Слайд 1Предложение.
Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные
члены предложения.
ОГЭ: Задание №8
Учитель русского языка и литературы
ГБОУ Школа
№1354 г.Москвы
Королева Ольга Олеговна
Слайд 2Формулировка задания:
Задания 8 и 11 экзаменационного теста связаны с темой
"Главные члены предложения".
Задание 8. Выпишите грамматическую основу предложения 22.
(22) Потому что
у нас в школе создают музей ко Дню великой Победы.
Правильный ответ: создают
Задание 11. Укажите количество грамматических основ в предложении 5
Слайд 3Обратите внимание на то, что ответом в задании 8 является слово или несколько слов (в зависимости от
состава грамматической основы). То есть здесь нужно выписать в бланк
ответов саму основу (т.е. подлежащее и сказуемое)
А в задании 11 ответом будет являться цифра, т.к. вам нужно будет указать только количество основ в указанном предложении.
Но в обоих случаях девятиклассник должен уметь правильно выделять главные члены в предложении.
Слайд 4Что нужно знать:
Понятие грамматической основы предложения
Трудности при определении подлежащего
Трудности при
определении сказуемого
Слайд 5Задание 8 связано с заданием 11 ОГЭ по русскому язык, в котором
требуется указать количество грамматических основ в сложном предложении.
Учитывая специфику
задания 8, где требуется выписать грамматическую основу, рассмотрим основные «подводные камни», на которые можно натолкнуться, определяя грамматические основы предложений.
Слайд 6Грамматическая основа предложения
ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА - это основная часть предложения, которая состоит из его
главных членов: подлежащего и сказуемого:
Под окном рос старый дуб,
который в летний зной дарил тишину и прохладу.
ГО предложения: рос дуб, который дарил
Слайд 7Трудности при определении подлежащего
Чтобы правильно выделить подлежащее, надо помнить о том,
что
подлежащее обозначает действующее лицо (предмет) и отвечает на вопрос кто?
что? Слова МНЕ, ТЕБЕ, ЕЙ, НАМ, ВАМ, ЕМУ, ИМ отвечают на вопрос кому? и подлежащим не являются:
Мне не нравится этот цвет. (в этом предложении подлежащим является цвет, так как этот предмет совершает действие)
Слайд 8в придаточной части сложноподчиненное предложения роль подлежащего часто выполняют союзные
слова КОТОРАЯ, КОТОРЫЙ, КОТОРОЕ, КОТОРЫЕ, ЧТО:
Книга, которая лежала на столе, была открыта. (в
придаточной части предмет, совершающий действие, называется словом которая - это и есть подлежащее);
Никогда не знаешь, что тебя ждет завтра.
Слайд 9подлежащее может быть выражено словом с количественным значением + именем
существительным в родительном падеже:
Несколько человек пришли на лекцию позже.
На
полке стояло пять книг.
Около тысячи предложений поступило в газету от читателей.
Слайд 10подлежащее может быть выражено словом в именительном падеже + ИЗ + слово
в родительном падеже:
Каждый из нас хотел стать отличником.
Многие из критиков
справедливо оценили рукопись.
Слайд 11подлежащее может быть выражено словом в именительном падеже + С + слово
в творительном падеже (если сказуемое в форме множественного числа!!):
Мы с
Тамарой ходим парой.
подлежащее может быть выражено именем собственным, состоящим из нескольких слов:
Черное море очень красиво.
Слайд 12Трудности при определении сказуемого
Чтобы правильно выделить сказуемое, надо помнить о
том, что сказуемое обозначает действие подлежащего и отвечает на вопросы:
что делает предмет? каков предмет? что это такое?
сказуемое может быть простым или составным
Слайд 13Простое глагольное сказуемое
Может быть выражено:
глаголом в форме изъявительного, повелительного или
условного наклонения:
Я рисую.
Нарисуй что-нибудь.
Давай что-нибудь нарисуй.
Пусть
нарисует что-нибудь.
Нарисовала бы что-нибудь.
Она ничего не нарисовала.
Обратите внимание: частицы ДАВАЙ, ПУСТЬ, БЫ, НЕ входят в состав сказуемого, даже если между ними и глаголом есть другие слова.
Слайд 14Простое глагольное сказуемое может быть выражено фразеологизмом или описательным оборотом:
Два
ученика считали ворон целый день (= бездельничал).
Он принял участие в
переписи населения (= участвовал);
глаголом в форме будущего времени: Каждый из нас будет читать книгу.
Она не пойдет в кино.
Слайд 15Составное глагольное сказуемое
Может быть выражено:
вспомогательным глаголом со значением начала, конца,
продолжения действия + инфинитивом:
Его продолжали просить спеть еще песню (=
просили).
Он начал переживать по поводу экзамена (= переживал).
Мы с братом закончили писать письмо (= написал).
Слайд 16вспомогательным глаголом со значением желания, возможности, стремления к действию +
инфинитивом:
Татьяна Ларина мечтала увидеться с Евгением.
Я хотел бы сдать
экзамен.
Он стремится поступить в университет.
Алексей мог бы лучше учиться.
Слайд 17вспомогательным глаголом со значением мысли, чувства + инфинитивом:
Он боялся
опоздать в школу.
Мы с мамой не любим путешествовать.
Родственники рассчитывали
приехать в гости.
Слайд 18кратким прилагательным РАД, ДОЛЖЕН, СПОСОБЕН, ОБЯЗАН, ГОТОВ, НАМЕРЕН, СОГЛАСЕН, ВЫНУЖДЕН
+ инфинитивом:
Мы были готовы прийти на собрание.
Я обязан сообщить
о случившемся.
Он намерен выиграть партию.
Слайд 19словами НАДО, НУЖНО, НЕОБХОДИМО + инфинитивом:
Мне надо лучше подготовиться к
экзамену.
Мне нужно было отлучиться.
Слайд 20Когда инфинитив
НЕ ВХОДИТ в состав сказуемого?
необходимо учитывать значение сказуемого:
Они
начнут готовиться к экзаменам.
В этом предложении нельзя выделять сказуемым
только слово "начнут" , так как оно не называет главного действия, которое выполняют "они".
Когда Андрей закончит работу, Игорь только начнет.
В данном предложении глаголы "закончит" и "начнет" приобретают значение самостоятельных действий и являются простыми глагольными сказуемыми
Слайд 21если глагол и инфинитив обозначают действия разных лиц, то перед
нами простое глагольное сказуемое.
Инфинитив в этом случае должен иметь значение
волеизъявления (просить, умолять, приказать, уговорить):
Его попросили написать заявление.
Сказуемое здесь попросили, а слово "написать" является дополнением (попросили о чем? написать)
Слайд 22если инфинитив зависит от глагола движения, то перед нами простое
глагольное сказуемое и обстоятельство цели:
Он пришел узнать о здоровье тетушки.
(пришел с какой целью? узнать)
Слайд 23если к инфинитиву можно задать вопрос КАКОЙ?, то перед нами
несогласованное определение, а не часть сказуемого:
Охота странствовать напала на него.
(охота какая? странствовать).
Слайд 24Составное именное сказуемое
Может быть выражено:
глаголом-связкой БЫТЬ (ЕСТЬ, БУДУ, БУДЕТ, БЫЛ
БЫ, ПУСТЬ БУДЕТ и другие формы) и именной частью (именем
существительным, именем прилагательным, именем числительным, местоимением, причастием, наречием): Брат скоро будет студентом.
Слайд 25глаголом-связкой ЯВЛЯТЬСЯ, КАЗАТЬСЯ, СТАТЬ, СТАНОВИТЬСЯ, ВЫГЛЯДЕТЬ, СДЕЛАТЬСЯ, СЧИТАТЬСЯ, ОКАЗАТЬСЯ и
именной частью:
Она явилась настоящим профессионалом в своей области.
Ребенок выглядел
совершенно растерянным.
Солнце казалось красным.
Слайд 26глаголом-связкой со значением движения, положения в пространстве + именной частью:
Осень
пришла дождливая.
Собака лежала успокоенная.
Слайд 27Как отличить простое глагольное
сказуемое от глагола-связки?
Сравните предложения:
Аня казалась
расстроенной (= была расстроенной) и Вдалеке казалась деревушка (= появлялась,
виделась).
Очевидно, что в первом примере перед нами составное именное сказуемое с глаголом связкой, а во втором примере глагол "казалась" получает полноценное лексическое значение и его можно заменить только другим полноценным глаголом, следовательно, является простым глагольным сказуемым.
Еще примеры:
Мама сделалась задумчивой (= стала задумчивой, задумалась) и После поломки вещь не сделается сама собою (= не починится).
Слайд 28Выделяя в предложении грамматическую основу, необходимо помнить следующее:
Вводные слова, словосочетания
и предложения не являются членами предложения, значит, не могут быть грамматической
основой предложения, например:
Надеюсь, вы приедете вовремя. (Надеюсь - вводное слово, вы приедете - грамматическая основа)
Я думаю, всё у тебя получится. (Я думаю - вводное предложение, всё получится - грамматическая основа)
Слайд 293. Приложение не является подлежащим или сказуемым, оно является определением, например:
Вот
наша Леночка, отличница и активистка. (Отличница и активистка - это
приложение, Леночка - подлежащее)
4. Обращение не является членом предложения, следовательно, не может быть подлежащим, например:
Друзья, прекрасен наш союз! (Друзья - обращение, союз прекрасен - грамматическая основа)
Слайд 30 5. Дополнение в В.п. не является подлежащим, например:
Дом возводят строители.
(Дом - это дополнение, т.к. стоит в В.п. возводят кого?
что? дом, также слово дом не связано со сказуемым возводят по смыслу, потому что дом не может совершать указанное действие, строители возводят - грамматическая основа)
6. В безличном предложении сказуемое может быть выражено одним словом - НЕТ.
У меня нет времени. (Нет - это сказуемое, подлежащее отсутствует)
Слайд 31Несогласованное сказуемое
Несогласованное сказуемое характерно главным образом для разговорной речи и
выражается
1) формой повелительного наклонения в значении условного наклонения или изъявительного наклонения
прошедшего времени:
Приди он вовремя, ничего бы не случилось (= пришел бы).
Я же и приди к нему не вовремя (= пришел).
2) глагольной формой есть в значении 'имеется':
Есть человек, который думает иначе. Есть люди, которые думают иначе.
3) глаголом в форме инфинитива: А он хохотать.
4) глаголом в междометной форме:
А шапка бац ему прямо в лицо.
Слайд 32Оформление задания в бланке
Неправильное оформление ответа обернётся для вас потерей
балла.
Ответом на задание 8 может быть слово или перечень
слов.
Слайд 33все слова в бланке записываются печатными заглавными буквами в соответствии
с образцом написания чёрной гелевой ручкой, начиная с первой клетки
каждая
буква записывается в отдельной клетке
между словами клетка не пропускается
запятая ставится в отдельной клетке
Слайд 34Если в предложении сказуемое стоит перед подлежащим, то в ответе можно
писать по-разному: сначала подлежащее, потом - сказуемое или наоборот, т.е. это
не принципиально.
Например:
В его добрых глазах искрится огонёк. В бланке пишем так:
огонёкискрится или искритсяогонёк.
Слайд 35Если в грамматической основе есть однородные подлежащие или сказуемые, то между
ними в бланке ставьте тот знак препинания (запятая) или союз, который
стоит в предложении.
Например:
Дети весело резвились на площадке, прыгали и бегали.
В бланке пишем так: детирезвились,прыгалиибегали.
Слайд 36Если сказуемое употребляется с союзом КАК или частицами ЛИ, БЫ, то данную служебную часть речи
выписывайте вместе со сказуемым.
Например:
Наш двор как сад. В бланке
пишем так: дворкаксад.
Не желаете ли кофе? В бланке пишем так: нежелаетели
Я хотел бы обнять весь мир! В бланке пишем так: яхотелбыобнять.
Слайд 37Важно!
1. При переписывании грамматической основы в бланк не делайте ошибок
в словах!
2. Запоминайте номер предложения, из которого вам надо выписать
грамматическую основу!
Слайд 38Внимательно читайте задание!
3. В некоторых тестах задание может быть
сформулировано так: Выпишите грамматическую основу безличного предложения 2. То есть нужно
выписать грамматическую основу не всего предложения, а из его части (безличного предложения), например:
Кормили плохо, вечно хотелось есть.
Данное предложение сложное, состоит из двух простых: кормили плохо - 1-ое простое, оно неопределённо-личное, вечно хотелось есть - 2-ое простое, оно безличное. Таким образом, выписываем грамматическую основу 2-го предложения - хотелось есть
Слайд 39Алгоритм выполнения задания №8
Внимательно прочитайте предложение.
Подумайте, что в нём главное,
какая основная мысль, без чего предложение не будет точным и
полным?
Ответьте на вопросы: о чём идёт речь в предложении? (это подлежащее) и что сказано о подлежащем? ( это сказуемое.)
Слайд 40ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1
Общее задание : Выпишите грамматическую основу предложения
Часть 1:
1.Успев
отведать еще теплого мяса, он дремал после удачной охоты, блаженно
щурился, ощущая приятную тяжесть в желудке.
2. И Сергей, не без робости взглянув на нее, внезапно послушно, торопливо встал и, будто сжавшись от ее слов, со стеснительной осторожностью взял веник и начал подметать возле коек окурки.
3. Еще отмечу примечательную особенность нашей семьи – бережное отношение друг к другу.
4. На детских книгах Чуковского воспиталось уже не одно поколение.
5. Мимо меня прошел один из моих друзей.
Слайд 416. Мы по очереди помогали ему идти.
7. Отец мой, несмотря
на профессию, требовавшую трезвого взгляда на вещи, был неисправимым мечтателем.
8.
В книжке для детей автор остается верен себе и своей главной теме.
9. Легкий ветерок, потянувший низом, наклонивший травы, но не двинувший и листка на деревьях, заставил попрятаться маленьких демонов.
10. Если бы можно было сейчас позвонить, прибежать, высказать!
Слайд 42Часть 1 ответы
Он дремался щурился
Сергей встал взял начал подметать
Отмечу
Воспитывалось не
одно поколение
Один из друзей прошёл
Мы помогали
Отец был мечтателем
Автор остаётся верен
Ветерок
заставил
можно было бы позвонить прибежать высказать
Слайд 43Общее задание : Выпишите грамматическую основу предложения
Часть 2:
1.Правда, противоречивость мечтаний
и действий была свойственна порой и великим.
2. Получаешь взбучки после
родительских собраний, маршируешь строем в пионерских лагерях, занимаешься с репетиторами, трясешься перед выпускными экзаменами, наживаешь неврастению после конкурсных.
3. Тяжелораненых бойцов с ораниенбаумского «пятачка» необходимо было переправлять в ленинградские госпитали.
4. Сад залило неспокойной водой.
5.И есть берега, сожженные тысячелетним солнцем – отблеском огромных южных вод, горячими токами воздуха, чистейшего в мире.
Слайд 446. Я стал много и увлеченно читать.
7. По дороге на
озеро стояло несколько ив.
8. И не могло не родиться что-то
из сплава внутренней и внешней тишины.
9.Случилось это в зимний вечер, всего за несколько часов до наступления двадцатого столетия.
10. Они были вдвое выше тех.
Слайд 45Часть 2 ответы
Противоречивость была свойственна
Получаешь маршируешь трясёшься наживаешь
Необходимо было переправлять
Залило
Берега
есть
Я стал читать
Несколько ив стояло
Что-то не могло не родиться
Это случилось
Они
были выше
Слайд 46Общее задание : Выпишите грамматическую основу предложения
Часть 3:
1. В этих
кузовах мог ехать и молодой, еще не успевший накинуть на
плечи свои будущие богатые бобры, Шаляпин.
2. У Гиляровского в жизни было много случаев, сделавших его в нашем представлении человеком просто легендарным.
3. Старший упирает в булыжник деревянный костыль шарманки, утверждает перед нею на раскладной табуреточке клетку и переполненный «счастьем» ящик.
4. Коснувшись ледышки, солнечные лучи собирались в пучок, будто в линзе, и грели маковку, тоже укутанную в мохнатую паутинку на дне чашечки цветка.
5. Каждый килограмм мороженого вертелся вручную, на посыпанном солью обычном невском льду...
Слайд 476. В прощании собак было что-то трогательное ...
7 Как сейчас
вижу ее чуть согбенную фигуру.
8 Два или три раза Латам,
в своей «фирменной» мягкой шахматной кепке, давал газ...
9 Зимою молча приносить ему горячую еду – суп, котлеты и чай – и исчезать.
10. Над вейками посмеивались, о вейках рассказывали всякие истории, но веек любили.
Слайд 48Часть 3 ответы
Шаляпин мог ехать
Много случаев было
Старший упирает утверждает
Лучи собирались
грели
Килограмм мороженого вертелся
Было что-то трогательное
Вижу
Латам давал газ
Приносить и исчезать
Посмеивались
рассказывали любили
Слайд 49ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2
Общее задание. Выпишите грамматическую основу предложения.
1 Месяц удивительно
близок был на этот раз к земле и прямо смотрел
мне в лицо с грустным и бесстрастным выражением.
2. Подземные болота, окружавшие площадь, как и в древние времена, тоже не имели выхода.
3. В тумане двигаются толпы оборванцев, мелькают около туманных, как в бане, огоньков.
4. До всего этого крушения Корней Иванович не дожил, хотя и назвал имя главной смертельной болезни бюрократического государства – канцелярит.
5. И вдруг вижу под изгородью выпавшее оттуда гнездо и все начинаю понимать.
Слайд 506. Он без остатка отдал свое сердце России – ее
лесам и деревушкам, околицам, тропинкам и песням.
7. А вдруг зал
будет не полный?
8.В ней быстро ходили взад и вперед, издавая глухое рычание, потрясая гривами и сверкая глазами, три молодых африканских льва.
9. В Лондоне Андерсен встретился с Диккенсом и был в гостях у него в маленьком доме на взморье.
10. Так-то и разбойник по прозванию Опта в четырнадцатом или пятнадцатом веке, намахавшись кистенем, раскаялся в конце концов и решил спасаться.
Слайд 5111. Чешуйки бывают разные по форме и все они —
видоизменённые волоски.
12. С помощью этих инструментов художник и музыкант создают
свои произведения.
13. Чтобы бороться с загрязнениями, нужно различать два основных его типа.
14. Чтобы изделие стало гладким, его шпаклевали раствором глины.
15. Потушили пожар — это хорошо.
Слайд 5216. Разве мы можем обездолить наших далёких потомков!
17. Чтобы сохранить
на нашей планете всё многообразие животного и растительного мира, и
в первую очередь виды растений, питы и животных, находящихся на грани вымирания, учёные разных стран решили составить списки тех видов, существование которых вызывает наибольшее опасение.
18.Египтяне быстро поняли, насколько полезны эти создания, когда ливийские дикие кошки стали приходить охотиться к амбарам с зерном.
19. Мясо этих птиц считается целебным, оно помогает от многих болезней, что явилось причиной почти полного истребления уларов.
20.Кто же сегодня является основным загрязнителем атмосферы в бассейне Байкала?
Слайд 531. месяц был близок, смотрел
2. болота не имели выхода
3. толпы
оборванцев двигаются, мелькают
4. Корней Иванович не дожил, назвал
5. вижу, начинаю
понимать
6. он отдал сердце
7. зал будет не полный
8. три льва ходили
9. Андерсен встретился, был в гостях
10. разбойник раскаялся, решил спасаться
Слайд 5411. чешуйки бывают разные, они — волоски
12. художник и
музыкант создают
13. бороться, нужно различать
14. изделие стало гладким,
шпаклевали
15. потушили, это хорошо
16. мы можем обездолить
17. сохранить, ученые решили составить, существование вызывает опасения
18. египтяне поняли, создания полезны, кошки стали приходить
19. мясо считается целебным, оно помогает, что явилось причиной
20. кто является загрязнителем
Слайд 55Источники
автора шаблона: Матюшкина Анжелика Владимировна, учитель начальных классовГБОУ СОШ №
680 г. Москвы.
http://img-fotki.yandex.ru/get/5604/natali73123.240/0_4df90_1acbae6b_XL.png : цветы.
Материалы ФИПИ. Открытый банк заданий: http://www.fipi.ru/
http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk-i-literatura
http://festival.1september.ru/
http://ru.wikipedia.org/wiki
http://images.yandex.ru/yandsearch
http://www.onelegend.ru