Разделы презентаций


Предмет, задачи нейропсихологии

Содержание

Предмет, задачи и методы нейропсихологииНейропсихология – отрасль клинической психологии, которая изучает мозговые механизмы ВПФ и эмоционально-личностной сферы на материале локальных поражений мозга и других моделей.Общая задача для всех направлений: изучение мозговых

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Нейропсихология
1. Предмет, задачи и методы нейропсихологии. 2. Направления современной нейропсихологии.

Значение нейропсихологии для медицинской практики. 3. Лурия А.Р. – основоположник

отечественной нейропсихологии. 4. Понятие и сущность нейропсихологического симптома, синдрома, фактора. 5. Теория системной динамической локализации функций (ВПФ).


Нейропсихология1. Предмет, задачи и методы нейропсихологии. 2. Направления современной нейропсихологии. Значение нейропсихологии для медицинской практики. 3. Лурия

Слайд 2Предмет, задачи и методы нейропсихологии
Нейропсихология – отрасль клинической психологии, которая

изучает мозговые механизмы ВПФ и эмоционально-личностной сферы на материале локальных

поражений мозга и других моделей.
Общая задача для всех направлений: изучение мозговых механизмов психической процессов.
Предметом нейропсихологии является изучение мозговой организации психических процессов, эмоциональных состояний и Личности на материале патологии и прежде всего – на материале локальных поражений головного мозга.

Предмет, задачи и методы нейропсихологииНейропсихология – отрасль клинической психологии, которая изучает мозговые механизмы ВПФ и эмоционально-личностной сферы

Слайд 3Направления нейропсихологии:
1. Клиническая нейропсихология.
2. Реабилитационное направление.
3. Экспериментальная нейропсихология.
4. Нейропсихология детского

возраста.
5. Нейропсихология старческого возраста (с 45 лет).
6. Нейропсихология индивидуальных

различий – исследуется профилелотеральная организация. Задача: изучение мозговой организации психических процессов и состояний у здоровых лиц. Ответ на вопрос: возможно ли в принципе распространение общих нейропсихологических представлений о мозговой организации психики, сложившихся при изучении последствий локальных поражений головного мозга, на изучение мозговых механизмов психики здоровых лиц. Психодиагностика с применением нейропсихологических знаний в целях профотбора, профориентации и т.п.
7. Нейропсихология пограничных состояний. Анализ изменений ВПФ под влиянием психофармакологических препаратов.
8. Психофизиологическое направление – изучаются ВПФ психофизиологическими методами.

Направления нейропсихологии:1. Клиническая нейропсихология.2. Реабилитационное направление.3. Экспериментальная нейропсихология.4. Нейропсихология детского возраста. 5. Нейропсихология старческого возраста (с 45

Слайд 4Клиническая нейропсихология
Главная задача состоит в изучении нейропсихологических синдромов, возникающих при

поражении того или иного участка мозга, и сопоставлении их с

общей клинической картиной заболевания. Основными методами, используемыми в клинической нейропсихологии, являются методы клинического (не аппаратного) нейропсихологического исследования, разработанные А.Р.Лурия. За многие годы в школе А.Р.Лурия созданы теоретические основы нейропсихологической синдромологии и собран огромный фактический материал. Введено новое представление о нейропсихологическом синдроме как закономерном сочетании различных нарушений психических функций, которое обусловлено нарушением определенного фактора функциональной системы.
Принципиально новым было введение в клиническую нейропсихологию представлений о высших психических функциях как сложных функциональных системах, различные звенья которых связаны с разными аспектами психической функции, а также представлений о факторах как об определенных физиологических закономерностях работы тех или иных участков мозга, нарушение которых лежит в основе нейропсихологических синдромов.

Клиническая нейропсихологияГлавная задача состоит в изучении нейропсихологических синдромов, возникающих при поражении того или иного участка мозга, и

Слайд 5Экспериментальная нейропсихология
В задачу данного направления входит экспериментальное изучение различных форм

нарушений психических процессов при локальных поражениях мозга. В трудах А.Р.

Лурия была разработана экспериментальная нейропсихология познавательных процессов, а также произвольных движений и действий. А.Р. Лурия была создана новая классификация афазий, основанная на представлении о речевой деятельности как о сложной, но единой функциональной системе, состоящей из многих афферентных и эфферентных звеньев. Им был предпринят систематический анализ афазий, а также изучение псевдоафазических расстройств, возникающих при поражении глубинных отделов мозга.
В рамках экспериментальной нейропсихологии разрабатывались проблемы нейропсихологии гностических процессов (зрительного, слухового восприятия).

Экспериментальная нейропсихологияВ задачу данного направления входит экспериментальное изучение различных форм нарушений психических процессов при локальных поражениях мозга.

Слайд 6Реабилитационная нейропсихология
Данное направление посвящено восстановлению высших психических функций, нарушенных вследствие

локальных поражений головного мозга.
Данное направление разрабатывает принципы и методы восстановительного

обучения больных, перенесших мозговые локальные заболевания.
Центральное положение нейропсихологической реабилитации состоит в том, что восстановление сложных психических функций может быть достигнуто лишь путем перестройки нарушенных функциональных систем, в результате которой скомпенсированная психическая функция начинает осуществляться с помощью нового “набора” психологических средств, что предполагает и ее новую мозговую организацию.

Реабилитационная нейропсихологияДанное направление посвящено восстановлению высших психических функций, нарушенных вследствие локальных поражений головного мозга.Данное направление разрабатывает принципы

Слайд 7Нейропсихология детского возраста
Необходимость создания данного направления диктовалась спецификой нарушений психических

функций при локальных мозговых нарушениях у детей. Как показывают клинические

наблюдения, в раннем детском возрасте поражение коры левого полушария, как правило, не сопровождается характерными для взрослых нарушениями речевых функций.
Изучение особенностей мозговых механизмов высших психических функций у детей с локальными мозговыми поражениями позволяет выявить закономерности хроногенной локализации высших психических функций. Детская нейропсихология открывает широкие возможности для изучения проблемы межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия, для решения вопроса о генетическом и социальном факторах в формировании закономерностей работы мозга. Велико и прикладное значение детской нейропсихологии, так как адаптированные к детскому возрасту нейропсихологические методы позволяют определять зону поражения у детей так же успешно, как и у взрослых.
Нейропсихология детского возрастаНеобходимость создания данного направления диктовалась спецификой нарушений психических функций при локальных мозговых нарушениях у детей.

Слайд 8Лурия А.Р. – основоположник отечественной нейропсихологии
Лурия А.Р. наиболее известен как

основоположник отечественной нейропсихологии. Создал новое направление — нейропсихологию, ныне выделившуюся

в специальную отрасль психологической науки и получившую международное признание. Начало развития нейропсихологии было положено исследованиями мозговых механизмов у больных с локальными поражениями мозга, в частности в результате ранения. Разработал теорию локализации высших психических функций, сформулировал основные принципы динамической локализации психических процессов, создал классификацию афазических расстройств и описал ранее неизвестные формы нарушений речи, изучал роль лобных долей головного мозга в регуляции психических процессов, мозговые механизмы памяти.
Помимо клинической и экспериментальной нейропсихологии Лурия А.Р. создал особое нейропсихологическое направление, посвященное теории и методам восстановления высших психических функций, нарушенных вследствие локальных поражений мозга. Заслугой Лурия А.Р. является создание отечественной нейропсихологической школы, имеющей последователей в разных странах. Труды Лурия переведены на многие языки.

Лурия А.Р. – основоположник отечественной нейропсихологииЛурия А.Р. наиболее известен как основоположник отечественной нейропсихологии. Создал новое направление —

Слайд 9Теория системной динамической локализации функций (ВПФ)
В понятийном аппарате нейропсихологии можно

выделить 2 класса понятий. Первый – это понятия, общие для

нейропсихологии и общей психологии; второй – это собственно нейропсихологические понятия, обусловленные спецификой ее предмета, объекта и методов исследования.

К первому классу понятий относятся такие, как «ВПФ», «психическая Деятельность», «психологическая система», «психический процесс», «речевое опосредование», «значение» и др.
 
Второй класс понятий составляют собственно нейропсихологические понятия, в которых нашло отражение применение общепсихологической Теории к нейропсихологии – конкретной области знаний.
 
Все вместе эти понятия составляют определенную систему знаний или теорию, с единых позиций объясняющую закономерности нарушений и восстановления ВПФ при локальных поражениях мозга и обосновывающую представления об их мозговой организации. Данная теория, с одной стороны, способна объяснить разнообразную клиническую феноменологию нарушений психических функций, а с другой – удовлетворительно предсказывать новые факты и закономерности.

Теория системной динамической локализации функций (ВПФ)В понятийном аппарате нейропсихологии можно выделить 2 класса понятий. Первый – это

Слайд 10Высшие психические функции (ВПФ)
Понятие «ВПФ» было введено о общую психологию

и в нейропсихологию Л.С. Выготским, а затем подробно разработано А.Р.

Лурией и другими авторами. Под ВПФ понимаются сложные формы сознательной психической Деятельности, осуществляемые на основе соответствующих мотивов, регулируемые соответствующими целями и программами и подчиняющиеся всем закономерностям психической Деятельности.
Как указывал А.Р. Лурия, ВПФ обладают 3 основными характеристиками:
они формируются прижизненно, под влиянием социальных факторов,
опосредованы по своему психологическому строению (преимущественно с помощью речевой системы)
и произвольны по способу осуществления.

Высшие психические функции (ВПФ)Понятие «ВПФ» было введено о общую психологию и в нейропсихологию Л.С. Выготским, а затем

Слайд 11ВПФ – сложные системные образования, качественно отличные от других психических

явлений. Основные характеристики ВПФ – опосредованность, осознанность, произвольность – представляют

собой системные качества, характеризующие эти функции как «психологические системы», которые создаются путем надстройки новых образований над старыми с сохранением последних в виде подчиненных структур внутри нового целого.

Представления о ВПФ как сложных психологических системах было дополнено Лурией представлениями о них как о функциональных системах.

Характеризуя ВПФ как функциональные системы, А.Р. Лурия отмечал, что особенностью таких функциональных систем является их сложный состав, включающий целый набор афферентных (настраивающих) и эфферентных (осуществляющих) компонентов или звеньев.

Таким образом, ВПФ, или сложные формы сознательной психической Деятельности, системны по своему психологическому строению и имеют сложную морфофизиологическую основу в виде многокомпонентных функциональных систем. Данные положения являются центральными для теории системной динамической локализации ВПФ – теоретической основы современной отечественной нейропсихологии.

ВПФ – сложные системные образования, качественно отличные от других психических явлений. Основные характеристики ВПФ – опосредованность, осознанность,

Слайд 12Понятие и сущность нейропсихологического симптома, синдрома, фактора
Функциональная система – морфофизиологическое

понятие, заимствованное из концепции функциональных систем П.К. Анохина для объяснения

мозговых механизмов ВПФ; совокупность афферентных и эфферентных звеньев, объединенных в единую систему для достижения конечного результата. Функциональные системы, лежащие в основе психической сознательной Деятельности человека, характеризуются большей сложностью (более сложным составом звеньев, иерархической организацией и т.п.) по сравнению с функциональными системами, лежащими в основе физиологических функций и даже поведенческих актов животных. Различные по содержанию ВПФ (гностические, мнестические, интеллектуальные и др.) обеспечиваются качественно разными функциональными системами.

Нейропсихологический симптом – нарушение психической функции, возникающее вследствие локального поражения головного мозга (или вследствие иных патологических причин, приводящих к локальным изменениям в работе мозга).

Нейропсихологический синдром – закономерное сочетание нейропсихологических симптомов, обусловленное поражением (выпадением) определенного фактора (или нескольких факторов).

Нейропсихологический фактор – структурно-функциональная единица работы мозга, характеризуется определенным принципом физиологической Детятельности, нарушение которой ведет к появленияю нейропсихологического синдрома.

Понятие и сущность нейропсихологического симптома, синдрома, фактораФункциональная система – морфофизиологическое понятие, заимствованное из концепции функциональных систем П.К.

Слайд 13Согласно теории системной динамической локализации ВПФ человека, каждая ВПФ обеспечивается

мозгом как целым, однако это целое состоит из высоко дифференцированных

структур (систем, зон), каждая из которых вносит свой вклад в реализацию функции. Непосредственно с мозговыми структурами (факторами) следует соотносить не всю психическую функцию и даже не отдельные ее звенья, а те физиологические процессы, которые осуществляются в этих мозговых структурах и обеспечивают реализацию определенных аспектов (параметров) функции. Нарушение этих физиологических процессов ведет к появлению первичных дефектов, а также взаимосвязанных с ними вторичных дефектов, составляющих в целом закономерное сочетание нарушений ВПФ – определенный нейропсихологический синдром.

Теория системной динамической локализации ВПФ обладает большой эвристической ценностью, позволяя не только объяснять разнообразную клиническую феноменологию, но и предсказывать новые факты и планировать новые исследования.

Согласно теории системной динамической локализации ВПФ человека, каждая ВПФ обеспечивается мозгом как целым, однако это целое состоит

Слайд 14Спасибо за внимание



Выполнено:
студенткой группы П-603 оз,
Малышевой А.В.

Спасибо за вниманиеВыполнено: студенткой группы П-603 оз, Малышевой А.В.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика