Слайд 1Пражский лингвистический кружок
Слайд 2Пражская лингвистическая школа (ПЛШ) возникла в 1926 г. по инициативе
чешского специалиста по общему языкознанию Вильяма Матезиуса (1882-1945)
Пражский кружок
издавал с 1929 по 1939 г. серию «Труды Пражского лингвистического кружка» («Travaux du Cercle linguistique de Prague»), а с 1935 г. — журнал «Slovo a sIоvesnost».
Слайд 4Вильям Матезиус
Роман Осипович Якобсон
Слайд 5Впоследствии к ним присоединились Николай Трубецкой (1890-1938) и Сергей Карцевский
(1884- 1955).
Богумил Трнка
Богуслав Гавранек
Владимир Скаличка
Слайд 6Учение о языке речи.
Вслед за Соссюром, «пражцы» считают язык и
речь разными объектами, требующими обособленного изучения.
Противопоставление языка и речи ведет,
далее, к противопоставлению «единиц языка» и «единиц речи»: фонема – звук, морфема – морф, предложение – высказывание.
В то же время многие «пражцы» подчеркивают, что объектом, данным нам в непосредственном наблюдении, является речь, язык же извлекается из речи в результате анализа речи.
Слайд 7Учение о синхронии и диахронии.
Соссюр считал системным только синхронное описание
языка; «пражцы» считают, что диахрония тоже системна: языковые изменения можно понять
только с учетом их места в системе.
Синхронию нельзя отождествлять со статикой, как это делал Соссюр. Даже в синхронное описание языка (по «синхронным срезам») должен быть привнесен диахронический момент, поскольку язык – объект нестатичный по своей природе: «Синхроническое описание языка не может целиком исключать понятие эволюции, так как даже в синхронически рассматриваемом секторе языка всегда налицо сознание того, что существующая стадия сменяется стадией, находящейся в процессе формирования».
Слайд 8Функциональный подход к изучению языка
«Являясь продуктом человеческой деятельности, язык вместе
с тем имеет целевую направленность. Анализ речевой деятельности как средства
общения показывает, что наиболее обычной целью говорящего, которая обнаруживается с наибольшей четкостью, является выражение. Поэтому к лингвистическому анализу нужно подходить с функциональной точки зрения. С этой точки зрения язык есть система средств выражения, служащая какой-то определенной цели. Ни одно явление в языке не может быть понято без учета системы, к которой этот язык принадлежит».
Слайд 9Учение о фонеме.
Пражцы проводили строгое разграничение между звуком и буквой,
звуком и фонемой.
Дихотомическая фонология Якобсона – Фанта – Халле представляет
собой набор универсальных фонологических признаков, которые могут проявляться или не проявляться в различных языках мира.
Слайд 10Морфонология – наука, стоящая на стыке морфемики и фонологии, у истоков
которой стоит Н. С. Трубецкой. Морфонология изучает фонологические явления, происходящие в
морфологически обусловленной позиции, напр., на границе морфем (на морфемном шве).
Одним из основных понятий морфонологии является понятие морфонемы – морфонологическая единица, объединяющая фонемы, чередующиеся в определенной морфологической позиции, напр., русск. {г//ж//з’}: друг – дружить – друзья; {о//а}: спор – оспаривать, толкать – отталкивать, осмотр – осматривать и т
Слайд 11Типологическая классификация языков В. Матезиуса
Сравнивая состав гласных и согласных фонем.
При этом сравнении выявляются вокалические и консонантные языки.
Сравнивая системы
словоизменения. При сравнении системы словоизменения В. Матезиус выделил языки вербальные (с развитым спряжением) и невербальные (с развитым склонением и слабым спряжением).
Слайд 12Языковым союзом Якобсон называет группу родственных и неродственных языков, распространенных
на смежных территориях. Условием возникновения языкового союза является массовое дву-
или трёхъязычие, т.е. свободное владение населения двумя или тремя контактирующими языками. В языковом союзе в результате длительных контактов языки приобретают общие черты в лексике, фонетике, грамматике.
Слайд 13Источники
Алпатов В. М. История лингвистических учений. Учебное пособие. -2-е изд.,
испр. — М.: «Языки русской культуры», 1999. — 368 с.
Шулежкова,
С. Г. История лингвистических учений: учеб. Пособие для студ. Филол. Фак. Ун-тов / С. Г. Шулежкова. М. : Флинта: Наука, 2004. — 400 с.