Слайд 1Предсказания
в искусстве
9 класс
Слайд 2Любое художественное произведение устремлено в будущее. В истории искусства можно
найти много примеров предупреждения художника-ми
своих сограждан о надвигающейся социальной опасности: войнах, расколах, революциях и т.п.
Способность к провидению присуща великим художникам, возможно именно в нем и состоит главная сила искусства.
Слайд 3Немецкий живописец и график эпохи
Возрождения Альбрехт Дюрер (1471—1528)
Слайд 4Предсказания семи свечей
Он создал серию гравюр «Апокалипсис»
(греч. apokalypsis — откровение — это слово служит названием
одной из древних церковных книг, которая содержит пророчества о конце света).
Слайд 5Вавилонская блудница
Художник выразил тревожное ожидание всемирно-исторических перемен,
которые действительно через некоторое время
потрясли Германию.
Слайд 6Самой значительной из этой серии является гравюра
«Четыре всадника». Всадники — Смерть,
Суд, Война, Мор — яростно проносятся по земле, не щадя ни королей, ни простолюдинов. Клубящиеся облака и горизонтальные штрихи фона увеличивают скорость этого бешеного галопа. Но стрела лучника упирается в правый
край гравюры, словно останавливая это движение.
По сюжету Апокалипсиса всадники появляются на земле по очере-ди, но художник специально
поместил их рядом. Всё как в жизни — война, мор, смерть,
суд приходят вместе.
Слайд 7Считается, что разгадка подобного
размещения фигур — в желании Дюрера предупредить
современников и потомков о том, что, сокрушив стену, которую в виде края гравюры воздвиг художник, всадники неминуемо ворвутся в реальный мир.
Слайд 9Множество людей стоящих пред престолом и Агнцем
Слайд 10Архангел Михаил побеждает дьявола
Слайд 11Зверь богохульства и зверь соблазна
Слайд 13Какое мужество!
Примерами предсказаний искусством социальных перемен
и потрясений можно считать и офорты Ф. Гойи
Слайд 18В картине «Большевик» Борис Михайлович Кустодиев (1878–1927)
использовал метафору (скрытый смысл), которая на протяжении многих десятков лет
не была разгадана. На этом примере можно понять, как содержание картины наполняется новым смыслом, как эпоха с ее новыми взглядами, изменившимися ценностными ориентирами вкладывает в содержание новые смыслы.
Слайд 19Многие годы эту картину трактовали как торжественный
гимн стойкому, твердому духом,несгибаемому революционеру, возвышающемуся над обыденным миром, который он
осеняет взмывающим в небо красным флагом.
Слайд 20События последнего десятилетия ХХ в. дали возможность понять то, что
осознанно или, скорее всего, неосознанно почувствовал художник в начале века.
Сегодня эта картина Юона, наполняется новым содержанием. Но вот как художникам в то время удалось так точно ощутить грядущие социальные перемены, остается загадкой.
Слайд 21Дайте свою трактовку идеи картины
Б. Кустодиева «Большевик».
Слайд 22 Сравните картины Б. Кустодиева «Большевик», «Купец» и «Портрет Шаляпина».
Какой прием является типичным, характерным для стиля художника? Какие художественные
образы он создает с помощью сходных выразительных средств?
Слайд 25Рассмотрите картину К.Юона
«Новая планета», написанную
в 1921 г.
Дайте интерпретацию идеи этой картины с
позиции человека сегодняшнего дня.
Слайд 26В музыкальном искусстве примером такого рода предвидений может служить пьеса
для оркестра «Вопрос, оставшийся без ответа»
(«Космический пейзаж») американского композитора Ч. Айвза (1874—1954). Она создана в начале XX в. — во время, когда совершались научные открытия в области покорения космоса и создания летательных
аппаратов (К. Циолковский). Эта пьеса, построенная на диалоге струнных и деревянных духовых инструментов, стала философским размышлением о месте и роли человека во Вселенной.