Слайд 1Психологическое своеобразие эпоса «Урал-Батыр»
Слайд 2Источник
«Урал-Батыр». Башкирский народный эпос. Перевод И. Кычакова, А. Мирбадалевой, А.
Хакимова.
Библиотека всемирной литературы. Серия первая. Т. 13.
Героический эпос народов СССР,
Т. 1
М.: Художественная литература, 1973.
Слайд 3Проблематика героического эпоса
1. Создание модели отношений коллективного сознания и коллективного
бессознательного.
2. Формирование андроцентрической модели мира и Эго-комплекса.
3. Дифференциация психических содержаний
в области Эго-комплекс/Тень/Персона
Слайд 4К. Леви-Строс
«Сырое и вареное»
«Тотемизм сегодня. Неприрученная мысль»
Является создателем структурной антропологии.
Описанные им социальные структуры с способы познания в традиционных обществах
могут изучаться как модели КОЛЛЕКТИВНОГО СОЗНАНИЯ
Слайд 5Сандра Рут Липсиц Бем
«Линзы гендера»
Создательница теории пола. Делала попытки разграничить
пол и гендер.
С психологической точки зрения важна описанная ею АНДРОЦЕНТРИЧЕСКАЯ
модель мира.
Слайд 6Верена Каст
Юнгианский аналитик.
Для интерпретаций «Урал-Батыра» важно ее замечание о том,
что Анима и Анимус могут компенсировать чрезмерные влияния Персоны.
Слайд 7Березкин Юрий Евгеньевич
«Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам.
Аналитический
каталог»
«Мифы Старого и Нового Света»
Ю. Е. Березкин изучал миграции. Для
психотерапии его труды важны по двум причинам:
- мифы и сказки Тихоокеанского региона содержат много упоминаний о примитивных влечениях и ранних объектных отношениях;
- источники приведены достаточно полно.
Слайд 8Урал и Шульген. Парный символ
Слайд 13В. Шайхетдинов. Быки царя Катилы
Слайд 16Заркум не может проглотить оленя…
Слайд 26Целостность потребностной сферы. Шульген.
Слайд 27Поляризация мужского аспекта психики
Слайд 28Урал
Психологически однозначного толкования этот образ не имеет. Урал, сначала егет,
а затем и батыр, своих желаний не имеет (как и
идеальный герой рыцарского романа), он занят решением коллективных задач. Выступает как символ Эго-комплекса в героическом эпосе. Постепенно выкристаллизовываются содержания мужской Персоны.
Слайд 29Шульген
Соответствует тем аспектам обыкновенного, эмпирического Эго, что отвечает за зоосоциальные
и витальные потребности, способность желать чего-то для себя и переживать
состояние ущербности. Образ Шульгена служит контейнером для отвергнутых содержаний, и постепенно кристаллизуется как мужская личная Тень.
Слайд 30Расщепление в человеческой психике
Необходимо, чтобы эти потребности, между которыми «распят»
мужчина, сохранялись именно как напряженная полярность. Урал очень долго игнорирует
подлости, совершенные Шульгеном. Если бы братья просто расстались, они потеряли бы друг друга из виду, и возник бы не конфликт потребностей, а полное расщепление. В эпосе возникает необходимость в персонаже, который одновременно разделял бы и связывал братьев. Это Заркум.
Слайд 31Поляризация мира
Царство Самрау включает мир птиц и мир светил. Упоминается,
что родник живой воды находится в царстве Самрау, но при
этом он оквзывается на земле. Сакральные содержания в мире «Урал-Батыра» утратили измерение глубины.
Слайд 32Поляризация мира
Фото: Зилант, Казань.
Мир дивов в «Урал-Батыре» символизирует ослабленное, теневое
коллективное бессознательное. Именно отсюда исходит потребность восстановиться, обрести связь с
высотами, хотя эта потребность реализуется жадно и агрессивно.
Слайд 33Импульс к целостности
В эпосе потребность взять себе все и сразу,
избавиться от ущербности принадлежит Шульгену. Потребность создать из существующего мира
идеальный принадлежит Уралу.
Это практически несовместимые стратегии. Эти желания главных героев тщательно пестует Заркум – так как цари демонов мыслят достаточно примитивно и инфантильно.
Заркум оказывается символом мужского Анимуса.
Слайд 34Функции Анимуса. Соблазнитель
Позволяет созреть потенциально конфликтному желанию. Выдает часть за
целое – предлагает хотеть того, что доступно, но придерживает ту
основную потребность, что формирует судьбу мужчины.
Слайд 35Функции Анимуса. Наставник
Дает возможность начать понимать проблемы, связанные с духовностью
и идеологией. В отличие от архетипа Духа, о многом необходимом
умалчивает и удерживает Эго под своими влияниями.
Слайд 36Функции Анимуса. Компенсации
Если Анима влияет на эмоциональность мужчины и позволяет
развить функцию эроса, то Анимус на первых порах позволяет компенсировать
слабость феминного аспекта коллективеой психики, но в своем стиле.
Слайд 37Приложение
Использована презентация, сделанная на основе иного варианта эпоса «Урал-Батыр»:
https://ppt-online.org/24129
Авторская интерпретация
эпоса «Урал-Батыр»:
https://www.proza.ru/2016/09/11/1762