Слайд 1Предмет и задачи методики преподавания психологии
Связь методики преподавания психологии с
педагогикой
Слайд 2
«Учить других чему-нибудь — значит показать им, что они должны
делать, чтобы научиться тому, чему их учат» (Ж.Жакото).
Слайд 3План
Предмет методики преподавания психологии
Специфика предмета психологии
Цель изучения психологии
Связь методики преподавания
психологии
с педагогикой
Основные категории дидактики
Дидактические принципы
Слайд 4Основные цели психологии
как дисциплины и деятельности психологов
Поиск новых психологических
знаний (научная психология)
Применение психологических знаний для решения практических проблем (прикладная
и практическая психология).
Передача психологических знаний (методика преподавания психологии) (В.Н.Карандашев)
Т.о. методика преподавания психологии выступает в двух планах: как наука и как учебный предмет.
Слайд 5Научная психология
Методика преподавания как наука – это сфера исследовательской деятельности,
направленная на производство и систематизацию новых знаний о принципах, закономерностях
процесса обучения психологии.
Методика преподавания психологии как наука характеризуется следующими составляющими:
- ученые с их знаниями, способностями, научной квалификацией и опытом, с разделением и кооперацией научного труда;
- научные учреждения, их оборудование;
- методы научно-исследовательской работы:
- научные понятия и категории;
- система научной информации, а также разнообразные экспериментальные площадки;
- сумма знаний, выступающих в качестве либо предпосылки, либо средства, либо результата научного производства (статьи, книги…).
Слайд 6Где преподается психология?
На психологических факультетах университетов и в других высших
учебных заведениях, осуществляющих подготовку психологов.
На философских, педагогических, юридических факультетах университетов,
на факультетах социальной работы.
В специализированных вузах (педагогических, медицинских, технических, военных), осуществляющих подготовку специалистов, профессионально работающих с людьми.
В средних профессиональных учебных заведениях (в медицинские училища и колледжи).
В средних общеобразовательных учебных заведениях (школах, гимназиях, лицеях).
Слайд 7Предмет науки
Методика преподавания психологии – это наука о
психологии как учебном предмете и закономерностях и методах обучения различных
возрастных групп;
Предмет методики преподавания психологии - обучение психологии, понимаемое как процесс управления, осуществляемый учителем (Бадмаев Б.Ц., 2001).
Слайд 8Задачи методики
преподавания психологии:
1. рассматривает вопрос о целях, задачах обучения психологии.
Целью изучения психологии является «получение научной ориентировки в психологии человека
при реальном взаимодействии с ним» (Б.Ц. Бадмаев)
2. решает вопрос об общих закономерностях и дидактических принципах, методах, на основе которых строиться процесс обучения психологии
3. определяет содержание психологического образования, объем знаний необходимый обучаемым на разных ступенях их подготовки: в школе, колледже, вузе. (Леденева Ю.Е., Шиянова Т.И.)
Слайд 9Принципы формирования содержания
принцип соответствия содержания учебного предмета психологии современному состоянию
науки.
принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях его
формирования, обеспечение единства подхода к конструированию содержания образования со стороны представителей разных учебных предметов (межпредметные связи).
принцип учета содержательной и процессуальной сторон (планы, программы, учебники).
Слайд 10Специфика предмета психологии
Цели обучения психологии определяются особенностями ее содержания как
гуманитарной дисциплины. (Ляудис В.Я.). Гуманитарное познание - особый тип научного
познания, предполагающий познание не вещи, а личности, отношение субъект-субъект, и важна не столько точность, сколько глубина познания.
В психологии сливаются объект и субъект познания.
Психология трактуется как наука социально-историческая, что не исключает в ее арсенале естественнонаучных методов исследования.
Особенность психологии в ее уникальных практических следствиях.
Психология имеет обширные связи с разными областями науки (Бадмаев Б.Ц., 2001).
Слайд 11Сложности в преподавании
и изучении психологии
неоднозначность критериев точности и понимания
в гуманитарном познании;
наличие множества отличающихся научных представлений на одни
и те же проблемы;
внешнее терминологическое совпадение при разной смысловой наполненности психологических понятий в житейском и научном контекстах;
большая эмоциональная включенность;
частая неадекватность ожиданий обучающихся в начале изучения психологии целям и задачам учебного предмета и т.д.
Слайд 12Цели преподавания психологии в ВУЗе
1) обучение фундаментальным психологическим знаниям;
2)
обучение прикладным психологическим знаниям;
З) обучение научно-исследовательским умениям;
4) обучением
практическим психологическим умениям;
5) обучение умениям передавать психологические знания другим людям;
6) формирование психологической культуры студентов (Карандашев В.Н., 2005)
Слайд 13Цель изучения психологии:
овладеть теоретическими и практическими знаниями и методами построения
общения и взаимодействия с людьми в различных условиях их жизнедеятельности.
научиться
психологически мыслить: анализировать, оценивать и объяснять психические явления,
освоить психотехнические приемы и способы применения научных положений к позитивному изменению психики человека. (Карандашев В.Н., 2005)
Слайд 14Обучение психологии направлено:
на овладение способами понимания и преобразования условий, определяющих
образ мыслей и образ действий других людей
на преобразование условий
собственной жизнедеятельности и сознания.
Главным в изучении психологии в средних школах, лицеях, гимназиях училищах является психологическое просвещение, формирование психологической грамотности и психологической культуры учащихся. (Карандашев В.Н., 2007).
Слайд 15Связь методики преподавания психологии
с педагогикой
Методика преподавания психологии – это
отрасль педагогической науки, исследующая закономерности обучения психологии.
Дидактика (от греч.
«didaktikos» — поучающий и «didasko» — изучающий) — часть педагогики, изучающая проблемы обучения и образования. (Гребенев И. В., 2003).
Слайд 16Соотношение педагогики и методики:
Педагогика включает в себя 2 раздела:
1. Дидактика
– теория обучения
2. Теория воспитания.
Предметом дидактики психологии является процесс и
результат усвоения предметных программных знаний, умений и навыков (кого, когда, чему и как учить)
Педагогика и методика соотносятся как родовое и видовое понятия.
Педагогика определяет общие закономерности обучения и воспитания, методика интерпретирует их применительно к своему учебному предмету. (Хуторской А.В., 2007)
Слайд 17Основные категории дидактики:
Преподавание – это деятельность тех, кто обучает.
Учение –
деятельность тех, кто обучается.
Обучение – целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога
и учащихся по передаче и усвоению знаний. Обучение выполняет 3 функции: образовательную, воспитательную и развивающую.
Образование – это результат обучения, система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления. (Осмоловская И. М., 2006)
Слайд 18Другие категории дидактики:
знания – совокупность представлений, понятий, идей, теорий, в
которых выражается теоретическое овладение предметом
умения – совокупность приемов, способов действий
навыки
– автоматизированные способы действий, закрепившиеся в результате упражнений
цель – представление о конечном результате деятельности. (Осмоловская И. М., 2006)
Слайд 19Другие категории дидактики:
содержание (обучения, образования) – это система знаний, умений,
навыков, способов мышления, которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучения
средства
– предметная поддержка обучения
метод – путь достижения цели и задач обучения
результаты – это следствие учебного процесса
форма – способ существования учебного процесса
организация – упорядочение дидактического процесса. (Осмоловская И. М., 2006)
Слайд 20Дидактические принципы
- это исходные положения, определяющие весь процесс обучения
- это руководящие идеи в организации учебных занятий, научно обоснованные
рекомендации, регулирующие процесс обучения. (Карандашев В.Н.)
Слайд 21Основные дидактические принципы
Принцип единства рационального и эмоционального.
Принцип единства предметно-ориентированного и
личностно-ориентированного обучения психологии
Принцип единства теоретического и эмпирического знания.
Принцип профессиональной
ориентации.
Принцип развития.
Принцип активности в обучении.
Принцип связи изучения психологии с жизнью, с практикой.
Принцип наглядности.
Принцип доступности.
Принцип системности.
Принцип научности.
Слайд 22Дидактические принципы (Л.Д.Столяренко)
Развивающее и воспитывающее обучение.
Научность и доступность, посильная трудность.
Сознательность
и творческая активность учащихся при руководящей роли педагога.
Наглядность и развитие
творческого мышления учащихся.
системность и систематичность обучения.
Переход от обучения к самообразованию.
Связь обучения с жизнью.
Прочность результатов обучения и развитие познавательных способностей учащихся.
Положительный эмоциональный фон обучения.
Коллективный характер обучения и учет индивидуальных особенностей и способностей учащихся.
Гуманизация и гуманитаризация обучения.
Компьютеризация обучения.
Интегративность обучения, т.е. учет межпредметных связей.
Инновативность обучения.
Слайд 23Литература
Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии: Учеб. пособие. – М.: ВЛАДОС,
2001. – 304 с.
Гребенев И. В. Дидактика предмета и методика обучения //
Педагогика, 2003. — № 1, с.14-21.
Григорович Л.А. Педагогическая психология. – М., Гардарики, 2003.
Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии: Учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2005. – 250 с.
Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии: Учеб. пособие. – М., 2003. – 192 с.
Марцинковская Т.Д., Григорович Л.А. Психология и педагогика. – М., Проспект, 2008.
Хуторской А. В. Современная дидактика. Учебное пособие. 2-е издание, переработанное / А. В. Хуторской. — М.: Высшая школа, 2007. — 639 с.
Осмоловская И. М. Дидактика. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 240 с.
Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учебное пособие для вузов. 3-е изд., испр. — М.: Академия, 2006. — 192 с.