Слайд 1Регулятивные универсальные учебные действия
Кафедра управления инновационными процессами и педагогическими технологиями
Слайд 2Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.
Слайд 3Регулятивные действия
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения
того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что
еще неизвестно;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
Слайд 4Регулятивные действия
- контроль в форме сличения способа действия и его
результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий
от эталона;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
- оценка - выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Слайд 5Регуляция субъектом своей деятельности предполагает произвольность и волю.
Слайд 6Произвольность
Умение действовать по образцу и подчинение правилам, предполагает построение образа
ситуации и образа действия, подбор или конструирование средства или правила
и удержание этого правила в процессе деятельности ребенка, трансформацию правила во внутреннее правило как основу целенаправленного действия. (Д.Б.Эльконин, 1989)
Слайд 7Воля
Рассматривается как высшая форма произвольного поведения, а именно произвольное действие
в условиях преодоления препятствий. Волевое действие отличает то, что оно
является собственным, инициативным и одновременно осознанным и осмысленным действием субъекта. Воля в действии проявляется как осмысленная инициативность.
Слайд 8Воля и произвольность развиваются в неразрывном единстве: каждый этап развития
произвольности предполагает становление новых мотивов, которые не только подчиняют себе
старые, но и побуждают к овладению своим поведением с помощью культурно-заданных средств (Е.О.Смирнова, 19 ).
Слайд 9Этапы развития произвольности определяются 2 критериями:
1) уровнем осознания ребенком
своего поведения;
2)средствами организации поведения.
Слайд 10Что необходимо учитывать при организации совместных форм деятельности?
Волевое усилие
всегда инициативно, его побуждение исходит от ребенка. Цель и задача
произвольного действия могут задаваться извне взрослым и лишь приниматься или не приниматься ребенком.
Произвольное поведение всегда является опосредствованным, что требует введение взрослым определенных средств организации действия, которые потом будут сознательно использоваться ребенком. Волевое усилие может быть неопосредствованным, например, побуждаться сильным эмоциональным переживанием.
Слайд 11Что необходимо учитывать при организации совместных форм деятельности?
Произвольность формируется в
процессе обучения, учебном сотрудничестве, направленном на усвоение средств организации действия.
Воля формируется в совместной жизнедеятельности со взрослым, направленной на воспитание устойчивых ценностей и нравственных мотивов. Развитие воли, таким образом, неразрывно связано с ценностно-смысловым строением сознания ребенка, с универсальными личностными действиями смыслообразования и нравственно-этического оценивания.
Слайд 12Таким образом, произвольность – сознательная, преднамеренная, опосредствованная регуляция действия в
соответствии с изменяющимися условиями ситуации (Салмина Н.Г., Филимонова О.Г., 2006).
Слайд 13Критериями сформированности у учащегося произвольной регуляции своего поведения и деятельности
может стать способность:
- Выбирать средства для организации своего поведения;
- Запоминать
и удерживать правило, инструкцию во времени;
- Планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;
- Предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;
- Начинать и заканчивать действие в нужный момент;
-Тормозить ненужные реакции.