Слайд 1Исполнитель: студентка гр. БЖ-15 Ельчугина Кристина Александровна
Представления о безопасности
в мифологическом мировоззрении
ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет»
Слайд 2В Древности, когда человек начинал осваивать окружающую среду, основу его
бытия составляла
борьба с внешним миром,
в которой необходимо было
победить, чтобы выжить.
Поэтому наводящие ужас естественные силы, катастрофические явления (землетрясения,извержения
вулканов и пр.)
древние обьясняли
деиствием живых
существ.
присутствующих в них
или стоящих за ними,
персонифицировали их,
представляя героями
древних мифов.
Слайд 3Согласно этим представлениям, все в мире происходит на основе действия
сверхъестественных
сил, их умысла и воли.
Отведя главную роль воле
злых духов, разгневанных богов, люди обращались к ним за помощью и просили защиты в момент опасности.
Слайд 4Элемент«бессознательности»,непроизвольности давал основания,мистическим представлениям, согласно которым достигнуть безопасных условий было
возможно, лишь умилостив и задобрив путем соблюдения древних правил многочисленных
духов, богов,вурдалаков и прочих существ.
Слайд 5В мифических и магических обрядах, ритуалах люди как будто старались
заколдовать природу и таким образом ее покорить. Посредником в данном
процессе выступал колдун — как бы сверхчеловек, который может выходить напоединок с природой и заставлять силы природы подчиняться его воле.
Слайд 6По мнению Л.Мамфорда, изобретение и усовершенствование ритуалов, символов,
слов, образов,
стандартных моделей поведения (морали) было важнейшим занятием древнего человека,гораздо более
значимым для выживания и дальнейшего развития,чем производство вещественных орудий.
Слайд 7Мифические боги не только «защищали» человека,но и «карали» за постоянные
грехи, нарушения морали, преступления, которые были настолько велики, что богам
недостаточно было наказать одного или нескольких человек, необходимо было уничтожить все человечество.В качестве орудия они выбирали эпидемии, голод, огонь, воду.
Слайд 10Мифические легенды все еще основывались «не на вере в эксперимент,
жизненный опыт, человеческую практику, логику - вере, допускающей ошибки, заблуждения,
нелегкий путь к истине, а на вере, восходящей к страху дикаря перед окружающим его миром»
Мир в представлении древнего человека был как будто расколот на две обширные области: первая характеризуется системой ясных для него, доступных его пониманию и контролю причин, следствий,вторая - неисчислимыми враждебными силами, в овладении которыми его знания, рациональный трудовой опыт бессильны.
Слайд 11Итак, миф как особая форма мировоззрения на ранней стадии человеческой
истории являлся синкретическим отражением безопасности и раскрывая сущность,происхождение и характер
угроз окружающего мира. Образное представление явлений природы и коллективной жизни помогало человеку эмоционально оценить ситуацию, выработать определенные нормы поведения позволяющие достигнуть безопасности и внутреннего согласия бытия. Устанавливая гармонию между человеком и окружающим миром, между обществом и природой, мифология не только превращается в отражение социальных структур и общественных отношении, но становится своеобразным механизмом обеспечения безопасности.