Разделы презентаций


Преодоление трудностей учения у младших школьников: приемы, игры и упражнения

Содержание

Здравствуйте!Мы – педагоги-психологи ЦПМСС. Мы хотим познакомить вас с некоторыми причинами учебных трудностей у детей и с теми упражнениями, которые помогут с ними справиться.АфанасьеваТатьяна Максутовна, педагог-психолог, методистСедунова Ирина Сергеевна, заместитель директора

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Преодоление трудностей учения у младших школьников: приемы, игры и упражнения

Часть1. Трудности при обучении русскому языку

Афанасьева Т.М., педагог-психолог, методист ЦПМСС

Красносельского района
Варламова Е.Н., педагог-психолог, методист ЦПМСС Красносельского района
Седунова И.С., педагог-психолог, заместитель директора ЦПМСС Красносельского района

2020

Преодоление трудностей учения  у младших школьников: приемы, игры и упражнения  Часть1. Трудности при обучении русскому

Слайд 2Здравствуйте!
Мы – педагоги-психологи ЦПМСС. Мы хотим познакомить вас с некоторыми

причинами учебных трудностей у детей и с теми упражнениями, которые

помогут с ними справиться.

Афанасьева
Татьяна Максутовна,
педагог-психолог, методист

Седунова Ирина Сергеевна,
заместитель директора ЦПМСС, педагог-психолог

Варламова
Евгения Николаевна,
педагог-психолог, методист

Здравствуйте!Мы – педагоги-психологи ЦПМСС. Мы хотим познакомить вас с некоторыми причинами учебных трудностей у детей и с

Слайд 3От составителей
Практически все родители сталкиваются с теми или иными проблемами,

когда их дети становятся школьниками. Но проходит время, и многие

дети адаптируются к новой ситуации их жизни, привыкают к своей новой социальной роли, легко усваивают учебный материал. И вот уже у родителей нет повода для беспокойства.
Но есть и дети, испытывающие трудности в усвоении учебного материала. Родители спешат на помощь. Но традицион­ные способы этой помощи: занятия, состоящие в основном в повторении и дополнительном разъяснении учебного материала, далеко не всегда дают желаемый результат. К тому же дети крайне негативно к таким занятиям относят­ся, а затрат времени и нервной энергии и детей, и родителей эти занятия требуют огромных. Итак, цель не оправдывает средства. Происходит это потому, что без знания причин этих трудностей, носящих чаще всего психологический характер, невозможно эффективно их преодолеть и, в конечном итоге, повысить школьную успеваемость.
Мы покажем, с чем могут быть связаны трудности в учении у детей, и предложим вашему вниманию примеры упражнений, выполнение которых поможет устранить психологические причины школьных трудностей и создать основу для школьной успешности ваших детей.
Начнем с русского языка…

От составителейПрактически все родители сталкиваются с теми или иными проблемами, когда их дети становятся школьниками. Но проходит

Слайд 4Причины трудностей обучения (по данным Н. М. Пылаевой,1998)
1. Сниженная работоспособность, колебания

внимания, слабость процессов памяти, недостаточная сформированность речи (как наиболее энергоемкой

функции).
2. Недостаточное развитие функций программирования и контроля.
3. Зрительно-пространственные и трудности и недостаточное развитие представлений о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях, величине, форме, относительном расположении объектов.
4-е и 5-е места делят трудности переработки слуховой (слухоречевой) и зрительной (зрительно-речевой) информации.

Причины трудностей обучения  (по данным Н. М. Пылаевой,1998)1. Сниженная работоспособность, колебания внимания, слабость процессов памяти, недостаточная сформированность

Слайд 5Первая группа трудностей
Трудности, связанные с недостатками формирования двигатель­ных навыков, с

уровнем развития психомоторной сферы ребенка:
недостаточная зрительно-моторная координации;
недостаточный

уровень дифференцированности мышечных уси­лий руки;
недостатки в развитии мелкой моторики.
Первая группа трудностейТрудности, связанные с недостатками формирования двигатель­ных навыков, с уровнем развития психомоторной сферы ребенка: недостаточная зрительно-моторная

Слайд 7Примеры развивающих упражнений
При овладении написанием буквы «и», вместо того чтобы

давать обычное задание «напишите строчку и», предложите написать, как гудит

телефон, когда он занят и когда свободен (и-и-и; иии-иии). Отработку элементов буквы, если она необходима, можно включать в создание орнамента и т. п., однако такое задание вряд ли будет очень эффективным, если ребенок считает его «детским», неподобающим его статусу школьника.
«Змейка». На листе бумаги сделайте рисунок извилистой дорожки шириной 5 мм. Предложите ребенку как можно быстрее провести карандашом линию по этой дорожке, не касаясь ее стенок и не пересекая их.
«Мягкие буквы» (запоминание формы буквы и соот­ношения ее частей и пропорций): дайте ребенку шнурок и предложите на листе белой бумаги раз­ложить его так, чтобы получилась заданная буква (можно взять длинные нитки бус).

Примеры развивающих упражненийПри овладении написанием буквы «и», вместо того чтобы давать обычное задание «напишите строчку и», предложите

Слайд 8М. И. Родина. Бусоград, или Волшебные игры Феи Бусинки. методическое

пособие по интеллектуально-творческому развитию детей 2-7 лет. - Санкт-Петербург: Музыкальная

палитра, 2014. - 35 с.
М. И. Родина. Бусоград, или Волшебные игры Феи Бусинки. методическое пособие по интеллектуально-творческому развитию детей 2-7 лет.

Слайд 9 «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

В. А. Сухомлинский


Пальчик маленький – мизинчик,
Он проворный и шалун.
Безымянный - пальчик строгий,
Он не любит громкий шум.
Средний – пальчик-наблюдатель,
За порядком он следит.
Он стоит посередине,
Этим он и знаменит.
Указательный наш пальчик
Любит строго погрозить.
А большой –веселый самый,
Учит всех ребят дружить.


Раз – два – три – четыре – пять,   
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный,
Самый толстый и большой.
Этот пальчик для того,
Чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный
И стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный,
Он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал,
Очень ловок и удал.

Одной из нетрадиционных технологий коррекционной работы является Су –Джок терапия в качестве массажа при речевых нарушениях, для развития мелкой моторики пальцев рук, а также с целью общего укрепления организма.

Использование Су – Джок шаров и массаж пальцев эластичным кольцом

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

Слайд 10Вторая группа трудностей
Трудности, связанные с особенностями когнитивного компонента навыков письма:


несформированность пространственных представлений (право-лево);
не развиты процессы звукобуквенного анализа и синтеза

и фонетико-фонематического восприятия;
недостаточно развиты познавательные процессы: зрительный анализ, мыслительная деятельность (неумение сравнивать, конкретность, синкретичность мышления, недостаточная обобщенность, однолинейность мышления, инертность мыслительной деятельности), память, произвольное внимание.

Вторая группа трудностейТрудности, связанные с особенностями когнитивного компонента навыков письма: несформированность пространственных представлений (право-лево);не развиты процессы звукобуквенного

Слайд 12Примеры развивающих упражнений для формирования пространственных представлений
Предложите ребенку нарисовать домик,

елочку, забор в прямом и перевернутом видах; рассматривайте с ним

картинки в прямом и перевер­нутом видах.
Тренируйте узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Покажите ребенку изображения различных предметов - его задача - найти из них несколько одинаковых. Искомые рисунки могут быть расположены в различном ракурсе, в разных частях листа, но обязательно должны быть абсолютно идентичными между собой. Уровень сложности, который зависит от деталей в изображении, выбирайте в соответствии с уровнем развития ребенка. Чем более явно просматриваются различия между рисунками, тем, конечно же, легче выполнять задание.
Играйте с постройками из кубиков.
Предложите ребенку составить узоры из геометрической мозаики по рисунку и по памяти, поработать с конструктором, склеивать различные модели с выяснением, где какая сторона, верх, низ изделия и т.д.
Используйте написание слов справа налево: яблоко, петух, брюки, вагон, зер­кало, школа, семечко, попугай, книга, тетрадь, телефон, ваза, машина.
Демонстрируя соответствующие изображения, учите ребенка правильно употреблять словесные обозначения пространственных признаков предметов: высокий - низкий (дом), длинный - корот­кий (хвост), широкий -узкий (ручей), толстый - тонкий (карандаш).


Примеры развивающих упражнений для формирования пространственных представленийПредложите ребенку нарисовать домик, елочку, забор в прямом и перевернутом видах;

Слайд 13Узнавание предмета по контурному изображению. Наложенные рисунки. Нахождение одинаковых изображений

Узнавание предмета по контурному изображению. Наложенные рисунки.  Нахождение одинаковых изображений

Слайд 15Примеры развивающих упражнений
«Конфликтные картинки» (фонематический анализ)
Покажите ребенку пары «конфликтных

картинок». Одно сло­во, обозначающее предмет, пишется на отдельной карточке, и

ребенок, прочитав его, выбирает соответствующую картинку.
Например: Слова Картинки
Молоток молоко молоток
Ворона ворона ворота
Задания на зрительный анализ
Попросите ребенка внимательно рассмотреть какой-либо узор, со­ставленный из геометрических фигур или нарисованный на листе бумаги, и точно так же воспроизвести его в тетради, на отдельном листе.
Расчертите изображение какого-либо предмета (например, чайник, кастрю­ля, лампа, цветок или др.) на 16 - 25 квадратов (4x4 или 5x5). Дайте ребенку заранее приготовленную сетку из такого же числа квадратов большего или меньшего размера и попросите перерисовать по клеточкам заданное изображение.


Примеры развивающих упражнений«Конфликтные картинки» (фонематический анализ) Покажите ребенку пары «конфликтных картинок». Одно сло­во, обозначающее предмет, пишется на

Слайд 16Копирование рисунков по клеткам

Копирование рисунков по клеткам

Слайд 17Примеры развивающих упражнений
Предложите ребенку без ошибок переписать строчки:
АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА

ГЕСКЛАЛЛА ЕССА-НЕССАС ДАТАЛАТТА
ЕНАЛССТАДЕ ЕНАДСЛАТ ЕТАЛЬТАРРС УСОКГАТА ЛИММОДОРА КЛАТИМОР
2. Попросите

ребенка выбрать и подчеркнуть те буквосочетания и слова, которые написаны слева (до черты):



3. Предложите найти в тексте различные ошибки, например, преднамеренно измененный порядок букв в словах, пропуск или добавление букв, выраженное несоответствие падежно-предложных отношений.
4. Попросите внимательно рассматривая рисунок, определить в сложном переплетении линий связи между теми или иными предметами (лицами), например, кто с кем разговаривает по телефону, кто к кому идет в гости и т.д.

Примеры развивающих упражненийПредложите ребенку без ошибок переписать строчки:АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА ГЕСКЛАЛЛА ЕССА-НЕССАС ДАТАЛАТТАЕНАЛССТАДЕ ЕНАДСЛАТ ЕТАЛЬТАРРС УСОКГАТА ЛИММОДОРА

Слайд 20Примеры развивающих упражнений
«Четвертый лишний» (выделение существенных при­знаков и обобщение)
Попросите

ребенка рассмотреть группы картинок и определить, какая "лишняя", т. е.

не подходит к остальным. Ребенок должен дать объ­яснение. Назвать остальные три предмета одним (обобщающим) сло­вом.
Примерный набор картинок:
мак, ромашка, роза, лук
чашка, блюдце, суп, тарелка
яблоко, персик, огурец, груша





Зачитайте ребенку четыре слова, три из которых связаны между собой по смыслу, а одно слово не подходит к остальным. Предложите найти это "лишнее" слово и объяснить, почему оно "лишнее".
Примерный набор слов:
книга, портфель, чемодан, кошелек
самолет, гвоздь, пчела, вентилятор
часы, очки, весы, термометр

Примеры развивающих упражнений«Четвертый лишний» (выделение существенных при­знаков и обобщение) Попросите ребенка рассмотреть группы картинок и определить, какая

Слайд 21Примеры развивающих упражнений
Выбор родственных слов (способность к обобщению)
Назвать слова,

близкие друг к другу по существу: заморский, ношу, носить, нос,

морилка, морской, носилки, пере­носица, уморить, приморский, разносчик, носовой, моряк, море.
Ребусы (абстрагирование)

Примеры развивающих упражненийВыбор родственных слов (способность к обобщению) Назвать слова, близкие друг к другу по существу: заморский,

Слайд 22Примеры развивающих упражнений
«Объедини слова» (вербальный синтез)
Составить предложения с данными

словами:
ветер, капуста, осина;
ваза, чашка, хлеб, солнце;
очки, лимон, книга, звонок, тепло.
«Продажа

слова с аукциона» (гибкость мыслитель­ной деятельности) – можно играть всей семьей, с группой детей
Вместе с ребенком рассмотрите какой-либо объект с разных точек зрения и назовите как можно больше его свойств, качеств, при­знаков. Например, рассмотрите заданное слово как часть речи, член предложения, с точки зрения морфологической структуры, количест­ва букв, слогов, звуков и т.д. Тот, кто последним называ­ет какое-либо качество данного объекта, получает карточку с соот­ветствующим словом и становится его "хозяином".
«Склеенное» слово, «склеенные» предложения (выделение отдельных слов из квазислова или предложения)
А. Нужно отделить слова друг от друга вертикальной черточкой:
ШАРКОРЗИНАБОТИНКИБИНОКЛЬЕДАОБЕЗЬЯНКА
КНИГАРУКАЕЛЬЧАСЫТРАМВАЙКАРАНДАШЛУЧИГРАОКНО
Б. Аналогично выполняется задание на отделение "склеенных" слов в предложении и "склеенных" предложений:
БЫЛАЗИМАМОРОЗЩИПАЛЩЕКИПОТОМСТАЛОТЕПЛОВЫПАЛОМНОГОСНЕГАДЕТИЛЕПИЛИСНЕГУРОЧКУОТСНЕГАРУКИЗЯБЛИНОЗАТОСНЕГУРОЧКАВЫШЛАХОРОША.
«Найди слова» (зрительный вербальный анализ)
В рядах букв попросите ребенка найти «спрятав­шиеся» там слова:
ГАЗЕТАВРОАТМНИВСЛШКТДОМРВМЧЕВНГМШЬ {газета, дом)
ШАОНСРВИКЕЫМОЧКИВЛГМЛГСТИМСНПАКЕТД (очки, пакет)


Примеры развивающих упражнений«Объедини слова» (вербальный синтез) Составить предложения с данными словами:ветер, капуста, осина;ваза, чашка, хлеб, солнце;очки, лимон,

Слайд 23Третья группа трудностей
Трудности, связанные с недостатками в формирова­нии регуляторного компонента

навыков письма: несформированность процессов самоконтроля и саморегуляции.

Третья группа трудностейТрудности, связанные с недостатками в формирова­нии регуляторного компонента навыков письма: несформированность процессов самоконтроля и саморегуляции.

Слайд 25Еще больше игр и упражнений вы найдете здесь:
https://cepia.ru/igry-dlya-razvitiya-mladshih-shkolnikov
https://easyen.ru/
https://www.maam.ru/detskijsad/uprazhnenija-dlja-razvitija-prostranstvenyh-predstavlenii.html
https://yandex.ru/images/
http://www.cpmss.edu.ru
Литература
Ахутина Т.В., Камардина

И.О., Пылаева Н.М. Нейропсихолог в школе. Пособие для педагогов, школьных

психологов и родителей. Индивидуальный подход к детям с трудностями обучения в условиях общего образования. - М.: В. Секачев, 2018. – 57 с.
Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. — М.: Ось-89, 2011. — 144 с.
Машталь О.Ю. Подготовка ребенка к школе. 200 упражнений, заданий, тестов, игр.- СПб: Наука и Техника, 2011. - 288с.
Машталь О. Лучшие методики развития внимания у детей. 1000 тестов, заданий и упражнений. – СПб.: Наука и Техника, 2008. – 304 с.
Машталь О. Программа развития способностей ребенка. 200 заданий, упражнений и игр. - СПб.: Наука и Техника, 2007. – 256 с.

Еще больше игр и упражнений вы найдете здесь:https://cepia.ru/igry-dlya-razvitiya-mladshih-shkolnikovhttps://easyen.ru/https://www.maam.ru/detskijsad/uprazhnenija-dlja-razvitija-prostranstvenyh-predstavlenii.htmlhttps://yandex.ru/images/http://www.cpmss.edu.ruЛитератураАхутина Т.В., Камардина И.О., Пылаева Н.М. Нейропсихолог в школе. Пособие

Слайд 26Часть 2 будет посвящена трудностям при освоении процесса чтения
До свидания!

Часть 2 будет посвящена трудностям при освоении процесса чтенияДо свидания!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика