Слайд 1ПРЕДМЕТНО- ПРОСТРАНСТВЕННАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА В ДОУ В
Слайд 2«Нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом, на которую обстановка
не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы
в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира».
Е. И.Тихеева
Слайд 3Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным
пространством
Создавая развивающую предметно-пространственную среду любой возрастной группы в ДОУ,
необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
Слайд 4Развивающая предметно- пространственная среда должна обеспечивать:
Возможность общения и совместной деятельности
детей и взрослых ( в том числе детей разного возраста;
во всей группе и в малых группах ).
Возможность двигательной активности детей.
Возможность для уединения.
Слайд 5
Психолого – педагогические требования к созданию предметно-пространственной развивающей среды
Слайд 6Насыщенность ППР среды предполагает:
Разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе
Должна соответствовать
возрастным особенностям и содержанию программы
Слайд 7Полифункциональность материалов предполагает:
Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская
мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т. д.); наличие не
обладающих жестко закрепленным способом употребления полифункциональных предметов ( в т. ч. природные материалы, предметы-заместители)
Слайд 8
Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений РПП среды в зависимости:
От образовательной
ситуации
От меняющихся интересов детей
От возможностей детей
Слайд 9Вариативность среды предполагает:
Наличие различных пространств(для игры, конструирования, уединения и пр.)
Периодическую
сменяемость игрового материала
Разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора
детьми
Появление новых предметов стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Слайд 10Доступность среды предполагает:
Доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная
деятельность
Свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской
активности
Исправность и сохранность материалов и оборудования
Слайд 11Безопасность среды:
Соответствие всех её элементов по обеспечению надёжности и безопасности,
т. е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия
Слайд 12Особенности организации развивающей предметно - пространственной среды в группе
Слайд 14Организация предметно-развивающей среды с учётом гендерного подхода
Целью гендерного подхода в педагогике
является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и
раскрытию своих потенциальных возможностей
Для реализации данной цели необходимо решение следующих задач:
1) накопление игрового материала (отдельно для мальчиков и девочек) для развития психофизического, умственного, речевого, нравственного потенциала дошкольников и их творческих способностей;
2) подбор и изготовление дидактических игр, способствующих формированию гендерных представлений у детей и желание использовать полученные знания и умения в игровых ситуациях и быту
3) организация предметно-развивающего пространства в группах, способствующего формированию гендерной идентичности и гендерной социализации дошкольников.
Слайд 15
Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:
1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую,
воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное - она
должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
Слайд 16
6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности
психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень
общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы.
7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.