Слайд 1Выполнила:
Вагайцева. Е.
Б-7111
Предпосылки развития продуктивной деятельности.
Слайд 2Закономерности развития изо деятельности у дошкольников с нарушениями ОДА.
Предпосылками продуктивных
видов деятельности, так же как игры и труда, выступают потребность
малыша в самостоятельности и активности, подражание взрослому, освоение предметных действий, формирование координации движений руки и глаза.
Слайд 3Изодеятельность.
На втором году жизни у ребенка возникает интерес к карандашу
и действиям с ним. Он начинает подражать взрослому, водя карандашом
по бумаге. Совершая такие беспорядочные движения, малыш не стремится что-либо изобразить. Он просто манипулирует с карандашом, осваивая его функцию, получая удовольствие от самого процесса. Проводя карандашом, ребенок делает важное «открытие» - карандаш оставляет след. Малыш замечает материальную проекцию собственных действий - то, что след получается разным в зависимости от характера движений руки. Так, при слабом нажиме линии будут бледными и тонкими, а при сильном - толстыми; короткими резкими движениями можно нанести штрихи, а размашистыми - линии. То есть ребенок видит наглядный образ собственных действий. Каракули вызывают у малыша интерес, стремление их повторить. Такое стремление ведет к росту произвольности движений, к формированию зрительно-двигательных координации нового уровня. Глаз начинает управлять мелкими движениями руки, а рука задает определенный образ действия. Дети учатся воспроизводить свои движения. Этот этап развития изодеятельности принято называть доизобразительным.
Слайд 4Перелом в становлении рисования наступает в связи с узнаванием в
каракулях предметов окружающего мира. Вопросы взрослого: «Что ты нарисовал?», его
подсказки: «Похоже на корабль» помогают малышу установить связь изображения с реальным объектом. Вопросы взрослого переключают внимание ребенка с действия карандашом на реальный продукт, получаемый в результате манипуляций. Постепенно ребенок сам начинает искать сходство своих каракуль со знакомым предметом.
Слайд 5Новый этап – изобразительный
в становлении изобразительной деятельности связан с интенсивным
развитием в начале дошкольного возраста знаковой функции сознания, причем не
только в рисовании, но и в игре, бытовой деятельности, при освоении речи. Процесс рисования предполагает действие замещения. Ребенок дает предмету и изображению одно и то же название, устанавливая, таким образом их соотношение. И в то же время он понимает, что изображение предмета выступает его заместителем, обозначением. Здесь же зарождается знаковая функция рисования, когда ребенок переходит от орудийного манипулирования карандашом через воссоздание графического образа, показанного взрослым, к названию его определенным словом. С этого момента начинается развитие собственно изобразительной деятельности, возникает изобразительная функция рисования
Слайд 6Постепенно малыш переходит к пониманию того, что одно лишь обозначение
предмета, без его сходства с оригиналом, не может удовлетворять окружающих.
Он стремится к тому, чтобы его рисунок узнавали другие люди и прежде всего взрослые. Переход к намеренному изображению предмета создает условия для того, чтобы рисунок все больше приближался к действительности и становился узнаваемым.
Слайд 7Рисуя, ребенок не только отражает свое представление о действительности, но
и размышляет о ней, выражая свое понимание окружающего. Он проигрывает
ситуации, в которые сам не попадает, или повторяет на качественно новом уровне хорошо знакомые события, по-новому их осмысливая.
Слайд 8Моделирование действительности в рисовании происходит на основе не только графических
образов, но и речи, которая выполняет в этой деятельности разнообразные
функции. Рассмотрим наиболее важные из них.
Слайд 9С помощью речи дошкольник поясняет содержание изображения, устраняет возможное расхождение
между элементами рисунка и деятельностью. Такие пояснения для него очень
важны, поскольку рисунок адресован другому человеку и должен быть ему понятен.
Слайд 10Используя речь, дошкольник создает многообразные ситуации, которые лишь в известной
мере отражаются в рисунке и выходят далеко за его пределы.
Слайд 11По мере развития изобразительной деятельности у ребенка создается внутренний идеальный
план действия, который отсутствует в раннем детстве. Поэтому важно отметить,
что изменения, происходящие в психике ребенка в процессе рисования, имеют гораздо более важное значение, чем сам рисунок. Рисование, отражая знания и представления ребенка о действительности, в то же время помогает ему ее освоить, является средством познания.
Слайд 12Главными средствами выразительности, используемыми дошкольниками, являются линия и цвет. Младшие
дошкольники легко выполняют задание нарисовать самое красивое, отражая то, что
они умеют и знают. А предложение нарисовать самое некрасивое вызывает отказ, или дети находят выход в доизобразительном нарочито небрежном чиркании. В 4-6 лет решение таких задач становится более разнообразным. Красивым для детей выступает то, что дает приятные зрительные впечатления: цветы, орнаменты, явления природы, приятные животные и т.д. Некрасивое - это неприятное, страшное, пугающее в реальной жизни и в сказках.
Слайд 13Цвет и тщательность прорисовки выражают отношение ребенка к объекту. Любимый
цвет дети чаще используют для украшения предпочитаемых объектов. То, что
нравится, ребенок изображает яркими цветами, то, что не нравится - темными. Цвет выступает скорее как выразительное, а не изобразительное средство. Поэтому ребенок нередко раскрашивает объекты в несвойственные им цвета. Старший дошкольник может намеренно исказить цвет, создавая фантастические образы. Под влиянием взрослого у дошкольника складывается представление о цвете как о важном, но меняющемся признаке предмета. Взрослый обращает внимание на изменчивость цвета, его многообразие. Ребенок учится чувствовать гармонию, подбирать цветовые сочетания. У него формируется чувство цвета, которое позволяет создать законченный художественный образ.
Слайд 14В изобразительной деятельности ребенок усваивает разные элементы социального опыта (отражая
в рисунках себя, свою семью, социальные явления).
Слайд 15Особенности развития изобразительной деятельности в дошкольном возрасте:
• изобразительная деятельность включается в
развитие знаковой функции сознания и, моделируя действительность, расширяет границы ее
познания;
• формируется ручная умелость, позволяющая передать богатое содержание рисунка;
• развивается умение создавать и воплощать замыслы;
• осваиваются специфические выразительные средства изобразительной деятельности.
• Особенности развития продуктивной деятельности.
Слайд 16Двигательные нарушения ограничивают предметно-практическую деятельность. Последнее обуславливает недостаточное развитие предметного
восприятия. Двигательная недостаточность затрудняет манипуляцию с предметами, их восприятие на
ощупь. Сочетание этих нарушений с недоразвитием зрительно-моторной координации и речи препятствует развитию познавательной деятельности.
Слайд 17Отклонения в психическом развитии у детей с церебральным параличом в
большой степени обусловлены недостаточностью практической деятельности и социального опыта, коммуникативных
связей с окружающими и невозможностью полноценной игровой деятельности.
Слайд 18Двигательные нарушения и ограниченность практического опыта могут быть одной из
причин недостаточности высших корковых функций и, в первую очередь, несформированности
пространственных представлений. Большую роль в нарушениях познавательной деятельности у детей с церебральным параличом играют и речевые расстройства.