Слайд 1Воронецкая Людмила Николаевна, канд. пед. наук, доцент,
доцент кафедры педагогики БГПУ
Учебная дисциплина
Педагогические системы и технологии
Слайд 2КОРРЕКЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЕ ТЕХНОЛОГИЯ
Слайд 3Рекомендуемая литература
1. Варенова, Т. В. Теория и практика коррекционной педагогики
: учеб. пособие / Т. В. Варенова. — Минск :
ООО «Асар», 2003. — C. 7—23; 40—53; 54—74.
2. Гонеев, А. Д. Основы коррекционной педагогики : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева ; под ред. В. А. Сластенина. — М. : Изд. центр «Академия», 1999. — С. 5—10; 25—39; 41—82; 123—128.
3. Подласый, И. П. Курс лекций по коррекционной педагогике : учебник для студ. пед. училищ и колледжей /И. П. Подласый. — М. : ВЛАДОС, 2006. — Гл. 1.
4. Сивашинская, Е. Ф. Особенности обучения «гиперактивного» ребенка в школе / Е. Ф. Сивашинская //Дэфекталогiя. — 2007. — № 6. — С. 13—21.
5. Хитрюк, В. В. Введение в коррекционную педагогику : курс лекций / В. В. Хитрюк. — Минск : Жасскон,2006. — С. 6—22; 26—38; 42—57.
Слайд 4Вопросы к рассмотрению
Предмет, задачи, основные понятия коррекционной педагогики.
Сущность и
основные направления коррекционно-педагогической деятельности.
Общая характеристика нарушений психофизического развития. Причины врожденных
и приобретенных нарушений психофизического развития.
Система специального образования. Законодательно-нормативная база ее функционирования и развития.
Коррекционно-педагогическая помощь детям в учебных заведениях разного типа.
Слайд 6В Республике Беларусь
(по состоянию на 2016 г. ) проживают
126 785
детей с особенностями психофизического развития
в возрасте от 0 до 18
лет,
что составляет 7,14 процента от общей численности детей в республике.
(2009 году в республике проживали 122 137 детей с особенностями психофизического развития)
КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА 2012 – 2016 ГОДЫ
Слайд 7обеспечение равных прав в получении образования и доступа к образованию
для всех обучающихся;
повышение качества образования и качества жизни всех обучающихся
через раскрытие и развитие их духовно-нравственного потенциала, расширение возможностей социализации;
максимально возможное включение обучающихся с особенностями психофизического развития в образовательный процесс основного и дополнительного образования;
формирование толерантности в образовательной среде и социуме и посредством этого упрочение социальных отношений, основанных на партнерстве, уважении, принятии различий;
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 22.07.2015
Планируемые результаты
Слайд 8расширение и углубление профессиональной компетентности педагогических работников в полисубъектном образовательном
пространстве;
разработка и внедрение инновационных технологий и методик, современных эффективных подходов
к организации совместного образовательного процесса обычных детей и детей с особенностями психофизического развития;
повышение ответственности родителей за обучение и воспитание детей путем их активного вовлечения и партнерства;
обеспечение архитектурной доступности учреждений образования.
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 22.07.2015
Планируемые результаты
(продолжение)
Слайд 91. Предмет, задачи, основные понятия коррекционной педагогики.
Слайд 10Дефектология — наука о психо-физических особенностях развития и закономерностях обучения
и воспитания детей, имеющих значительные отклонения от нормального физического и
психического развития и вследствие этого нуждающихся в специальных условиях обучения и воспитания.
Слайд 11Дефектология включает ряд научных отраслей
Тифлопедагогика - изучает воспитание и обучение
слабовидящих и слепых людей
Сурдопедагогика - изучает воспитание и обучение слабослышащих,
глухих и глухонемых людей
Олигофренопедагогика - изучает воспитание и обучение людей с недостатками и отклонениями в умственном развитии
Логопедия - изучает воспитание и обучение людей с нарушениями речи
Слайд 12«Коррекционная педагогика » —изучает особенности образования людей, имеющих отклонения
Объектом коррекционной педагогики является
личность ребенка,
имеющего незначительные отклонения в психофизическом развитии (сенсорно-двигательной, соматической,
интеллектуально-речевой сферах)
или отклонения в поведении, затрудняющие его адекватную социализацию
и школьную адаптацию
Слайд 13Предмет коррекционной педагогики
Слайд 152. Сущность и основные направления
коррекционно-педагогической деятельности.
Слайд 16 Для того чтобы раскрыть сущность коррекционно-педагогической деятельности необходимо обратиться к
таким понятиям коррекционной педагогики, как
«коррекция»,
«компенсация»,
«реабилитация»,
«адаптация»
Слайд 17Коррекционно-педагогическая деятельность
В коррекционной педагогике
(А. Д. Гонеев и другие)
коррекционно-педагогическая
деятельность рассматривается как :
составная часть педагогической деятельности, учебно-воспитательного процесса в
целом,
направленная на изменение познавательных возможностей ребенка,
его эмоционально-волевой сферы и личностных качеств.
Необходимость такой деятельности обусловлена тем, что личность ребенка изменчива.
Слайд 19Коррекционно-педагогическая деятельность охватывает весь педагогический процесс, все его компоненты.
Поэтому выделяют
такие виды этой деятельности, как:
коррекционно-диагностическую,
коррекционно-развивающую,
коррекционно-воспитательную,
коррекционно-обучающую,
коррекционно-профилактическую.
Слайд 203. Общая характеристика нарушений психофизического развития.
Причины врожденных и приобретенных
нарушений психофизического развития.
Слайд 21Все нарушения в развитии в зависимости от времени возникновения могут
быть разделены на
Врожденные нарушения связаны с заболеваниями матери во время
беременности или с наследственными генетическими поражениями.
Приобретенные нарушения связаны с родовыми или послеродовыми поражениями
организма ребенка. По характеру расстройств выделяют органические (поражение материальной структуры мозга) и функциональные (дезинтеграция различных мозговых структур) нарушения.
Слайд 22Причинами возникновения нарушений могут быть не только биологические, но и
социальные факторы.
Различные формы нарушений развития индивида (онтогенеза) обозначают термином
«дизонтогенез».
Исследователи выделяют различные варианты дизонтогенеза.
Слайд 23Нарушения психофизического развития
Слайд 244. Система специального образования.
Законодательно-нормативная база ее функционирования и развития.
Слайд 26Организация специального образования осуществляется:
1) в учреждениях, обеспечивающих получение
специального образования (специальные
дошкольные учреждения, специальные общеобразовательные школы
(школы-интернаты),
вспомогательные школы (школы-интернаты),
центры коррекционно-развивающего
обучения и реабилитации;
учреждения образования общего типа, создавшие условия для получения образования лицам с особенностями психофизического развития (спецклассы, классы интегрированного обучения и воспитания; пункты коррекционной помощи и т. д.);
2) на дому, в том числе в форме комбинированного обучения;
3) в условиях организаций здравоохранения, в условиях учреждений социального обслуживания.
Слайд 27период младенчества и раннего детства (от рождения до 3 лет);
дошкольный период (от 3 до 6—7 лет);
период обязательного обучения
(от 6—7 лет до 16 лет);
период среднего образования и профессиональной подготовки (от 15 до 18 лет вплоть до 21 года для незрячих, глухих, с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
период обучения взрослых-инвалидов.
В соответствии
с возрастной периодизацией развития личности
система специального образования включает
пять уровней:
Слайд 28Законодательно-нормативная база СистемЫ специального образования
Кодекс Республики Беларусь об образовании
https://content.schools.by/elskckroir/library/kodeks.doc
Стандарт специального
образования
https://content.schools.by/elskckroir/library/Standart_spec_obrazovanie.doc
Положение о ЦКРОиР https://content.schools.by/elskckroir/library/5_Положение_о_ЦКРОиР.PDF
Нормативные правовые документы, регламентирующие деятельность учреждений,
реализующих программы специального образования
https://elskckroir.schools.by/library/category/9485
Слайд 29http://www.asabliva.by Сайт специального обоазования министерства образования РБ
Слайд 305. Коррекционно-педагогическая помощь детям в учебных заведениях разного типа.
Слайд 31Интегрированное обучение — совместное
обучение детей с особенностями психофизического развития и
детей, не имеющих таких особенностей, при участии педагогов-специалистов.
Являясь вариантом
специального образования, интегрированное обучение осуществляется в учреждениях образования общего типа, создавших специальные условия для пребывания,
обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития.
Слайд 32Мировая образовательная практика предлагает четыре варианта интеграции в обучении:
При
комбинированной интеграции дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим
или близким к возрастной норме, находятся в массовых группах или классах, получая постоянную помощь учителя-дефектолога.
В случае частичной интеграции дети с проблемами развития, еще не способные на равных со здоровыми сверстниками овладевать образованием, вливаются в массовые группы (классы) на часть дня.
Временная интеграция означает, что все воспитанники
специальных групп, вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития, объединяются со здоровыми детьми не реже 1—2 раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера.
Что понимают под «полной интеграцией», следует из названия.
Слайд 34Решение об интегрированном обучении принимается на добровольных началах при гарантированном
соблюдении прав ребенка, активном участии родителей на всех этапах принятия
решения, реализации индивидуального подхода в процессе определения образовательного маршрута для каждого ребенка с учетом особенностей его развития.
Слайд 35https://iio.bspu.by
институт инклюзивного образования
Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную
на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными
потребностями в обучении.
Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении.
Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).
Слайд 36Инклюзивное (франц. Inclusif) - означает «включающее в себя». Это совместное обучение
здоровых детей и детей с ограниченными возможностями.
Инклюзивное (включающее) образование
дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни.
Слайд 37принципЫ ИнклюзивноГО образование :
1. Ценность человека не зависит от
его способностей и достижений
2. Каждый человек способен чувствовать и думать
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным
4. Все люди нуждаются друг в друге
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека
Включение – это не интеграция:
1. Включение – это больше, чем интеграция
2. Молодые люди учатся вместе в обычной школе
3. Специалисты приходят помогать детям
4. Обычные школы изменяются
5. Внимание на возможности и сильные стороны ребенка
6. Молодые люди воспринимают человеческие различия как обычные
7. Молодые люди получают возможность жить вместе с родителями
8. Молодые люди получают полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить полной жизнью
9. Взгляды и мнения молодых людей становятся важными для окружающих
Включение – это:
1. НЕТ специализированных классов в обычной средней школе
2. НЕТ обучения ребенка в средней школе без необходимой поддержки
3. НЕТ присутствия детей 1-2 часа в день в средней школе
4. НЕТ закрытых учреждений интернатного типа
Слайд 38Современные технологии
коррекционно-развивающего обучения
Слайд 39Психологи утверждают, что только 15-25% школьников несут задатки в области
интеллектуальной деятельности, остальным 75-85% современные требования непосильны!
Подавляющее большинство детей теряет
интерес к учению, находится в состоянии умственной перегрузки, чувствует свою неполноценность.
Основная цель – установить соответствие между возможностями детей и предъявляемым к ним требованиям
Слайд 40Технология (от др.-греч. τέχνη — искусство, мастерство,умение;
λόγος — мысль, причина; методика, способ производства) — в широком
смысле — совокупность методов, процессов и материалов, используемых в какой-либо
отрасли деятельности. В узком смысле — комплекс организационных мер, операций и приемов с номинальным качеством и оптимальными затратами.
Слайд 41Педагогические технологии:
Авторитарные технологии
Личностно – ориентированные
Гуманно – личностные
технологии
Технологии сотрудничества. Педагогика сотрудничества
Технология индивидуализации обучения
Информационные технологии
Игровые технологии
Технология коллективной творческой деятельности
Технология исследовательского (проблемного) обучения
Здоровьесберегающие технологии
Слайд 42Личностно-ориентированные технологии
Технология личностно-ориентированного развивающего обучения (И.С. Якиманская) сочетает обучение (нормативно-сообразная
деятельность общества) и учение (индивидуальная деятельность ребенка).
Ставят в центр
образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов.
Цель технологии личностно-ориентированного обучения – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.
Слайд 43Гуманно – личностные технологии .
Отличаются прежде всего своей гуманистической
сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они "исповедуют"
идеи уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение.
Слайд 44
Технологии сотрудничества.
(С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский, Л.В. Занков, И.П. Иванов,
Е.Н. Ильин,
Г. К. Селевко и др.)
Сотрудничество – совместная
развивающая деятельность взрослых и детей, скрепленная взаимопониманием, совместным анализом ее хода и результата.
Слайд 45Педагогика сотрудничества предполагает гуманное отношение к детям, которое включает:
заинтересованность педагога
в их судьбе;
сотрудничество, общение,
отсутствие принуждения, наказания, оценивания, запретов, угнетающих
личность;
отношение к ребенку как к уникальной личности («в каждом ребенке – чудо»);
терпимость к детским недостаткам, веру в ребенка и в его силы («все дети талантливы»).
Слайд 46 Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, по
которым развиваются современные образовательные учреждения:
-превращение педагогики знания в педагогику развития
личности;
-в центре всей образовательной системы – личность ребенка;
-гуманистическая ориентация образования;
-развитие творческих способностей и индивидуальности ребенка;
-сочетание индивидуального и коллективного подхода к образованию.
Слайд 47Основные принципы педагогики сотрудничества:
-учение без принуждения;
-право на свою точку зрения;
-право
на ошибку;
-успешность;
-мажорность;
-сочетание индивидуального и коллективного воспитания.
Слайд 48Технология индивидуализации обучения (адаптивная) – такая технология обучения, при которой
индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными (Инге Унт,
В.Д. Шадриков)
Слайд 49Информационные технологии
Новые информационные технологии
(по Г.К. Селевко) – это
технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео)
Слайд 50Цели новых информационных технологий:
Формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных
способностей.
Подготовка личности «информационного общества».
Предоставление ребенку возможности для усвоения такого объема
учебного материала, сколько он может усвоить.
Формирование у детей исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.
Слайд 51Игровые технологии
Игра – это вид деятельности в
условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в
котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Слайд 52
«Игра, по определению Л.С. Выготского, - пространство «внутренней социализации» ребенка,
средство усвоения социальных установок».
Классификации педагогических игр:
-по видам деятельности (физические,
интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические);
-по характеру педагогического процесса (обучающие, тренировочные, познавательные, тренировочные, контролирующие, познавательные, развивающие, репродуктивные, творческие, коммуникативные и др.);
-по игровой методике (сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и др.);
-по игровой среде (с предметом и без, настольные, комнатные, уличные, компьютерные и др.).
Слайд 53Основные принципы игровых технологий:
-природо – и культуросообразность;
-умение моделировать, драматизировать;
-свобода деятельности;
-эмоциональная
приподнятость;
-равноправие.
Слайд 54Цели образования игровых технологий обширны:
-дидактические: расширение кругозора, применение ЗУН на
практике, развитие определенных умений и навыков;
-воспитательные: воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности,
коммуникативности;
-развивающие: развитие качеств и структур личности;
-социальные: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды.
Слайд 55
Технология обучающих игр:
Обучающие игры выполняют три основные функции:
Инструментальная: формирование определенных
навыков и умений - может выражаться в игровых упражнениях;
Гностическая: формирование
знаний и развитие мышления учащихся – выражается в дидактических методиках;
Социально-психологическая: развитие коммуникативных навыков, выражается в ролевых играх.
Слайд 56Технология коллективной творческой деятельности
(И.П. Волков, И.П. Иванов)
Принципы:
социально-полезная направленность деятельности
детей и взрослых;
сотрудничество детей и взрослых;
романтизм и творчество.
Слайд 57Цели технологии:
выявить, учесть, развить творческие способности детей и приобщить
их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт,
который можно фиксировать (изделие, модель, макет, сочинение, произведение, исследование и т.п.)
воспитания общественно-активной творческой личности и способствует организации социального творчества, направленного на служение людям в конкретных социальных ситуациях.
Слайд 58Технология «ТРИЗ» – Теория Решения Изобретательских Задач (Альтшуллер Г.С.).
Это
универсальная методическая система, которая сочетает познавательную деятельность с методами активизации
и развития мышления, что позволяет ребенку решать творческие и социальные задачи самостоятельно.
Слайд 59Цель технологии – формирование мышления обучающихся, подготовка их к решению
нестандартных задач в различных областях деятельности, обучение творческой деятельности.
Принципы технологии
ТРИЗ:
-снятие психологического барьера перед неизвестными проблемами;
-гуманистический характер обучения;
-формирование нестандартного образа мышления;
-практико-ориентированное внедрение идей.
Слайд 60Технология исследовательского (проблемного) обучения
Особенностью данного подхода является реализация идеи «обучение
через открытие»: ребенок должен сам открыть явление, закон, закономерность, свойства,
способ решения задачи, найти ответ на неизвестный ему вопрос. При этом он в своей деятельности может опираться на инструменты познания, строить гипотезы, проверять
Слайд 61Технология проблемного обучения предполагает следующую организацию:
Педагог создает проблемную ситуацию, направляет
учеников на ее решение, организует поиск решения.
Ученик ставится в позицию
субъекта своего обучения, разрешает проблемную ситуацию, в результате чего приобретает новые знания и овладевает новыми способами действия.
Слайд 62Принципы проблемного обучения:
-самостоятельность обучающихся;
-развивающий характер обучения;
-интеграция и вариативность в применении
различных областей знаний;
-использование дидактических алгоритмизированных задач.
Слайд 63
Здоровьесберегающие технологии
«Здоровьеформирующие образовательные технологии»- это все те психолого-педагогические технологии, программы,
методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных
качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Слайд 64Методики:
Музыкотерапия – использование музыки для: расслабления и успокоения, активизации эмоциональной
сферы, коррекции эмоционального состояния.
Ароматерапия – применение душистых веществ для релаксации
и в эстетических целях.
Цветотерапия – использование цветовой визуализации при депрессии, тревожности, страхах.
Танцевальная терапия – использование танцевальных движений или имитаций под музыку для снятия мышечных зажимов.
Телесная терапия – методы работы с телом, целью которых является улучшение телесного и душевного самочувствия.
Игровая терапия и др.
Слайд 65гЛОССАРИЙ
Дефектология — наука о психофизических особенностях развития и закономерностях
обучения и воспитания детей, имеющих значительные отклонения от нормального физического
и психического развития и вследствие этого нуждающихся в специальных условиях обучения и воспитания.
Специальная педагогика — теория и практика специального (особого) образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых образование в обычных педагогических условиях при помощи общепедагогических методов и средств затруднительно или невозможно.
Коррекционная педагогика — группа педагогических наук, которые изучают теорию и практику образования лиц
с отклонениями в физическом, психическом или умственном развитии, а также детей и подростков, проявляющих девиации в поведении.
Специальное образование — процесс обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития, включающий создание специальных условий для получения образования, социальной адаптации и интеграции в общество,
оказание коррекционной помощи.
Слайд 66гЛОССАРИЙ
Коррекция — система специальных (психологических, медицинских и т. д.)
и общепедагогических мер, направленных
на ослабление или преодоление недостатков психофизического развития
и отклонений в поведении у детей и подростков.
Компенсация — процесс возмещения недоразвитых, нарушенных или утраченных функций за счет перестройки или усиленного использования сохранных функций.
Реабилитация — система мер по обеспечению или восстановлению функций, компенсации их утраты или отсутствия, снятию функциональных ограничений.
Коррекционно-педагогическая деятельность — составная часть педагогической деятельности, учебно-воспитательного процесса в целом, направленная на изменение познавательных возможностей ребенка, его эмоционально-волевой сферы и личностных качеств.
Специальная школа — основной тип учебного заведения, в котором обучаются дети, имеющие различные особенности психофизического развития.
Интегрированное обучение— совместное обучение детей с особенностями психофизического развития и детей,
не имеющих таких особенностей, при участии педагогов-специалистов.