Слайд 1Подготовил:
учитель физической культуры || категории
Кузьмич Наталья Николаевна
Особенности психофизиологического развития школьников
и основные требования к организации урока.
Слайд 2За последние годы вопросы физического воспитания все больше и больше
привлекают внимание педагогической, медицинской и родительской общественности. И это не
случайно. Известно, какое большое значение имеет хорошо организованное физическое воспитание для укрепления здоровья обучающихся, гармоничного развития, повышения работоспособности их организма и расширения функциональных возможностей.
Слайд 3Направленность работы по воспитанию физических качеств у детей школьного возраста
определена государственной программой по физической культуре для учащихся средней общеобразовательной
школы, которая в каждом разделе, посвященном формированию и совершенствованию двигательных умений и навыков, предусматривает материал для воспитания физических качеств.
Слайд 4Физическая подготовка-это педагогический процесс, объединяющий систему организованных или самостоятельных занятий
физическими упражнениями с целью формирования двигательных умений, навыков и воспитания
физических качеств, необходимых для полноценного осуществления человеком жизненно важных функций, высокопроизводительной трудовой деятельности и защиты Родины. Воспитание физических качеств занимает важное место в физической подготовке школьника.
Слайд 5Практика показывает, что многие учащиеся не могут выполнить контрольные тесты,
добиться высоких результатов в беге, прыжках, метании, играх не потому,
что им мешает плохая техника движений, а главным образом из-за недостаточного развития двигательных качеств - силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.
Слайд 6 Мы как учителя физического воспитания должны не только обучать
учащихся двигательным способностям , то есть формировать умения и навыки,
но и целенаправленно, систематически совершенствовать их. С этой целью в уроки включают специальные упражнения для развития силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости.
Организация и содержание физического воспитания учащихся школ регламентируются учебной программой по физкультуре; программой по внеклассной и внешкольной спортивной работе со школьниками.
Слайд 7Организационные формы физического воспитания школьников включают уроки физкультуры; физкультурно-оздоровительные мероприятия
в режиме дня школьников; внеклассную и внешкольную спортивно-массовую работу; самостоятельные
занятия физическими упражнениями в семье, на пришкольном участке и дворовых площадках, стадионах, парках.
Слайд 8Урок физкультуры - основная форма физического воспитания, охватывающая всех школьников.
При проведении уроков физкультуры должны соблюдаться следующие гигиенические
требования:
1.Соответствие содержания урока
и величины нагрузки состоянию здоровья, физической подготовленности, возрасту учащихся;
2. Методически правильное построение урока с выделением отдельных структурных частей и физиологической нагрузки;
3.Выполнение физических упражнений, влияющих на укрепление здоровья и формирование правильной осанки;
4. Соблюдение последовательности занятий, правильное их сочетание с другими уроками в расписании учебного дня и недели;
5. Проведение занятий в специальном помещении (спортивный или гимнастический зал), на специально оборудованном пришкольном участке, стадионе;
6. выполнение учащимися упражнений в спортивной одежде и при температурных условиях, обеспечивающих закаливание организма.
Слайд 9Внеклассная спортивно-массовая работа в школе включает организацию занятий в спортивных
секциях, а также проведение дней здоровья и спорта.. В связи
с этим создаются различные секции и устанавливаются удобные для школьников графики работы; продолжительность работы секции не более 2 ч. В нашей школе существует 2 секции «волейбол» и « баскетбол».
Слайд 10Ежегодно проводится медицинский осмотр всех школьников ( в детской больнице).
Медицинский осмотр предусматривает определение сдвигов в состоянии здоровья и физическом
развитии школьников, а также решение вопроса об установлении медицинской группы (основная, подготовительная, специальная).
Слайд 11С точки зрения связи с центрально-нервными ,процессами управления движениями употребляют
термин- «двигательные качества». Если же следует выделить биомеханическую характеристику движений,
используют термин -«физические качества». Наконец, рассматривая качественные особенности двигательного действия с позиций физиологического и психологического регулирования (проявление воли человека), употребляется термин - «психомоторные качества».
Среди компонентов, составляющих двигательные качества, следует различать общие и специальные. Общие присущи нескольким двигательным качествам (например, волевое качество настойчивости или терпеливости при различных видах проявления выносливости). Специальные компоненты обусловливают специфичность какого-либо одного качества. Благодаря наличию общих компонентов может происходить перенос тренированности одного качества на другие. Следует также иметь в виду, что развитие одних компонентов может привести к торможению других, поэтому развитие одного качества может привести к снижению уровня проявления другого.
Слайд 12В среднем школьном возрасте все большее место должны занимать скоростно-силовые
упражнения: прыжки, спрыгивания и выпрыгивания в темпе, переменные ускорения в
беге, метания. Следует также включать повторное преодоление коротких дистанций (от 30 до 60 м) с максимальной скоростью. В старшем школьном возрасте применяется комплекс собственно скоростных, скоростно-силовых упражнений и упражнений для развития скоростной выносливости..
Слайд 13Школьники до 15-16-летнего возраста могут преодолевать наступившее утомление лишь короткое
время вследствие малой устойчивости нервной системы к сильным раздражителям. В
последующем фаза компенсированного утомления увеличивается за счет повышения способности к волевым усилиям.
Традиционный «сидячий» ритм жизни сегодняшнего школьника характеризуется сниженной физической активностью, поэтому формирование установки на занятия физической культуры является важным аспектом воспитания учащихся. Наиболее эффективным временем для формирования физической активности является школьный период. Очень важное значение имеет эмоциональная привлекательность физических нагрузок, поэтому в спортивной физиологии обычно рекомендуется использовать игровую деятельность. Именно в игре командное и предметное взаимодействие способствует оптимальному развитию физических и психологических качеств человека.
Слайд 14Основным требованиям по организации и проведению урока физической культуры относятся
следующие:
1. Четкость постановки целей и задач. Урок решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. В ходе организации
учебной деятельности на уроке преподаватель обеспечивает не только овладение двигательными умениями и навыками, развитие основных двигательных способностей, усвоение обязательного минимума знаний по физической культуре, но и содействует воспитанию личностных качеств учащихся (смелость, настойчивость, коллективизм и т.д.). Формулировки задач урока, как правило, предельно конкретны, лаконичны, учитывают состав учащихся, их возраст, физическое развитие и подготовленность, обеспечивают преемственность предыдущих занятий с последующими и с возможно большей определенностью отражают планируемые конечные результаты. Оптимальное количество задач, решаемых на одном уроке, — не более 2—3.
Слайд 152. Соответствие состава учебного материала учебной программе и характеру поставленных задач.
Внепрограммный материал может использоваться лишь с целью индивидуализации обучения.
3. Целесообразный подбор
средств и методов обучения с учетом дидактической цели и задачи урока. Ни одна дидактическая цель или задача не может быть успешно решена без заранее обдуманного отбора учебного материала с учетом конкретных особенностей темы, с одной стороны, и достигнутого уровня подготовленности, возрастно-половых особенностей учащихся, с другой.
Слайд 164. Тесная связь уроков с предыдущими и последующими. Каждый урок имеет
преемственную связь по направленности педагогических задач, содержанию учебного материала, объемам
и интенсивности нагрузок с последующими и предыдущими уроками.
5. Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы. Учебный процесс становится эффективным только при условии учета индивидуальных особенностей занимающихся и учебного материала.
Слайд 176. Постоянное видоизменение содержания урока, методики его организации и проведения. Разнообразие
содержания, методики урока способствует формированию интереса у учащихся к занятиям
физическими упражнениями и побуждает их к активной деятельности.
7. Обеспечение безопасности урока. Повышенная травмоопасность урока физической культуры обусловлена тем, что его специфическим содержанием является разнообразная двигательная деятельность на гимнастических снарядах, со снарядами и без снарядов. Неправильная организация учебно-воспитательного процесса может привести к различным травмам учащихся (ушибы, вывихи, сотрясения, переломы и др.). Хорошо продуманная организация урока, приемы и способы помощи и страховки, особое внимание, уделяемое упражнениям с повышенной травмоопасностью (соскоки с гимнастических снарядов, лазание по канату, метание гранаты и др.), позволяют исключить травмирование на уроках.
Слайд 188. Постоянный контроль за ходом и результатами учебной деятельности учащихся. На
каждом уроке обеспечивается оперативное управление деятельностью учащихся. Оно осуществляется на
основе анализа и оценки выполнения учебных заданий и реакции организма на нагрузки с учетом субъективных ощущений занимающихся.
Слайд 19На уроках физкультуры можно использовать следующие здоровьесберегающие технологии:
- разнообразие форм
организации урока, чередование физической и умственной нагрузки учащихся. Один из
способов повышения эффективности урока, чередование теории и практики.
- урок должен быть развивающим, интересным. Необходимо обращать внимание на физическое и психическое состояние учащихся. Это сказывается на состоянии здоровья учащихся.
- дозировка заданий. Главное при выполнении упражнения- не допустить перегрузки учащихся.
- индивидуальный подход к каждому учащемуся.
- занятия на свежем воздухе – эффективное средство борьбы с простудными заболеваниями и способ закаливания организма. Поэтому при любой возможности нужно проводить уроки на свежем воздухе по лёгкой атлетике, спортивным играм.
- воспитательная направленность урока. Это достигается и за счёт индивидуального подхода к развитию качеств каждого ученика и формированию ценностного отношения к своему здоровью.
Слайд 20В хорошем здоровье подрастающего поколения заинтересованы все- и родители, и
врачи, и учителя, но практика показывает, что они прикладывают недостаточно
усилий для его сохранения. Здоровье детей с возрастом ухудшается.
При планировании уроков необходимо учитывать и тренировочную направленность. Я отношусь к числу учителей, которые чаще используют тренировочную направленность урока. Это позволяет дать учащимся большую нагрузку с учётом их физической подготовленности и подготовить их к выполнению требований учебной программы. Но между этими уроками включаю уроки оздоровительной направленности.
Слайд 21Это уроки с меньшей интенсивностью и большими перерывами( в перерывах
рассказываю правила, теоретический материал по предмету, на игровых уроках больше
на отработку техники передач, бросков.) .Составной частью требований к современному уроку являются требования, предъявляемые к самому учителю.
Учителю нужно:
- учитывать состояние здоровья всех учащихся при проведении урока.
- учитывать функциональные возможности всех учащихся.
- физическую подготовленность всех учащихся.
- индивидуальные особенности учащихся.
- степень предшествующих нагрузок на пошлом уроке.
Это было актуально и раньше. Но сейчас в связи с возрастающим количеством больных детей, с уменьшением их двигательной активности, это стало более актуально.