хочешь
туда и воротишь
Суд что паутина: шмель проскочит, а муха увязнет
Тяжбу
завел - стал, как бубен гол
Слайд 8Правда всегда перетянет
Правда суда не боится
Судья праведный - ограда каменная
Закон
не кол - не обтешешь
Если бы в умах закреплялись только
такие положения – ситуация была бы куда лицеприятнее
Слайд 11Направления работы
Дни инспектора
Создание клуба «Юный юрист»
Конкурсы «Друзья Закона»
Научные работы
правовой направленности
Индивидуальные юридические консультации
Ч/о на правовые темы
Слайд 12Создание клуба: «Юный юрист»
Изучение правовых норм.
Разработка различных положений, регулирующих правовые
отношения в школе.
Участие в школьной республики в роли судебной инстанции.
Слайд 13Основы государства
и права
Теории права
Теоретический блок
Правовые системы
Функции права
Принципы права
Основные отросли
Слайд 14Практический блок
Разработка положений,
регулирующих правовые
отношения в школе
Создание в школе
судебной
и
исполнительной
власти
Принятие положений
голосованием
парламента
Слайд 15Для того, чтобы прививать дух права, создавать правосознание должно быть
уважение прав ученика в школе. В школе должен быть создан
свой уклад таким, чтобы он был олицетворением правового сообщества. Уклад школы, а не изучение предметов дает ученику возможность прожить десятилетие своей жизни в правовой безопасности и уважении его детского достоинства. Это и есть, по мнению учителей, правовое воспитание. Для того чтобы осуществить это, необходимо дать право ученикам управлять своей жизнью в школе (школьная республика)
На практике же управление школой коллегией с участием учеников – очень сложная задача. При этом важно сохранить партнерство взрослых и детей, создать ситуацию разделения прав и обязанностей, четко распределить полномочия, определить что может стать результатом общего решения, а что – результатом решения только учителей, учеников или родителей?
Слайд 16Таким образом,
При стремлении к системному правовому воспитанию;
при создании условий всестороннего
и конкретного обеспечения интересов детей на основе уважения их прав
и свобод, устранения всех форм дискриминации детей в семье, школе, обществе;
При ориентировании правовых знаний на практическую значимость, социализацию и социальную адаптацию обучаемых
эффективность формирования правосознания и правомерного поведения обучающихся будет выше, чем эффективность системы их наказания и силового ограничения их деятельности.
Слайд 17Литература:
Башкатов И.П. Психология неформальных подростково-молодежных групп. / И.П.Башкатов -
М.: Юрист, 2000.- 302с
Березина, В. Социальный педагог в школе
/ В. Березина, Г. Ермоленко // Воспитание школьников. – 1994. – № 2. – С.2–5.
Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы.— М.: Аргус, 1994.- 326с
Девиантология (Психология отклоняющегося поведения): Учебное
пособие / Змановская Е.В. - М.: «Академия», 2003. - 288 с
Кузьмин В.Е. Гражданско-правовое положение личности в России. – М., НОРМА. – 2005.
Лебедев С.Я. Традиционное и нетрадиционное в преступности несовершеннолетних: новая идеология предупреждения // Российский следователь. 2004. № 2.
Юридическая энциклопедия / под ред. В.И. Болотного – М.: Юрист, 2005
Яценко И. С. Конституционное право Российской Федерации. М.: Бератор-Пресс, 2003. 496 с
Законы и нормативные акты; интернет-ресурсы.