Слайд 1Предприятие
Предприятие - организованная хозяйственная единица, преобразующая имеющиеся в распоряжении факторы
производства (экономические элементы) в условиях риска в товары и услуги
внешнему носителю спроса.
Предприятие – самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в порядке, установленном действующим законодательством, и производящий продукцию, товары и услуги в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Слайд 2Факторы производства:
Труд (трудовые ресурсы);
Средства труда (здания, сооружения, машины, оборудование, инструмент
и т.д.);
Предмет труда (сырье, материалы, полуфабрикаты, топливо, и пр.).
Слайд 3Классификация предприятий
1.По количеству занятых на предприятии сотрудников (по численности):
малые
(до 30 чел – розничная торговля; до 50 чел –
оптовая торговля; до 100 чел – транспорт, промышленность, связь);
средние (до 250 чел);
крупные (свыше 250 чел).
2. По виду производимых благ:
товар;
услуга;
3. По форме собственности:
Частная;
Государственная;
Муниципальная;
Смешанная.
Слайд 4Классификация предприятий
4.По ориентации деятельности
прибыльная, бесприбыльная.
5. По организационно - правовой
форме:
5.1. ИП
5.2 Хозяйственные товарищества и общества
5.3 ООО
5.4. ПАО
5.5. Производственные
кооперативы
5.6 Унитарные предприятия.
6. По отраслевой принадлежности
Слайд 5Тема 2. Основной капитал предприятия
Основной капитал – часть имущества предприятия,
используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ
или оказания услуг либо управления организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев, и способная приносить экономические выгоды (доход) в будущем.
Основной капитал предприятия – это имущество предприятия, которое многократно участвует в процессе производства, не теряет своих потребительских свойств в процессе эксплуатации, переносит свою стоимость частями на себестоимость готовой продукции.
Слайд 6Структура основных средств предприятия
Слайд 7Стоимостная (денежная) оценка основных средств необходима для определения их общей
величины, состава и структуры, динамики, величины амортизационных отчислений, а также
оценки экономической эффективности их использования.
Факторы, влияющие на изменение стоимости основного капитала:
• амортизация
• выбытие и покупка основных средств
Слайд 8Методы оценки средней стоимости основных средств
Слайд 9Структура основных средств - удельный вес (в процентах) различных групп
основных средств в общей стоимости их на предприятии.
Структура может
быть:
• прогрессивная – стоимость активной части капитала составляет более 50%;
• непрогрессивная – стоимость активной части капитала менее 50%.
Факторы, влияющие на структуру основных средств :
- отраслевая специфика;
- выпускаемая продукция (вид деятельности);
- специализация предприятия;
- технология, применяемая на предприятии;
-размещение предприятия (географическое положение).
Слайд 10Различают следующие виды стоимостей:
Первоначальная стоимость - стоимость основных средств на
момент приобретения.
Восстановительная стоимость - стоимость аналогичного оборудования в конкретный момент
времени (рыночная стоимость).
Остаточная стоимость - стоимость основных средств с учетом амортизации.
Ликвидационная стоимость - стоимостная оценка основных средств в момент его продажи (утилизации).
Слайд 15Производственная мощность предприятия:
М = N*П*Tн (шт),
где: N – количество
установленных единиц оборудования (шт);
П – производительность оборудования (шт /час);
Тн –
номинальный фонд работы оборудования (час).
Тн = (Тк – Твых – Тпразд)*С*tсм;
где: Тк – календарное количество дней (365);
С – количество смен;
tсм - длительность смены в часах.
Слайд 16Частные показатели:
Коэффициент интенсивности - использование капитала по мощности.
Мф –
мощность фактическая;
Мн - мощность номинальная
Коэффициент экстенсивности показывает использование основного
капитала по времени.
Тф - фонд времени фактический;
Тн - фонд времени номинальный;
Интегральный коэффициент характеризует использование основных средств по времени и по мощности и равен их произведению : Kи =k инт.* kэкст.
Слайд 17Тема 3. Оборотный капитал, оборотные средства
Оборотные средства (оборотный
капитал) - – это имущество предприятия, которое однократно участвует в
процессе производства, теряет свои потребительские свойства в процессе эксплуатации, полностью переносит свою стоимость на себестоимость готовой продукции.
Оборотный капитал :
-Запасы (сырье, ГП на складе, НЗП);
-Дебиторская задолженность;
-Денежные средства;
-Краткосрочные финансовые вложения.
Слайд 18
Структура оборотного капитала предприятия
Слайд 19Структура оборотных средств – это удельный вес стоимости отдельных элементов
оборотных средств в их общей стоимости.
Структура оборотного капитала зависит:
- от
специфики предприятия;
-от длительности производственного цикла данного предприятия;
- от технологического оснащения предприятия;
- от графика поставок (от поставщиков);
- от объёма выпускаемой продукции.
Слайд 20Главная задача при управлении оборотным капиталом - минимизация оборотных средств
с учетом потребности в оборотном капитале для поддержания жизнедеятельности предприятия.
Решения,
принимаемые при управлении оборотным капиталом:
повышение оборачиваемости оборотного капитала;
реструктуризация кредиторской и дебиторской задолженности;
оптимизация складских запасов;
ликвидация кассовых разрывов;
управление ликвидностью.
Слайд 21Как определить величину оборотных средств?
Для определения потребности предприятия в оборотных
средствах осуществляется нормирование оборотных средств.
Нормирование – определение минимального уровня
оборотных средств, обеспечивающих эффективную работу предприятия в целом.
Нормирование оборотных средств заключается в разработке экономически обоснованных нормативов оборотных средств, обеспечивающих бесперебойное производство и реализацию продукции.
Нормы оборотных средств зависят от:
условий снабжения и сбыта, предусмотренных в договоре;
частоты, равномерности и комплектности поставок;
размеров поставляемых партий;
отдаленности поставщиков;
Слайд 22Расчет норматива оборотных средств
Нормы оборотных средств служат основой для
определения норматива оборотных средств в денежном выражении.
Определение норматива оборотных средств
для
производства:
SНОБК = SЗ + SНЗП + SГП
SЗ – стоимость запаса;
SНЗП – стоимость незавершенного производства;
SГП – стоимость готовой продукции;
Слайд 26Показатели эффективности использования оборотного капитала
Слайд 27Оборачиваемость
Каждое предприятия должно стремиться к сокращению
длительности оборота оборотных средств.
С
одной стороны, ускорение оборачиваемости приводит к увеличению объемов реализации, с
другой - к высвобождению оборотных средств предприятия из оборота.
Ускорение оборачиваемости оборотных средств может быть достигнуто за счет использования следующих факторов:
опережающий темп роста объемов продаж по сравнению с темпом роста оборотных средств;
совершенствование системы снабжения и сбыта;
повышение качества продукции и ее конкурентоспособности;
сокращение длительности производственного цикла.
Напротив, замедление оборачиваемости приводит к увеличению потребности предприятия в оборотных средствах.
Слайд 28Поиск резервов (упущенные выгоды) позволяет снизить себестоимость и увеличить конкурентоспособность.
Наличие
качественной и реальной информации о рентабельности отдельных видов продукции и
их позиции на рынке по сравнению с продуктами других производителей.
Предоставление объективных данных для составления бюджета предприятия.
Возможность оценки деятельности каждого подразделения предприятия с финансовой точки зрения.
Принятие обоснованных эффективных управленческих решений.
Тема 4.Преимущества эффективного
управления затратами
Слайд 29
Себестоимость продукции (работ, услуг) – стоимостная
оценка используемых в процессе производства продукции
(работ, услуг)
природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.
Себестоимость продукции — это выраженные в денежной форме затраты на производство, изготовление и сбыт.
Себестоимость продукции является комплексным показателем, на основании которого можно судить об эффективности использования предприятием различных видов ресурсов, а также об уровне организации труда на предприятии.
Слайд 30Все затраты предприятия группируются:
по экономическим элементам (или по производственным факторам);
по
месту возникновения (или по статьям калькуляции).
Экономическим элементом называется первичный, однородный
вид затрат на производство и реализацию продукции, который на уровне предприятия невозможно разделить на составные части.
Слайд 31Смета затрат на производство
1.Материальные затраты (сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие
и т.д.
2. Затраты на оплату труда, включая выплаты работникам организации
в денежной и натуральной форме; стимулирующие доплаты и надбавки; компенсирующие выплаты; премии и единовременные поощрительные выплаты, а также затраты, связанные с содержанием работника, предусмотренные контрактом.
3. Страховые взносы (в пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд медицинского страхования).
4. Амортизация основных средств.
5. Прочие затраты.
Слайд 32Классификация затрат по элементам позволяет определить все затраты на производство
и реализацию продукции и отразить их в смете затрат на
производство.
Цель составления сметы затрат:
Определить общую потребность в затратах труда на производство запланированного объема продукции.
Распределить затраты по экономическому содержанию
Устанавливать долю каждого элемента в общих затратах на пр-во
Определять различные показатели себестоимости всего выпуска
Осуществлять функцию контроля и регулирования путем анализа и выявления резервов снижения затрат и определять мероприятия по их реализации.
Слайд 33
Типовые калькуляционные статьи затрат
Основные материалы
Вспомогательные материалы на технологические нужды
Комплектующие
изделия, покупные полуфабрикаты
Топливо и энергия на технологические нужды
Основная зарплата производственных
рабочих
Дополнительная зарплата производственных рабочих
Отчисления на социальные нужды со всей зарплаты производственных рабочих
Расходы на подготовку и освоение производства
Общепроизводственные расходы
Сумма статей с 1 по 9 – Цеховая себестоимость
10.Общехозяйственные расходы
11.потери от технологически неизбежного брака
12.прочие производственные расходы
Сумма статей с 1 по 12 – Заводская (производственная) себестоимость
13. Коммерческие расходы (внепроизводственные)
Сумма статей с 1 по 13 – Полная себестоимость
Слайд 34Общепроизводственные расходы – это расходы на обслуживание и управление производством.
В их состав входят расходы на содержание и эксплуатацию оборудования
и цеховые расходы.
Общехозяйственные расходы – это расходы, связанные с управлением предприятием в целом: административно-управленческие, хозяйственные, налоги, обязательные платежи и т.д.
В состав коммерческих расходов включают расходы на тару и упаковку, расходы на транспортировку, затраты на рекламу, прочие расходы по сбыту.
Цеховая себестоимость представляет собой затраты производственного подразделения предприятия на производство продукции.
Производственная себестоимость помимо затрат цехов включает общие по предприятию затраты.
Полная себестоимость включает затраты и на производство и на реализацию продукции.
Слайд 35Формирование калькуляции
Цех предприятия
(подразделение предприятия)
Общезаводские
расходы
Коммерческие расходы (связанные со сбытом, продажей)
Расходы
на содержание цеха
Производственные
факторы
Цеховая себестоимость
Заводская или производственная себестоимость
Полная себестоимость
для измерения показателей
функционирования подразделений и определения всех видов производственной себестоимости продукции.
Слайд 37Некоторые способы распределения косвенных расходов
Пропорционально основной зарплате основных рабочих:
K р
=
Пропорционально машино-часам на изделие (там где автоматизация производства):
K
р =
Пропорционально прямым затратам на изделие:
K р=
Слайд 38Задача.
Предприятие производит два вида изделия
Общехозяйственные расходы в месяц – 450
000 руб., коммерческие расходы – 150 000 руб.
Определить полную себестоимость
тремя методами:
1) Общехозяйственные расходы распределяются пропорционально сдельной з/п, коммерческие – пропорционально производственной себестоимости.
2). Общехозяйственные расходы распределяются пропорционально машино-часам на изделия. Коммерческие – пропорционально производственной себестоимости.
3). Общехозяйственные расходы пропорционально материальным расходам на изделия. Коммерческие – пропорционально производственной себестоимости.
Слайд 39Постоянные издержки
ПОСТОЯННЫЕ ИЗДЕРЖКИ не зависят от изменения объемов производства
Объем производства
Издержки
Слайд 40Постоянные издержки
Общие (суммарные)
Остаются постоянными при изменении объема производства или услуг
На единицу продукции
Изменяются в пропорции с изменением объема производства или
услуг
Слайд 41ПЕРЕМЕННЫЕ ИЗДЕРЖКИ зависят от изменения объемов производства
Объем производства
Издержки
Переменные издержки считают
пропорциональными
изменению объемов производства
Переменные издержки
Слайд 42Переменные издержки
Общие (суммарные)
Изменяются в пропорции с изменением объема производства или
услуг
На единицу продукции
Остаются неизменными при изменении объема производства или услуг
Слайд 43
Деление затрат на постоянные
и переменные несколько условно
Слайд 44
Условно-постоянные издержки
Условно-постоянные издержки зависят от произведенного количества, но меняются ступенчато
с изменением объемов производства
Объем производства
Издержки
Слайд 45Классификация затрат
Во многих случаях все прямые затраты являются переменными.
При делении косвенных затрат на переменные и постоянные:
большую часть общепроизводственных
расходов относят к постоянным расходам (за исключением услуг вспомогательных цехов периодического характера (оснастка, ремонт оборудования, изготовление тары)
Общехозяйственные расходы относят к постоянным расходам
коммерческие расходы (транспортные расходы, упаковка, тара, комиссионные торговых агентов) являются в большей части переменными.
Слайд 46Эффект масштаба
Эффект масштаба производства - снижение себестоимости продукции за счет
увеличения объема производства из – за снижения постоянных затрат.
AVC
AFC
Q
P
Пример:
Цена ед.
– 48 руб.
Себестоимость ед. - 40 руб.
Доля постоянных издержек в
себестоимости - 25%
Объем выпуска - 5 000 шт.
? Как изменится прибыль при увеличении объема выпуска на 10%
Слайд 48Порог рентабельности (Р) – стоимостное выражение точки безубыточности–– на какую
сумму надо произвести товара, чтобы покрыть все расходы (затраты).
Коэффициент маржинального
дохода (Кмд) – доля маржинального дохода в общем объеме выручки.
Запас финансовой прочности (ßФ) – показывает, на сколько далеко ушли от порога рентабельности.
Операционный рычаг (Ро)– сила воздействия производственного (операционного рычага) на прибыль – показывает действие эффекта масштаба.
Ро= МД \ П
Показывает, во сколько раз изменится прибыль (П) при изменении выручки (Vр) на 1%).
Слайд 49Основные понятия
Маржинальный доход (маржинальная прибыль) - это разница между выручкой
предприятия от реализации продукции (работ, услуг) и суммой переменных затрат.
Порог рентабельности (точка безубыточности) - это тот объем продаж, при котором предприятие не имеет ни прибыли, ни убытка.
Операционный рычаг (производственный леверидж) - это механизм управления прибылью предприятия в зависимости от изменения объема реализации продукции (работ, услуг).
Запас финансовой прочности - это процентное отклонение фактической выручки от реализации продукции (работ, услуг) от порога рентабельности.
Величина маржинального дохода показывает вклад предприятия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли.
Слайд 51Какова цель введения понятия маржинальный доход:
1) позволяет сосредоточить внимание на
необходимости сведения до минимума накладных (постоянных расходов);
2) не надо условно
распределять накладные и косвенные расходы, и получать условную себестоимость;
3) позволяет выбрать лучший из альтернативных вариантов производства и реализации продукции без детального расчета себестоимости (не занимаясь постоянными затратами);
4) при неопределенной рыночной конъюнктуре можно довольно быстро рассчитать несколько сценариев: - оптимистический, пессимистический, более реальный, (исходя из принципа, что будет, если);
5) можно определить объем продаж, необходимый для безубыточной работы предприятия при изменении одного из параметров;
6) позволяет по другому построить отношения между производственными подразделениями предприятия;
7) позволяет при многономенклатурном производстве и рыночном ценообразовании определить вклад каждого вида продукции в покрытие постоянных затрат и, соответственно, принимать решения об ассортиментном сдвиге производства и реализации продукции.
Слайд 52Анализ «Cost – Volume – Profit» - «Затраты – Объем
– Прибыль».
Это один из современных методов управления затратами предприятия -
наиболее эффективный.
«CVP»-анализ позволяет выявить оптимальные пропорции между постоянными и переменными затратами, пропорции между ценой и объемом реализации, а также минимизировать предпринимательский риск.
Слайд 55Ключевые элементы:
Маржинальный доход – МД
Точка безубыточности – Qб
Порог рентабельности -
ρб
Запас финансовой прочности - βф
Операционный рычаг – ρо
Пример: Q
= 1000 шт.
Ц = 500 р.
VC = 3000 т.р.
FC = 1000 т.р.
Найти МД.
2. Найти точку безубыточности (порог рентабельности).
3. Как изменится прибыль при увеличении V продаж на 10%?
4. Какой будет прибыль при увеличении постоянных затрат на 10 %?
5. Сколько продукции надо реализовать, чтобы получить прибыли 1000 т.р.?
6. При снижении цены на 100 руб. объем продаж увеличится на 20 %.
Определить, выгодно ли это предприятию?