Слайд 1Устное собеседование
9 класс
(подготовка к экзамену по русскому языку)
ВАРИАНТ №5
Щербинина
С.Ю., учитель русского языка и литературы
МОУ «Каслинская СОШ №24»
Слайд 2Часть 1
Задание 1. Чтение текста
Выразительно прочитайте вслух текст о знаменитом
советском хоккеисте, российском тренере Владиславе Александровиче Третьяке (родился в 1952
году).
У вас есть 2 минуты на подготовку
Слайд 3Запомни!
Выразительное чтение - это чтение, правильно передающее идейное содержание художественного произведения
или статьи.
Признаки выразительного чтения:
1) умение выдерживать паузы и делать логические
ударения, передающие замысел автора;
2) умение выражать интонации вопроса, утверждения, побуждения, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски;
3) чёткая дикция, ясное, чистое произношение звуков, достаточная громкость, темп (скорость чтения примерно 120 слов в минуту, соответствует темпу устной речи)
Главным условием, обеспечивающим выразительность чтения, является сознательное восприятие текста.
Слайд 4Текст
Владислав Александрович Третьяк принадлежит к когорте легендарных российских
хоккеистов. На протяжении многих лет этот уникальный вратарь, которого называли
«русской стеной», бесстрашно отражал любые удары соперников, являлся надёжной опорой для своей команды.
Владислав с детства занимался разными видами спорта, но постепенно на первый план вышел хоккей. Талантливый вратарь привлёк внимание отца российского хоккея, знаменитого тренера Анатолия Тарасова. Под его руководством Третьяк совершил стремительный рывок – перешёл в сборную страны.
По тем временам у Владислава был огромный для вратаря рост – около 180 сантиметров. Спортсмен догадался, как использовать это преимущество: когда он опускался на колени при защите ворот, то закрывал все углы. Этот стиль получил название «баттерфляй».
В 1972 году двадцатилетний вратарь в составе команды завоевал олимпийское золото, продемонстрировав блестящую игру в каждом матче. Третьяк оказался самым молодым чемпионом в истории хоккея. Впоследствии Владислав Александрович поставил ещё один рекорд – он первым из вратарей трижды становился олимпийским чемпионом.
Помимо олимпийских турниров легендарный хоккеист выиграл в составе сборной СССР 10 чемпионатов мира, получил 9 золотых наград на чемпионатах Европы, 13 раз провозглашался чемпионом СССР.
Слайд 5Задание 2
Перескажите прочитанный вами текст о Владиславе Александровиче Третьяке, включив
в пересказ слова заслуженного тренера Анатолия Владимировича Тарасова: «В хоккее
главная роль зачастую отводится нападающим, ценятся активные защитники. Однако начало всех тактических начал зависит от запаса прочности вратаря».
Подумайте, где лучше использовать слова А. В. Тарасова в пересказе. Вы можете применять любые способы цитирования.
У вас есть 2 минуты на подготовку.
Слайд 6Вспомним
способы цитирования
1. Предложениями с прямой речью «Горек чужой хлеб, -
говорит Данте, - и тяжелы ступени чужого крыльца».
2. Предложениями с косвенной
речью. А. П. Чехов подчёркивал, что «...праздная жизнь не может быть чистою».
3. Предложениями с вводными словами. По словам А. М. Горького, «искусство должно облагораживать людей».
Слайд 7Вспомним виды цитирования
1.Частичное. Используя этот вид, необходимо помнить, что
нужно сохранить смысловую точность, нельзя «выдергивать» слова из контекста. Сокращать
цитату, убирая лишние слова, можно, если это не исказит смысла высказывания.
2.Полное. Использование высказывания целиком, без каких-либо изменений.
Слайд 8Помните!
Вы должны сохранить при пересказе все основные микротемы, приведенное высказывание
включить в текст во время пересказа уместно и логично.
Также
оценивается правильность речи: грамматические, речевые, орфоэпические ошибки, искажения слов.
У вас 1 минута на подготовку.
Слайд 9Часть 2
Задание 3
МОНОЛОГИЧЕСКОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ
Выберите одну из предложенных тем для беседы
ТЕМА 1 Интересная профессия (на основе описания фотографии)
ТЕМА 2 Моя
любимая книга(повествование на основе жизненного опыта)
ТЕМА 3 Можно ли в речи обойтись без заимствованных слов? (рассуждение по поставленному вопросу)
У Вас есть на подготовку 1 минута
Выше высказывание не должно занимать более 3 минут.
Высказывание – не менее 10 предложений!
Слайд 10Требования к речевому оформлению монологического высказывания
Рекомендации ученикам :
1.Обязательное использование
изобразительных средств (эпитеты, сравнения, оценочная лексика, прилагательные и др.)
2. Не
допускается использование говорящим односложных фраз. Предложения должны включать различные синтаксические конструкции: однородные члены, причастные, деепричастные, сравнительные обороты; вводные слова со значением порядка изложения мыслей (во-первых, во-вторых), с оценкой говорящего ( конечно, к сожалению, я надеюсь и т.д. ); вопросительные и восклицательные предложения, риторические вопросы и предложения.
Слайд 11Посмотрите внимательно на темы задания 3.
-Какие типы текстов надо уметь
составлять?
Слайд 13Подготовка к монологу по фотографии
Фотография – это своеобразный закодированный текст,
несущий определённую информацию и воздействующий на воображение, чувства и настроение
человека.
1. Сопоставьте 1 и 2 вопрос, чтобы определить тему монолога (чтение, спорт, отдых и т.д.)
2. Рассмотрите фотографию. Выделите на снимке главное: обычно это изображенные люди и их действия
Рассматриваем фотографию
Какой момент изображен на фотографии?
Где, по-вашему, сделана эта фотография?
Почему была сделана такая фотография?
Что хотелось фотографу изобразить в первую очередь?
Какие детали на фотоснимке обращают на себя внимание, бросаются в глаза, запоминаются?
О чем говорит поза, выражение лиц людей, запечатленных на фотографии?
Удалось ли автору снимка передать эмоции, чувства, настроение сфотографированных?
Как вы считаете, удачным ли получился снимок?
Слайд 14Синтаксические конструкции для описания фотографии
Слайд 15Тема 1. Интересная профессия (на основании описания фотографии)
Не забудьте описать:
профессию
человека на фотографии;
чем занимается этот человек, его отношение к
делу;
интерьер, в котором происходит действие;
результаты труда человека этой профессии.
Слайд 16Как готовиться к диалогу?
Прочитайте вопросы. В каждом выделите ключевые слова,
которые будут использованы в вашем ответе.
Избегайте односложных ответов: да, нет,
конечно и т.п.
Чтобы избежать односложных ответов, используйте СПП с придаточными причины, условия, следствия.
Смягчайте категоричность своих утверждений вводными словами: я думаю, как мне кажется, по-видимому, я считаю, по моему мнению и т.п
Слайд 17Карточка собеседника-экзаменатора
ДИАЛОГ
1.Важно ли уметь готовить самому? Почему?
2.Какую еду Вы любите?
Любите ли пробовать новые блюда
3.Как готовить себя к выбранной профессии?
Слайд 18МОНОЛОГИЧЕСКОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ
тема 2
Расскажите о своей любимой книге.
Не забудьте рассказать:
-
как называется книга, кто её автор;
- о чём в ней
рассказывается;
- как Вы узнали об этой книге;
- почему она Вам особенно дорога.
Слайд 19Повествование на основе жизненного опыта
Цель – информировать о событии или
действиях героя.
Основной вопрос к тексту: «Что произошло с героем (со
мной)?»
Основная мысль – ответ на основной вопрос («С героем (со мной) произошло следующее...»
План построения повествования:
сообщение о действующем лице;
указание на место и время событий;
рассказ о действиях с указанием их особенностей и последовательности во времени;
указание на итог действий, завершение повествования.
вывод.
**В тексте имеются слова и словосочетания, показывающие соотношение действий во времени и пространстве (однажды, сначала, только что, как-то зимой (осенью, летом, весной), в праздник, на каникулах, на прогулке, потом, тогда, а в это время и т.п.)
** В тексте много глаголов, обозначающих конкретные действия.
Слайд 20Алгоритм работы с текстом типа повествование (тема №2)
Трехчастная логическая структура
повествования:
сначала делали…
потом мы…,
в конце….
(Фабула повествования – его основная информация,
фабула с подробностями – это сюжет.
Ответ на 4-й вопрос – это оценочный вывод, сделанный экзаменуемым)
Слайд 21Карточка собеседника-экзаменатора
ДИАЛОГ
1. Может ли просмотр фильма заменить чтение книги?
2. Как
Вы выбираете книги для чтения (по школьной программе, советам друзей,
учителя, рецензиям в СМИ)?
3. Согласны ли Вы с утверждением, что люди стали меньше читать? Почему?
Слайд 22Следующий тип текста – рассуждение. (тема №3)
Тезис.
Аргумент 1+
аргумент 2 +
аргумент 3 .
Вывод.
Слайд 23Обратите внимание!
В задании №3 оценивается
Смысловая цельность – это соблюдение
в монологе одной и той же темы.
Речевая связность –
это наличие смысловых связей между предложениями (цепная или параллельная).
Последовательность изложения - это соблюдение логических основ композиции: предложения следуют друг за другом без смысловых «провалов» между ними.
Соблюдая эти законы построения монолога, можно избежать логических ошибок.
Слайд 24Монологическое высказывание
тема 3
Можно ли в речи обойтись без заимствованных слов?
Не
забудьте дать ответы на следующие вопросы:
1. В каких сферах жизни
общества заимствованные слова используются чаще всего? Приведите примеры.
2.Почему в последние годы увеличилось количество заимствованных слов?
3. Какие отрицательные стороны Вы видите в использовании заимствованных слов в речи?
4. Как можно обогатить свою речь?
Слайд 25Задание 4
ДИАЛОГ
Во время беседы вам будут предложены вопросы по выбранной
Вами теме. Пожалуйста, дайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником.
1.
О каком человеке можно сказать, что у него богатый словарный запас?
2. Представляют ли опасность заимствованные слова для сохранения и развития русского языка?
3. Всегда ли оправданно употребление заимствованных слов в речи?