Слайд 1Презентация
Почитай мне книжку, мама!
Автор: Кочнова Ю. В. Воспитатель МБДОУ №
20 «Улыбка»
Презентация была представлена на семинаре для родителей «Клуб Зелёная
веточка»
26.11.2013
Слайд 2Цель: помощь родителям в ознакомлении детей дошкольного возраста с
художественной литературой.
Слайд 3Актуальность вопроса
Процесс общения ребёнка-дошкольника с книгой – это процесс становления
в нём личности. О важнейшей роли книги в формировании человека
говорилось еще во времена Ярослава Мудрого. Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребёнок должен любить книгу, тянуться к ней.
Но, как известно, современные дети всё чаще проводят своё время за компьютерными играми, просмотром телепередач и всё реже читают книги.
На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека. В книгах заключено особое очарование: книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.
Слайд 4Детей, которые не любят, когда им читают, не бывает.
Но почему тогда одни дети, научившись читать,
продолжают столь приятное маминому сердцу общение с книгой, а другие – нет? Как помочь ребенку полюбить книги? Что можно сделать, чтобы чтение стало для него потребностью, доставляло удовольствие?
Ответ однозначен: будущего читателя необходимо воспитывать, когда он только начинает ходить, когда он познает мир, когда переживает свое первое удивление от соприкосновения с окружающим.
Слайд 5Самые актуальные вопросы
Когда начинать читать?
Что читать?
Какие книги выбирать?
Как читать?
Что и
как делать, чтобы у ребёнка возникло желание самому читать?
Слайд 6Когда начинать читать?
Познакомить ребенка с
книгой можно хоть в роддоме, хоть до него – читая
избранные места из любимых повестей и романов своему животу.
Но рецензию от маленького слушателя вы получите не раньше чем в 2-3 месяца, и будет она крайне неожиданной. В столь юном возрасте ребенок сможет судить лишь о том, насколько книжка вкусна и удобна в использовании – иными словами, помещается ли она в рот.
Тем не менее, читать несмышленым младенцам вслух вовсе не так бессмысленно, как кажется на первый взгляд.
Во-первых, это своего рода общение с ребенком, а во-вторых, слушая вас, кроха учится говорить. Особенно полезны стихи и песни: даже совсем крошечные малыши хорошо воспринимают ритм и умеют различать родительские интонации.
Слайд 7Что читать?
Новорожденных детей мы начинаем знакомить с художественной литературой с
песенок, потешек, пестушек. И это происходит в основном при постоянном
ежедневном общении с ребёнком: во время игр, купания, переодевания.
Когда ребёнок становится старше, его заинтересуют книжки с крупными рисунками, сопровождающиеся короткими рифмованными стихами. Таки книги чаще всего знакомят ребёнка с окружающим миром предметов и животных. А. Барто «Игрушки», Лагздынь Г. «Петушок», «Зайка, зайка, попляши» и др.
Детям от 2 лет будут интересны короткие сказки: «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок» и др. русские народные, народов мира, авторские. Небольшие стихотворения (4-12 строк). Стихотворные загадки. Зверушки и игрушки все еще на пике популярности. Но сейчас малышу уже недостаточно жизнерадостного рассказа о том, что на лугу пасутся «ко», – теперь ему нужно, чтобы между героями были какие-то отношения, взаимодействие. Требования к книге: короткий понятный сюжет.
Чем старше становится ребёнок, тем разнообразнее становятся произведения, с которым его можно познакомить. Сказки становятся длиннее, сюжеты и герои разнообразнее.
Слайд 8Какие книги выбирать?
Самое главное требование к книге – она должна
быть безопасной.
Для малыша книга должна быть с толстыми прочными
страницами и безопасной краской. Картинки должны быть крупными, достаточно яркими. Объект (игрушка, животное, растение) должен быть изображён достоверно.
Детям постарше, которые слушают более сложные, сюжетные произведения, важна опора на наглядность. В силу своего малого опыта, дети не могут представить ход сюжета – им важно видеть основные моменты происходящего.
Детям старшего дошкольного возраста книги тоже нужно выбирать с иллюстрациями. Хотя они уже могут слушать текст и понимать сюжет без опоры на наглядность. Им важно изучить и рассмотреть детали.
Слайд 10Условно в процессе становления читателя можно выделить следующие виды чтения:
опосредованное (чтение ребенку вслух),
самостоятельное (чтение ребенка без помощи взрослого)
чтение-творчество (чтение, построенное как процесс творческого освоения воспринимаемого произведения).
Но не стоит рассматривать выделенные нами виды чтения как этапы становления читателя, они не следуют друг за другом в строгой временной последовательности, а постепенно возникая в жизни малыша, как бы дополняют друг друга, становятся страницами его читательской биографии.
Как читать?
Слайд 11Первый вид чтения, с которым знакомится ребенок, – опосредованное чтение.
Ведущая роль принадлежит чтецу, то есть взрослому, а ребенок выступает
в роли слушателя. Это дает возможность взрослому контролировать процесс чтения: соблюдать ритм, варьировать текст (например, вставлять имя ребенка в стихи о детях), делая его более доступным и понятным; читать ярко и выразительно; следить за реакцией ребенка. Чтение ребенку вслух – задача не из легких. Нельзя монотонно произносить текст, его нужно обыгрывать, не торопиться, создавать голосом образы героев произведения.
Такое чтение несколько отличается от самостоятельного чтения взрослого – упоительного путешествия в страну литературных образов, проходящим в тишине и спокойствии, требующем одиночества и полного погружения в мир фантазий. Малыш ни минуты не сидит на месте, он постоянно задает какие-то вопросы, быстро отвлекается. Взрослому нужно быть готовым реагировать на внезапно возникшие по ходу текста вопросы, комментарии, а также такие проявления своего отношения к прочитанному, как плач, смех, протест против изложенного в тексте хода событий. Такое чтение в первую очередь - это общение (причем напоминать об этом необходимо только взрослым: для детей это и так непреложная истина). Это ваш разговор с малышом, это диалог с автором произведения.
Как читать?
Слайд 12Что и как делать, чтобы у ребёнка возникло желание читать
самому?
Как ни банально это звучит, только своим примером. Когда ребёнок
видит, что родители увлечены процессом чтения (странное дело и книжка без картинок, и вроде бы просто папа с мамой молчат), он тоже хочет присоединиться к этому неизведанному миру.
Нельзя ребёнка заставлять читать или слушать чтение. Чтение должно приносить удовольствие, причём во втором случае – обоим - и ребёнку, и читающему родителю.
Расположите книги так, чтобы ребёнок сам мог их достать тогда, когда у него возникнет потребность.
Учитывайте возраст, интересы и индивидуальные особенности ребёнка. Непоседе сложно будет слушать длинную сказку, а мальчику повествование о принцессах.
Слайд 13Что почитать по данному вопросу.
"ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ В ДЕТСКОМ
САДУ" под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С.
Комаровой.
Гербова В. В. «Приобщение детей к художественной литературе.»
Ушакова О. С. «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи»
http://mama.ru/articles/kakie-knigi-chitat-detyam