Слайд 1Преобразующая сила искусства
Драматизм, героика, психологизм, картинность, народно-эпическая образность как
характерные особенности русской классической школы
Слайд 3Героический пафос в монументальной скульптуре.
Героические образы в музыкальных произведениях.
Слайд 4Монументальное искусство
(лат. monumentum, от moneo — напоминаю). Словарь Владимира Даля
даёт такое определение слову монументальный — «славный, знаменитый, пребывающий в
виде памятника». Произведения, наделённые чертами монументальности, отличает идейное, общественно значимое или политическое содержание, воплощённое в масштабной, выразительной величественной (или величавой) пластической форме.
Слайд 5Девятнадцатый век —
блестящая пора в истории русской музыки.
С.
А. Дегтярев — автор первой русской оратории
«Минин и Пожарский»
Послушайте
произведение
Слайд 6Творчество Михаила Ивановича Глинки (1804—1857) — великолепное начало классического периода
русской музыки.
Уже первая опера Глинки «Иван Сусанин»
(1836 г.) («Жизнь за царя») была явлением крупного мирового значения.
В «Иване Сусанине» Глинка создал высокую патриотическую трагедию, равной которой не знала оперная сцена. Чувство глубокого патриотизма находит высшее выражение в гениальном хоре «Славься», увенчивающем оперу торжественным гимном ликования.
Слайд 7Памятник Ивану Сусанину в Костроме
Слайд 8Послушайте
ХОР «СЛАВЬСЯ» ИЗ ОПЕРЫ
«Жизнь за царя» М.И.Глинки
Слайд 9Опера «Руслан и Людмила»
(1842 г.)— монументальная опера сказочно-эпического склада. Взяв
сюжет пушкинской поэмы, М.И.Глинка углубляет в «Руслане» черты былинного повествования.
Во всем величии встают здесь картины седой старины, образы богатырской героики.
Слайд 10Послушайте Каватину Людмилы в исполнении
Анна Нетребко
Слайд 11Послушайте
Марш Черномора
из оперы
«Руслан и Людмила»
Слайд 12Драматургическую основу оперы составляет контраст между былинными, эпическими образами Киевской
Руси и миром волшебной, сказочной фантастики.
Слайд 13Две оперы М.И.Глинки — историческая драма и опера-сказка — определили
дальнейший путь русской оперной классики.
Слайд 14Алекса́ндр Порфи́рьевич Бороди́н (1833 - 1887) – русский композитор, учёный
– химик и медик. Основоположник классической русской эпической симфонии и
квартета.
Послушайте
Симфонию № 2 «Богатырскую»
Слайд 15«Слово о полку Игореве», пронизанное идеей народного патриотизма, легло в
основу содержания оперы «Князь Игорь» - героической эпопеи, воплощающей величие
русского народа, его беззаветную преданность родине.
Слайд 16Послушай Арию Князя Игоря из оперы «Князь Игорь» в исполнении
Дмитрия Хворостовского
Слайд 17Исторический жанр в живописи наиболее последовательно воплотил
принципы классицизма.
Античные и
библейские сюжеты, национальная история трактовались в ней соответственно гражданственным и
патриотическим идеалам Просвещения.
Слайд 18Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им
победы над немцами (1793)
Григо́рий Ива́нович Угрю́мов
(1764 – 1823)
Слайд 19Взятие Казани Иваном Грозным 2 октября 1552 года (не позднее
1800)
Г. Угрю́мов
Слайд 20Карл Па́влович Брюлло́в
(1799 – 1852) –
художник, живописец, монументалист, представитель академизма.
Крупнейшее
произведение Брюллова К.П. – «Последний день Помпеи» (1830–33)
Слайд 21Илья́ Ефи́мович Ре́пин (1844 - 1930)
Пахарь. Лев
Николаевич Толстой на пашне. 1887.
Слайд 22Запорожцы,
1880 - 1891
Сохраняя портретность некоторых лиц, Репин вместе с тем
стремился к созданию образов типически-обобщённых.
Илья́ Ефи́мович Ре́пин
(1844 - 1930)
Слайд 23Васи́лий Ива́нович Су́риков
(1848 - 1916) – русский живописец,
мастер
масштабных исторических полотен.
Утро стрелецкой казни
Слайд 24«Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге»