Слайд 1Дети
блокадного
Ленинграда
Презентацию подготовила
учитель начальных классов МАОУ ШКОЛА №
17 города Белогорск
Зубова Елена Леонидовна
Слайд 2Надо знать,
какой бывает война,
чтобы знать
какое это благо
- мир...
А.Адамович
Слайд 322 июня 1941 года войска фашистской Германии напали на нашу Родину.
Началась Великая Отечественная война. Через два месяца после этого, в августе 1941
года, немцы начали мощное наступление на Ленинград. Мир затаил дыхание.
.
Слайд 4Фашисты планировали захватить Ленинград, а после этого развернуть огромное наступление
войск на Москву. Тогда и взрослые, и дети встали плечом
к плечу на защиту родного города.
Слайд 5Когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось помимо взрослого населения
400 тысяч детей – от младенцев до школьников и подростков.
Естественно, их хотели сберечь в первую очередь, стремились укрыть от обстрелов, от бомбежек.
Слайд 6Писатель Александр Фадеев в путевых заметках "В дни блокады" писал:
"Дети
школьного возраста могут гордиться тем, что они отстояли Ленинград вместе
со своими отцами, матерями, старшими братьями и сестрами.
Слайд 7Великий труд охраны и спасения города, обслуживания и спасения семьи
выпал на долю ленинградских мальчиков и девочек. Они потушили десятки
тысяч зажигалок, сброшенных с самолетов, они потушили не один пожар в городе, они дежурили морозными ночами на вышках, они носили воду из проруби на Неве, стояли в очередях за хлебом...
Слайд 8И они были равными в том поединке благородства, когда старшие
старались незаметно отдать свою долю младшим, а младшие делали то
же самое по отношению к старшим. И трудно понять, кого погибло больше в этом поединке".
Слайд 9Несмотря на суровую обстановку фронтового города, Ленинградский городской комитет партии
и Городской Совет депутатов трудящихся приняли решение продолжать обучение детей.
Учеба детей в осажденном городе
Слайд 10В конце октября 1941 года 60 тысяч школьников 1-4 классов
приступили к учебным занятиям в бомбоубежищах школ и домохозяйств, а
с 3 ноября в 103 школах Ленинграда за парты сели еще более 30 тыс. учащихся 1-4 классов.
Слайд 11Занятия проходили в необычной обстановке. Нередко во время урока раздавался
вой сирены, возвещавшей об очередной бомбежке.
Слайд 12Ученики быстро и организованно спускались в бомбоубежище, где занятия продолжались.
Слайд 13Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом. Учителя и ученики
сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой
в школе. В школах стало необычайно тихо, дети перестали бегать и шуметь на переменах, их бледные и изможденные лица говорили о тяжких страданиях.
Слайд 14Урок продолжался 20-25 мин.: больше не выдерживали ни учителя, ни
школьники. Записей не вели, так как в не отапливаемых классах
мерзли не только худые детские ручонки, но и замерзали чернила.
Слайд 15Рассказывая об этом незабываемом времени, ученики 7-го класса 148-й школы
писали в своем коллективном дневнике:
"Температура 2-3 градуса ниже нуля. Тусклый
зимний, свет робко пробивается сквозь единственное небольшое стекло в единственном окне. Ученики жмутся к раскрытой дверке печурки, ежатся от холода, который резкой морозной струей рвется из-под щелей дверей, пробегает по всему телу. Настойчивый и злой ветер гонит дым обратно, с улицы через примитивный дымоход прямо в комнату... Глаза слезятся, читать тяжело, а писать совершенно невозможно. Мы сидим в пальто, в галошах, в перчатках и даже в головных уборах... "
Учеников, продолжавших заниматься в суровую зиму 1941-1942 г., с уважением называли «зимовщиками».
Слайд 16К скудному хлебному пайку дети получали в школе суп без
вырезки талонов из продовольственной карточки. С началом действия Ладожской ледовой
трассы десятки тысяч школьников были эвакуированы из города.
Слайд 17Наступил 1942 г. В школах, где не прекращались занятия, были
объявлены каникулы. И в незабываемые январские дни, когда всё взрослое
население города голодало, в школах, театрах, концертных залах для детей были организованы новогодние елки с подарками и сытным обедом. Для маленьких ленинградцев это было настоящим большим праздником.
Слайд 18Одна из учениц писала об этой новогодней елке:
"6 января.
Сегодня была елка, и какая великолепная! Правда, я почти не
слушала пьесы: все думала об обеде. Обед был замечательный. Дети ели медленно и сосредоточенно, не теряя ни крошки. Они знали цену хлебу, на обед дали суп-лапшу, кашу, хлеб и желе, все были очень довольны. Эта елка надолго останется в памяти".
Слайд 19Весной 1942 года весь блокадный Ленинград принялся выращивать овощи. В
огороды превратились сады, скверы, бульвары, набережные и откосы каналов.
«Огородная
жизнь» школьников
блокадного Ленинграда
Слайд 20В каждой горстке земли и в каждом ростке была жизнь,
спасительная для изголодавшихся ленинградцев. Вера Осиповна ЕГОРОВА,
ребенком пережившая блокаду,
вспоминает, что в 1941 году собирали и лебеду, и крапиву, и корни лопуха, варили и ели.
Слайд 21«Заменим у станков отцов!» - этот призыв прозвучал с первых
дней войны. И учащиеся школ пошли работать на предприятия, чтобы
помогать старшим выпускать оборонную продукцию.
«Заменим у станков отцов!»
Слайд 22Весной 1942 года в опустевшие, обезлюдевшие цехи предприятий пришли тысячи
детей и подростков. В 12-15 лет они становились станочниками и
сборщиками, выпускали автоматы и пулеметы, артиллерийские и реактивные снаряды. Чтобы они могли работать за станками и сборочными верстаками, для них изготовляли деревянные подставки.
Слайд 23Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи – медалями «За оборону
Ленинграда». Через всю многомесячную эпопею героической обороны города они прошли
как достойные соратники взрослых.
Награды юным ленинградцам
Слайд 24Не было таких событий, кампаний и дел, в которых они
не участвовали. Расчистка чердаков, борьба с "зажигалками", тушение пожаров, разборка
завалов, очистка города от снега, уход за ранеными, выращивание овощей и картофеля, работа по выпуску оружия и боеприпасов – всюду действовали детские руки.
Слайд 25На равных, с чувством исполненного долга встречались ленинградские мальчики и
девочки со своими сверстниками – "сыновьями полков", получившими награды на
полях сражений.
Слайд 28Интернет-ресурсы:
https://ru.wikipedia.org/
http://yandex.ru/
http://www.spbobrazovanie.ru/
http://www.liveinternet.ru/
http://zmt001.ucoz.ru/
http://www.rg.ru/