Слайд 1Предмет и задачи общей гигиены и экологии.
Лекция 1
Преподаватель: Княгинина Н.Б
Слайд 2Цель: ознакомить студентов с историей возникновения экологии и гигиены, их
задачами, основными современными экологическими проблемами.
Студент должен
знать:
Определения гигиены и экологии
Методы гигиенических исследований
Основные современные экологические проблемы
Слайд 3История развития гигиены и экологии.
Гигиена, как и любая другая наука,
прошла долгий путь развития, ее истоки уходят в доисторический период.
Зачатки гигиенических навыков появились еще у первобытного человека. Согласно историческим документам, уже у древних народов Индии, Китая, Египта существовали простейшие правила выбора источников водоснабжения, питания, ухода за телом, предупреждения инфекционных заболеваний и т.д.
Слайд 4История развития гигиены.
Еще до зарождения гигиены как самостоятельной науки люди
научились правильно выбирать место для колодца, правильно топить печи и
т.д. Исторические основы гигиены сформировались в глубокой древности. История гигиены неразрывно связана с развитием человеческого общества, его культуры, производственных сил, и поэтому ее можно проследить на протяжении нескольких исторических периодов.
Слайд 5История развития гигиены.
Мировую известность получило произведение «Канон медицины» (11 в)
замечательного ученого и врача Востока Абу Али Ибн Сины (Авиценны).
В этом труде он обобщил знания своей эпохи в области гигиены питания, жилища, воспитания детей, личной гигиены. Ибн Сина впервые одел медиков в белые одежды. Белый халат как символ чистоты и незапятнанности стал знаком медицинского работника.
Слайд 6История развития гигиены
М.В.Ломоносов (1711-1765), как величайший ученый и деятель культуры,
внес свой вклад и развитие гигиенических знаний, затронув ряд социально-гигиенических
проблем и вопросов гигиены быта и питания в работе «О размножении и сохранении российского народа»
С 1806 г. В Петербурге медико-хирургической академии был введен курс гигиены на кафедре физиологии.
Слайд 7История развития гигиены
В 1872 г. А.П.Доброславин (1842-1889) возглавил первую
в России кафедру гигиены при Петербургской военно-медицинской академии. Он создал
первый русский учебник по гигиене и журнал «Здоровье», первую гигиеническую экспериментальную лабораторию.
Слайд 8История развития гигиены
Ф.Ф.Эрисман внес огромный вклад в развитие отечественной гигиены
и санитарии своими оригинальными трудами по школьной гигиене, гигиене питания
и труда. В 1892 г. Он организовал Московское гигиеническое общество. В 1986 г. Он был вынужден покинуть Россию из-за своих оппозиционных взглядов.
Слайд 9Определение и понятия гигиены.
Гигиена – наука, изучающая закономерности влияния среды
обитания на организм человека и общественное здоровье с целью обоснования
гигиенических нормативов, санитарных правил и мероприятий, реализация которых обеспечивает укрепление здоровья населения, предупреждение заболеваний и долголетие человека.
Слайд 10Задачи гигиены
1. Первой задачей гигиены является :
Выявление причинно-следственных связей между
воздействием факторов окружающей среды на организм и возможными изменениями состояния
здоровья человека.
Слайд 11Задачи гигиены
2. Второй задачей гигиены является:
Разработка средств и способов
повышения устойчивости организма к влиянию негативных факторов окружающей среды. Этими
средствами и способами являются:
Здоровый образ жизни
Личная гигиена
Закаливание организма
Рациональное питание
Рациональные одежда и обувь
Физическая активность и др.
Слайд 12Гигиена
Объектом изучения гигиены является здоровый человек в тесном взаимодействии
с окружающей средой. Гигиена тесно связана с санитарией. Происхождение термина
«гигиена» связывают с именем мифической богини здоровья Гигиеей.
Цель гигиенической науки и практики- разработка и реализация основ первичной медицинской профилактики.
Слайд 13Методы исследования
Метод санитарного обследования
Лабораторный метод (он включает в себя физический,
химический, бактериальный, токсикологический метод)
Метод эксперимента
Эпидемиологический метод
Санитарно-статистические методы
Клинические методы
Слайд 14Профилактика
Выделяют 3 уровня профилактики:
Охрана здоровья населения, предупреждение заболевания. Это
активная наступательная профилактика.
Донозологическая профилактика, включает оценку реального и потенциального риска
здоровью людей, которые находятся под воздействием неблагоприятных факторов.
Профилактика прогрессирования заболевания, предупреждений осложнений и инвалидности как следствие хронической болезни и преждевременной смерти. Это оборонительная, пассивная профилактика.
Слайд 15Понятие об экологии.
Экология – наука, изучающая общие законы существования живых
организмов, их взаимосвязь между собой и со средой их обитания.
Экология, подобно многим другим областям знаний, зародилась и развивалась вместе с человечеством. В трудах Гиппократа, Аристотеля и других древнегреческих философов содержатся сведения экологического характера.
Слайд 16Экология
Становление экологии как науки связано с именем немецкого биолога Эрнста
Геккеля, который в 1866 г. Издал труд «Общая морфология организмов»
где впервые дал определение этой научной дисциплине.
Слайд 17Экология
Экологию делят на:
Аутоэкологию(организм и его среда)
Популяционную(популяция и ее среда)
Синэкологию(биохимическое
сообщество, экосистема и их среда)
Географическую или ландшафтную экологию (крупные геосистемы,
географические процессы с участием живого мира и их среда)
Глобальная экология (учение о биосфере Земли)
Слайд 18Экология и гигиена
Итак, в изучении влияния факторов окружающей среды на
здоровье человека гигиена и экология как науки имеют общие цели.
Дальнейшие задачи гигиенистов – разработка научно обоснованных рекомендаций и мероприятий, устраняющих или снижающих вредное воздействие негативных факторов или же усиливающих положительное влияние факторов окружающей среды.
Слайд 19Глобальные экологические проблемы
Основные глобальные экологические проблемы современности:
Изменение климата Земли, парниковый
эффект
Разрушение озонового экрана, возникновение озоновых дыр
Химическое загрязнение атмосферы
Относительное перенаселение
Земли в некоторых регионах
Чрезмерная урбанизация
Загрязнение почв, уменьшение их площадей
Загрязнение Мирового океана
Загрязнение поверхностных вод суши
Радиоактивное загрязнение поверхности Земли
Опустынивание обширных территорий
Исчерпание многих месторождений минерального сырья и постепенный переход от богатых ко все более бедным рудам.