Слайд 1 ПРЕПОДАВАНИЕ
ДЕТСКОЙ и ПОДРОСТКОВОЙ ГИНЕКОЛОГИИ НА ПЕДИАТРИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ
Гуркин Юрий Александрович
Санкт-Петербург
2007 год
Слайд 2ТЕМЫ В 70-е ГОДЫ ХХ ВЕКА
организация гинекологической помощи детям
1
анатомо-физиологические особенности
развития гениталий
2
методика исследования девочек с различными гинекологическими заболеваниями
воспалительные
заболевания гениталий у девочек
ювенильные кровотечения
5
опухоли половых органов у девочек
6
аномалии развития гениталий
травматические повреждения половых органов у девочек
гигиена девочек в различные возрастные периоды
3
7
9
4
8
Слайд 3К кому, как правило, обращаются девочки с нарушениями в половой
сфере?
Педиатр
Хирург
Дерматовенеролог
Уролог
Эндокринолог
Акушер-гинеколог
Детский гинеколог
Школьная медсестра
Слайд 4
Состояние здоровья обусловлено:
В 50% условиями и образом жизни
В 20-25% -
состоянием внешней среды
В 20% - генетическими факторами
в 10% -
состоянием здравоохранения
В.А.Медик ,В.К.Юрьев, А.А.Петренко, И.А.Прибыш, 2001
Слайд 5Классификация вульвовагинитов
(по A.S.Wolf, Y.E.Mittag, 2004)
Период новорождённости – молочница вульвы
Грудничковый период
– пелёночный дерматит
«Нейтральный период» - «песочный »вульвит, инородное
тело
Дошкольный и мл. школьный - « семейный вульвит»
Школьный возраст –« гинекологический насморк» (из-за
воспаления ЛОР - органов)
Пубертатный период – гормональные бели (норма)
Юношеский период – все формы неспецифической и спе-
цифической УГИ; вульвит балерины
(опрелость),« кольпит молодожёнов»
(сексуальный дебют).
Слайд 6ХХ → ХХI
Изменился характер поведения молодежи. Сформировался агрессивный характер поведения.
Отрицание запретов повергло подростков в пропасть между сексуальной культурой и
сексуальным поведением и связанными с этим проблемами.
В связи с появлением серьезных медико-социальных вопросов подросткового периода назрела необходимость формирования центров по оказанию помощи подросткам, в том числе и медико-социального и психологического профиля. И это тоже оказало влияние на необходимость изменения тактики и места поведения занятий по детской и подростковой гинекологии.
Слайд 7Причинно-следственные связи
Каждая 10–я жительница России начинает сексуальную жизнь в возрасте
до 14 лет
Каждая третья – к 16 годам
К 18
годам более 50% девочек имеют опыт сексуальных отношений
Слайд 8Причинно-следственные связи
Воспалительные заболевания внутренних половых органов (ВЗВПО) занимают первое место
в структуре гинекологической патологии, оставаясь острой медицинской и социальной проблемой.
Больные
ВЗВПО составляют 60-65% гинекологических больных, обратившихся в женскую консультацию, и 30-50% среди направляемых на лечение в стационар
ВЗВПО – проблема здоровья молодых женщин. Пик заболеваемости приходится на возраст 16-25 лет.
В.И. Кулаков с соавт., 1997; В.Н Серов, 1998; В.П. Сметник, Л.Г. Тумилович, 1998; Гедеон Рихтер в СНГ,N2, 2000.
Слайд 9Основные формы гинекологической заболеваемости
Нарушения менструальной функции
Воспалительные заболевания гениталий (специфические
и неспецифические)
Травмы половых органов
Нарушения полового развития
Новообразования половых органов
Аномалии развития половых
органов
Прочие
у девочек
Слайд 10Репродуктивное здоровье – состояние полного физического, умственного и социального благополучия
Основными
предметами изучения репродуктологии являются:
репродуктивные установки,
репродуктивный процесс,
репродуктивное поведение,
репродуктивное
здоровье,
репродуктивный потенциал.
Репродуктивная система обеспечивает воспроизводство, т.е. существование вида.
Под репродуктивным потенциалом понимают возможность девочки при вступлении в детородный возраст воспроизвести здоровое потомство.
Слайд 11ПОКАЗАТЕЛЕМ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕВОЧЕК ЯВЛЯЕТСЯ РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ ГИНЕКОЛОГИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИИ В ПОПУЛЯЦИИ
НА ПОКАЗАТЕЛИ ЧАСТОТЫ ГИНЕКОЛОГИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИИ У ДЕВОЧЕК ОКАЗЫВАЮТ ВЛИЯНИЕ ПРИМЕНЕННЫЕ
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, КРИТЕРИИ ДИАГНОСТИКИ, ОПЫТ ВРАЧА.
ИНОГДА ЧАСТОТА ГИНЕКОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ ПРИ ОСМОТРАХ ДЕВОЧЕК ИСКАЖАЕТСЯ И ЛОЖНОПОЛОЖИТЕЛЬНЫМИ И ЛОЖНООТРИЦАТЕЛЬНЫМИ ОЦЕНКАМИ.
Что влияет на показатели?
Слайд 12Кадры
Именно врачи-педиатры, знакомые в большем объеме, чем врачи-лечебники с гинекологией
детского возраста, могут после соответствующей специализации работать в области детской
и подростковой гинекологии.
РГМУ, 1999
Слайд 13Задачи детской гинекологии
Активное раннее выявление гинекологической патологии
Лечение и реабилитация больных
с гинекологическими заболеваниями и нарушениями полового развития
Диспансеризация пациенток до 18
лет с гинекологической патологией
Просветительская работа по профилактике патологии репродуктивной системы
Контрацептологическое сопровождение
Слайд 14СТРУКТУРА ГИНЕКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕВОЧКАМ
А.
1.Профилактические осмотры, выявление пациенток, нуждающихся в
углубленном обследовании.
2.Диагностика и лечение гинекологических заболеваний в амбулаторных условиях.
3.Стационарная помощь
девочкам, страдающим гинекологической патологией.
Б.
4.Реабилитация девочек, страдающих гинекологической патологией, в санаториях.
5.Специализированные центры, занимающиеся профилактикой, диагностикой и лечением патологии репродуктивной системы у детей.
Слайд 16МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Слайд 17Пример
Лекция 1. Задачи гинекологии детского возраста. Семиотика гинекологических заболеваний у
девочек.
Лекция 2. Актуальные проблемы гинекологии детского возраста.
Занятие 1. Методы исследования
половой системы девочек. Вопросы деонтологии.
Занятие 2. Основные виды гинекологической патологии у детей.
Слайд 18Интегративные связи в преподавании детской гинекологии
По вертикали – привлекать знания
по возрастной физиологии, биохимии, микробиологии, гигиене, пропедевтике детских болезней
По горизонтали
– проводить сочетанные или комбинированные лекции с госпитальной педиатрией, амбулаторно-поликлинической педиатрией, детской эндокринологией, детской урологией, социальной педиатрией
3. Внутри дисциплины – все разделы акушерства и гинекологии обогащать положениями из детской гинекологии и ювенильного акушерства
Слайд 20Темы лекций
Лекция №1 «Современные аспекты детской и подростковой гинекологии. Связь
с соматической патологией.»
Лекция №2 «Гинекологическая патология у детей. Неотложная помощь.»
Слайд 21Темы практических занятий
Методы обследования в детской гинекологии. Вопросы этики.
Воспалительные заболевания
половых органов (в т.ч.ИППП).
Гипоменструальный синдром.
Дисфункциональные маточные кровотечения.
«Острый живот» в детской
гинекологии.
Нарушения полового развития.
Половое воспитание. Контрацепция.
Слайд 22Место проведения занятий
Учебный класс
Кабинет детского гинеколога
Подростковый (молодежный центр, КДМ)
Детский
гинекологический стационар
Слайд 23Используемые пособия
Широкий спектр традиционных средств: таблицы, схемы, муляжи, фантомы, видеоматериалы,
учебные истории болезни, детский гинекологический инструментарий
Новые информационные технологии и технические
средства, используемые для "доставки" учебного материала, его самостоятельного изучения, организации диалогового обмена между преподавателем и учащимися.
Слайд 27Вульгарный вульвовагинит
Острый
Хронический
Соотношение
(рецидивирующий)
4:1
Осложнения:
Рецидивирование
Синехии
Дискератоз (лейкоплакия)
Мочевой синдром
Трофические изменения вульвы (лихенизация)
Двуполюсной синдром
«Влагалищное бесплодие»
Слайд 28Этапы лечения хронического неспецифичекого вульвовагинита
I этап- подготовительный (гигиенические требования,
десенсибилизация, санация экстрагенитальных
очагов инфекции, коррекция гомеостаза,
стимуляция митоза эпителия)
II этап - антибактериальный ( местно или полижинакс
или бетадин, или тержинан; общая терапия
при необходимости)
III этап - профилактика рецидива ( пробиотики,пребио-
тики; ликвидация кишечного дисбиоза)
Слайд 29Перспективное направление
Создание интерактивных обучающих программ для студентов старших курсов
Данные программы могут быть построены по трем типам:
- обучающие программы;
- контролирующие программы;
- обучающе-контролирующие программы.
Слайд 30ПРИКАЗ МЗ РФ N 186/272 от 30 июня 1992 года
“О
совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях”
Положение о профилактических
осмотрах детей, посещающих образовательные учреждения
Критерии оценки состояния здоровья детей
Критерии оценки биологической зрелости и функционального состояния детей и подростков
Слайд 31ПРИКАЗ МЗ РФ N 371 от 16 октября 2001 года
ШТАТНЫЕ
НОРМАТИВЫ
МЕДИЦИНСКОГО И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА
ДЕТСКИХ ПОЛИКЛИНИК, ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ ГОРОДСКИХ
И
ДЕТСКИХ ГОРОДСКИХ БОЛЬНИЦ, МЕДИКО-САНИТАРНЫХ
ЧАСТЕЙ СО СТАЦИОНАРАМИ
Наименование должностей
Число должностей на 10 тысяч детей
до 17 лет 11 месяцев 29 дней, прикрепленных к поликлинике
Врач - акушер - гинеколог
1,25
Должности медицинских сестер врачебных кабинетов устанавливаются из расчета:
- 1 должность медицинской сестры на каждую должность врача акушера - гинеколога
Слайд 32Как стать специалистом по детской и подростковой гинекологии?
Врач с дипломом
по специальности «педиатрия»
Клиническая ординатура по специальности «акушерство и гинекология»
Первичная специализация
по «детской и подростковой гинекологии» (кафедра СПбГПМА)
Слайд 34ПРИКАЗ МЗ РФ N 371 от 16 октября 2001 года
ШТАТНЫЕ
НОРМАТИВЫ
МЕДИЦИНСКОГО И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА
ДЕТСКИХ ПОЛИКЛИНИК, ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ ГОРОДСКИХ
И
ДЕТСКИХ ГОРОДСКИХ БОЛЬНИЦ, МЕДИКО-САНИТАРНЫХ
ЧАСТЕЙ СО СТАЦИОНАРАМИ
Наименование должностей
Число должностей на 10 тысяч детей
до 17 лет 11 месяцев 29 дней, прикрепленных к поликлинике
Врач - акушер - гинеколог
1,25
Должности медицинских сестер врачебных кабинетов устанавливаются из расчета:
- 1 должность медицинской сестры на каждую должность врача акушера - гинеколога
Слайд 35Вульгарный вульвовагинит
Острый
Хронический
Соотношение
(рецидивирующий)
4:1
Осложнения:
Рецидивирование
Синехии
Дискератоз (лейкоплакия)
Мочевой синдром
Трофические изменения вульвы (лихенизация)
Двуполюсной синдром
«Влагалищное бесплодие»
Слайд 36Этапы лечения хронического неспецифичекого вульвовагинита
I этап- подготовительный (гигиенические требования,
десенсибилизация, санация экстрагенитальных
очагов инфекции, коррекция гомеостаза,
стимуляция митоза эпителия)
II этап - антибактериальный ( местно или полижинакс
или бетадин, или тержинан; общая терапия
при необходимости)
III этап - профилактика рецидива ( пробиотики,пребио-
тики; ликвидация кишечного дисбиоза)
Слайд 37Интегративные связи в преподавании детской гинекологии
По вертикали – привлекать знания
по возрастной физиологии, биохимии, микробиологии, гигиене, пропедевтике детских болезней
По горизонтали
– проводить сочетанные или комбинированные лекции с госпитальной педиатрией, амбулаторно-поликлинической педиатрией, детской эндокринологией, детской урологией, социальной педиатрией
3. Внутри дисциплины – все разделы акушерства и гинекологии обогащать положениями из детской гинекологии и ювенильного акушерства
Слайд 38Классификация вульвовагинитов
(по A.S.Wolf, Y.E.Mittag, 2004)
Период новорождённости – молочница вульвы
Грудничковый период
– пелёночный дерматит
«Нейтральный период» - «песочный »вульвит, инородное
тело
Дошкольный и мл. школьный - « семейный вульвит»
Школьный возраст –« гинекологический насморк» (из-за
воспаления ЛОР - органов)
Пубертатный период – гормональные бели (норма)
Юношеский период – все формы неспецифической и спе-
цифической УГИ; вульвит балерины
(опрелость),« кольпит молодожёнов»
(сексуальный дебют).