Разделы презентаций


Предложения с прямой речью. Знаки препинания в них

Содержание

РАБОТА С ТЕКСТОМ (письменно)Простите нас деревья и трава! Мы забываем повзрослев едва Что общим корнем связаны слова: Народ и благородство и природа. Прости земля! Пьянея от побед Мы мало ценим твой

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Предложения с прямой речью. Знаки препинания в них.
Двадцать четвёртое апреля

Предложения с прямой речью. Знаки препинания в них.Двадцать четвёртое апреля

Слайд 2РАБОТА С ТЕКСТОМ (письменно)
Простите нас деревья и трава! Мы забываем повзрослев

едва Что общим корнем связаны слова: Народ и благородство и природа. Прости земля! Пьянея

от побед Мы мало ценим твой высокий свет. Без нас жила ты миллионы лет – Мы без тебя не проживём и года.

Игорь Киселёв

Прочитайте выразительно. Сформулируйте главную мысль текста, запишите.
Расставьте знаки препинания

РАБОТА С ТЕКСТОМ (письменно)Простите нас деревья и трава! Мы забываем повзрослев едва Что общим корнем связаны слова:

Слайд 3ПРОВЕРИМ:
Простите нас, деревья и трава! Мы забываем, повзрослев едва, Что общим корнем

связаны слова: Народ, и благородство, и природа. Прости, земля! Пьянея от побед, Мы мало

ценим твой высокий свет. Без нас жила ты миллионы лет – Мы без тебя не проживём и года.

Игорь Киселёв

ПРОВЕРИМ:Простите нас, деревья и трава! Мы забываем, повзрослев едва, Что общим корнем связаны слова: Народ, и благородство,

Слайд 4Спорт, как говорят врачи, укрепляет здоровье человека. (Вводное предложение)
Спорт, по

словам врачей, укрепляет здоровье человека. (Вводное словосочетание)
Врачи говорят, что спорт

укрепляет здоровье человека. (Косвенная речь, часть сложноподчинённого предложения)
Врачи твердят: «Спорт укрепляет здоровье человека». (Часть предложения с прямой речью)
Врачи говорят: спорт укрепляет здоровье человека. (Часть бессоюзного сложного предложения)

Явление синтаксической синонимии.
Сравните

Спорт, как говорят врачи, укрепляет здоровье человека. (Вводное предложение)Спорт, по словам врачей, укрепляет здоровье человека. (Вводное словосочетание)Врачи

Слайд 5Вспомним изученное:
Что такое чужая речь?
Какими способами можно передать чужую речь?
Что

такое прямая речь?
Из каких частей состоят предложения с прямой

речью?
Объясните, что обозначают схемы:



Приведите примеры таких предложений
Вспомним изученное:Что такое чужая речь?Какими способами можно передать чужую речь?Что такое прямая речь? Из каких частей состоят

Слайд 6НОВОЕ В ИЗУЧАЕМОЙ ТЕМЕ
"П, – а, – п.(?!) "
"П,(?!) –

а. – П.(?!) "

Если слова автора стоят внутри прямой речи,

разрывают ее, то знаки
ставятся в зависимости от смысла и структуры предложения:
1. Если на месте разрыва не должно быть никакого знака или должна была стоять запятая, точка с запятой, двоеточие или тире, то слова автора выделяются с обеих сторон запятой и тире, после которых первое слово пишется со строчной буквы.
Схема: «П, - а, - п».
Пример: «Нет, - промолвил Ермолай, - дело не ладно».
2. Если на месте разрыва должна была стоять точка, то перед словами автора ставятся запятая и тире, а после них – точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы.
Схема: «П, - а. – П».
Пример: «Ради Бога, простите, - заговорил Вадим. – Позвольте я вам помогу встать».

НОВОЕ В ИЗУЧАЕМОЙ ТЕМЕ

Слайд 73. Если на месте разрыва должен стоять вопросительный или восклицательный

знак либо многоточие, то эти знаки сохраняются перед словами автора

и и после соответствующего знака ставится тире; после слов автора ставится точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы.
Схема: «П? – а. – П».
Пример: «какой чудесный человек, не правда ли? – воскликнула Саша. – Я не видела его без улыбки на лице, без шутки».
Схема: «П! – а. – П».
Пример: «Вы, Саша, уходите! – сказал Николай. – До свидания».
Схема: «П… - а. – П».
Пример: «Погоди… - крикнул Ленька. – Как ты говоришь? Пыль?».

3. Если на месте разрыва должен стоять вопросительный или восклицательный знак либо многоточие, то эти знаки сохраняются

Слайд 8Запишите, расставив знаки препинания. Составьте схемы.
Я не слыхивал о медведе

(отвечал Дефорж) но я всегда ношу при себе пистолеты.
Ты слышал

Николай что дети едут в Москву? (сказал Карл Иванович).
Правее держи! (сказал Челкаш) Скоро уже приедем.

Запишите, расставив знаки препинания. Составьте схемы.Я не слыхивал о медведе (отвечал Дефорж) но я всегда ношу при

Слайд 9Проверка
«Я не слыхивал о медведе, - отвечал Дефорж, -

но я всегда ношу при себе пистолеты». "П, – а,

– п."
«Ты слышал, Николай, что дети едут в Москву?» - сказал Карл Иванович.
"П?" – а.
«Правее держи! - сказал Челкаш. - Скоро уже приедем». "П! – а. – П."


Проверка «Я не слыхивал о медведе, - отвечал Дефорж, - но я всегда ношу при себе пистолеты».

Слайд 10Перестройте предложения с прямой речью в косвенную речь.
«Это твоя дочка?»

— спросил я смотрителя.
«Что же ты не едешь?» — спросил

я ямщика с нетерпением.
«Читайте больше»! — всегда говорил наш учитель.
«Я принес тебе фотографию», — сказал учитель и поискал глазами портфель.
Перестройте предложения с прямой речью в косвенную речь.«Это твоя дочка?» — спросил я смотрителя.«Что же ты не

Слайд 11ПРЯМАЯ И КОСВЕННАЯ РЕЧЬ
ЭКСПРЕСС-ТЕСТ

ПРЯМАЯ И КОСВЕННАЯ РЕЧЬЭКСПРЕСС-ТЕСТ

Слайд 12Укажите неверное утверждение.
1) Прямая речь — это точная передача чужого

высказывания от лица ее произнесшего.
2) Пересказанное от себя чужое высказывание

называется косвенной речью.
3) Косвенная речь часто имеет форму сложноподчиненного предложения.
4) Косвенная речь имеет форму сложносочиненного предложения.

4

Укажите неверное утверждение.1) Прямая речь — это точная передача чужого высказывания от лица ее произнесшего.2) Пересказанное от

Слайд 13Укажите номера предложений с прямой речью.
(1 )Стояла теплая весенняя ночь.

(2)На небе светили звезды. (З)Было тихо, и вдруг раздался чей-то

крик.
(4)Мы вздрогнули. (5)Крик усиливался. (б)Через минуту мы четко разобрали слова. (7)Кто-то кричал со стороны деревни: «Помогите!» (8)Ребята бросились на крик.
(9) «И я, и я с вами, — заголосил Сашка, — меня возьмите!» (10)«Мал еще, — сказал Николай, — сиди здесь».

7, 9, 10

Укажите номера предложений  с прямой речью.(1 )Стояла теплая весенняя ночь. (2)На небе светили звезды. (З)Было тихо,

Слайд 14Укажите предложение с ошибкой в оформлении прямой речи.
1) Хозяйка очень

часто обращалась к Чичикову с словами: «Вы ничего не кушаете,

вы очень мало взяли».
2) «Лесть и трусость — самые дурные пороки», — громко промолвила Ася.
3) Смотрю вслед ему и думаю: «Зачем живут такие люди?»
4) «Мы решили, — продолжал заседатель, — с вашего дозволения, остаться здесь ночевать.

4

Укажите предложение с ошибкой в оформлении прямой речи.1) Хозяйка очень часто обращалась к Чичикову с словами: «Вы

Слайд 15В каком примере не нарушены речевые нормы?
Я сказал то, что

до Белогорской крепости недалеко.
Я спокойно отвечал то, что я нахожусь

в его власти и что он волен поступать со мною, как ему будет удобно.
Мцыри сказал, что я убежал из монастыря во время грозы.
Повернув в рощу, я увидел то, что запомнилось мне надолго.

4

В каком примере не нарушены речевые нормы?Я сказал то, что до Белогорской крепости недалеко.Я спокойно отвечал то,

Слайд 16В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
1. Платов плечами вздвинул

и закричал: «Где ключ от блохи?»
2. «Делайте, что хотите, -

отвечал им сухо Дубровский, - я здесь уже не хозяин».
3. «Сюда! - послышался старушечий голос - Вас ждут».
4. «Посмотрите же, что вы наделали, - продолжал я. - Теперь вы хотите уехать...»

3

В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?1. Платов плечами вздвинул и закричал: «Где ключ от блохи?»2. «Делайте,

Слайд 17В каком примере не нарушены речевые нормы?
Пушкин писал, что его

няня - «подруга дней моих суровых».
Генерал осведомился, не сын ли

он Андрея Петровича Гринева.
«Теперь я бы, кажется, свой собственный сапог съел!» - сказал один генерал.
Он сказал то, что Пугачев уже занял крепость.

3

В каком примере не нарушены речевые нормы?Пушкин писал, что его няня - «подруга дней моих суровых».Генерал осведомился,

Слайд 18Укажите предложение с ошибкой в оформлении прямой речи.
1) «Вот как

приходится платить за ложь, — говорила она, — и больше

я не хочу лгать».
2) «Что слышу я, прокуратор, — гордо и спокойно ответил Каифа».
3) Ужаленный тоской, покоренный нахлынувшими воспоминаниями, он придержал коня и сказал: «Здравствуй, Аксинья!»
4) «Смотрите, Кусака играет!» — кричала Леля, задыхаясь от смеха.

2

Укажите предложение с ошибкой в  оформлении прямой речи.1) «Вот как приходится платить за ложь, — говорила

Слайд 19Исправьте ошибки, допущенные при замене прямой речи косвенной.
1.«Товарищ Валько, мне

очень нужно с вами поговорить. Очень нужно»,- сказал Олег тихим

голосом, чуть заикаясь.

2. «Смотри, Генка,- сказал ему Миша, - до моего возвращения лагерь ни за что не оставлять… »

3. «Палатки перенести нетрудно, - сказал Миша, - но почему мы должны уйти?»

Олег сказал тихим голосом, чуть заикаясь, что мне, товарищ Валько, очень нужно с вами поговорить, очень нужно.

2. Миша сказал Генке, что до его возвращения лагерь ни за что не оставлять.

3. Миша сказал, что палатки перенести нетрудно, но что почему мы должны уйти.

Исправьте ошибки, допущенные при замене прямой речи косвенной.1.«Товарищ Валько, мне очень нужно с вами поговорить. Очень нужно»,-

Слайд 20Домашнее задание:
Выучить теоретический материал урока.
 
Из учебника литературы выписать 5–6 предложений

с новыми случаями оформления прямой речи 

Домашнее задание:Выучить теоретический материал урока. Из учебника литературы выписать 5–6 предложений с новыми случаями оформления прямой речи 

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика