Слайд 2Стресс (от англ. stress — давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка;
напряжение) — неспецифическая реакция организма на воздействие (физическое или психологическое),
нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом).
Слайд 3Впервые термин «стресс» в физиологию и психологию ввел Уолтер Кэннон.
Слайд 6Формы стресса:
Положительная (эустресс)
Отрицательная (дистресс)
Слайд 7Эустресс – благоприятный стресс, в результате которого повышается функциональный резерв
организма, происходит его адаптация к стрессовому фактору и ликвидация самого
стресса.
Дистресс – неблагоприятный стресс, когда защитные силы организма истощаются, появляются симптомы стресса и даже могут возникнуть заболевания: язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, ишемическая болезнь сердца, артериальная гипертония и др.
Слайд 8Стресс имеет 3 стадии.
1.Тревога.
2.Стадия повышенной устойчивости.
3.Стадия исхода.
Слайд 10Реакции организма на стресс.
Неблагоприятные факторы(стрессоры).
Пассивность.
Активная защита от стресса.
Активная
релаксация (расслабление).
Слайд 17Области стресса в повседневной жизни
Область межличностного стресса
взаимодействует с определенными областями
жизни. Поскольку каждому человеку приходится
постоянно решать разнообразные
социальные вопросы в своей деятельности, то взаимодействие с другими лицами и
его оценка оказывают существенное влияние на наше восприятие, переживание,
отношение к событиям и являются проблемами отношений между людьми.
Слайд 18Семейный стресс включает все трудности по поддержанию семьи отношений в
ней
– работа по дому, супружеские проблемы, конфликты между поколениями, жизнь
с
молодежью болезнь и смерть в семье, алкоголизм, развод и т. п.
Слайд 19Рабочий стресс обычно связан с тяжелой рабочей нагрузкой, отсутствием
самоконтроля за
результатом работы, ролевой неопределенностью и ролевым
конфликтом. Плохое обеспечение безопасности работы,
несправедливые оценки
труда, нарушение его организации может стать источником стресса.
Слайд 20Общественный стресс относится к проблемам, которые испытывают, переживают
большие группы людей,
- например, экономический спад, бедность, банкротство,
расовое напряжение и дискриминация.
Слайд 21Экологический стресс обусловливается воздействием экстремальных условий
окружающей среды, ожиданием такого воздействия
или его последствий –
загрязнение воздуха и воды, суровые погодные условия,
недоброжелательные
соседи, толкотня, высокий уровень шума и т. п.
Слайд 22Финансовый стресс не требует разъяснений. Невозможность оплатить счета, не
обеспечение расходов
доходами, затруднения в получении долга, несоответствие
уровня зарплаты результатам работы, возникновение
дополнительных и финансово
необеспеченных расходов.
Слайд 23
Рассмотрим те факторы, действующие внутри организации, которые вызывают стресс:
Слайд 24Конфликт ролей
Конфликт ролей возникает тогда, когда к работнику предъявляют противоречивые
требования.
Слайд 25Неопределенность ролей.
Неопределенность ролей возникает тогда, когда работник не уверен в
том, что
от него ожидают.
Слайд 26 Неинтересная работа.
Некоторые исследования показывают, что индивидуумы, имеющие
более интересную
работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим
недомоганиям, чем
занимающиеся неинтересной работой
Слайд 27Адаптация — это динамический процесс, благодаря которому подвижные
системы живых организмов,
несмотря на изменчивость условий, поддерживают
устойчивость, необходимую для существования, развития и
продолжения рода.
Именно механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции,
обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся
условиях среды.
Слайд 29 Первая группа – включает способы, использующие
физические факторы
воздействия – это физическая культура, закаливание организма, бег трусцой…
Вторая группа – аутогенная тренировка, психотерапия, гипноз.
· Третья группа способов повышения общей устойчивости организма
связана с биологически активными веществами.
Слайд 30Для создания оптимального эмоционального состояния нужны:
Слайд 31 1. правильная оценка значимости события;
2. достаточная информированность (разноплановая) по данному вопросу,
событию;
3. запасные отступные стратегии – это снижает излишнее возбуждение,
уменьшает страх получить неблагоприятное решение, создает оптимальный фон для
решения проблемы.
Слайд 32Состояние стресса у человека так же старо, как и сам
человек. Стрессу
подвержены все – от новорожденного до немощного старика.
Стресс не
только зло, не только беда, на и великое благо, ибо без стрессов
различного характера наша жизнь стала бы похожа на какое-то бесцветное и
безрадостное прозябание.
Слайд 33Со стрессом можно справиться, нужно лишь желание и немного свободного
времени
для себя любимого. Другое дело, что нет желания – просто
человеку приятно
осознать, то, что он испытывает стресс, рассказывая и «жалуясь» всем, о том,
в каком он глубоком стрессе, ища в этом сочувствия, понимания.
Слайд 34Список использованной литературы
1. Рушман Э.М. Надо ли убегать
от стресса? М.: Физкультура и спорт, 1998.
2. Бенджамин
Колодзин. Как выжить после психической травмы. Перевод с
английского Савельевой.
3. Тригранян Р.А. Стресс и его значение для организма (отв. ред. навст.
предисл. О.Г. Газенко. – М.: Наука, 1988.
4. Г. Селье. Стресс без дистресса. Москва «Прогресс» 1982.
5. Общая психология: Учебное пособие для студентов пед. институтов.
Богословский В.В., Стеканов А.Д., Виноградова и др. – 3-е изд. перераб. и
доп. – М.: Просвещение 1981.
6. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию
активности. – М.: Политиздат, 1989.
7. Кижаев-Смык Л.А. Психология стресса: Издат. «Наука». Москва 1983.
8. Маклаков А.Г. – «Общая психология», СПБ, 2003.
9. Столяренко. Основы психологии, 1998.