Слайд 1
Инклюзивное обучение детей с различными образовательными возможностями:
психолого-педагогическое обоснование.
Подготовила :
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 20
станицы Подгорной:
Просяникова Надежда Александровна.
Слайд 2Инклюзивное образование
(фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю) — процесс развития общего образования-заключаю, включаю)
— процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех,
в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Слайд 3Восемь принципов инклюзивного образования:
Ценность человека не зависит от его способностей
и достижений;
Каждый человек способен чувствовать и думать;
Каждый человек имеет право
на общение и на то, чтобы быть услышанным;
Все люди нуждаются друг в друге;
Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Слайд 4Ситуация с инклюзивным образованием в СССР:
Первые инклюзивные образовательные учреждения появились
в нашей стране на рубеже 1980 - 1990 гг. В
Москве в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации появилась школа инклюзивного образования "Ковчег" (№1321).
Слайд 5Сейчас в России:
В Москве работают более полутора тысяч общеобразовательных школ, из
них по программе инклюзивного образования - лишь 47.
Слайд 6Сейчас в России:
В Санкт-Петербурге с 2006 года на базе школы № 593 Невского
района реализуется программа инклюзивного образования. Школа является победителем Национального приоритетного
президентского проекта "Образование" 2006 г.Центр инклюзивного образования «Я слышу мир!»
Слайд 7Сейчас в России:
В Ставропольском крае проживает 15 тыс. детей с
ограниченными возможностями здоровья, 26 % из которых составляют дети с
инвалидностью.
В настоящее время более 3-х тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья обучаются и воспитываются вместе с нормально развивающимися детьми в классах и группах детских садов.
Слайд 8В Ставрополе
Школа N 21 Ставрополя признана лучшей инклюзивной школой России.
Слайд 9Психолого-медико-педагогическая комиссия
Психолого-медико-педагогическая помощь (сопровождение)
Реабилитация
Ранняя помощь
Социализация
Специальные (коррекционные) образовательные учреждения
Подлинная
инклюзия не противопоставляет, а сближает две образовательные системы – общую
и специальную, делая проницаемыми границы между ними
Слайд 10Формы инклюзивного образования детей дошкольного возраста
Смешанная дошкольная группа – это
группа, в которой одновременно воспитываются и обучаются нормально развивающиеся дети
(две трети) и дети с отклонениями в развитии (не более одной трети).
Группы кратковременного пребывания создаются в целях оказания систематической медико-психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ, не обучающимся в специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждениях:
Группы кратковременного пребывания на базе центров психолого-педагогического и медико-социального сопровождения -Основной целью работы таких групп является социализация и адаптация детей с проблемами в развитии в коллективе сверстников и их родителей в ходе системной, целенаправленной деятельности
Слайд 11Формы инклюзивного образования школьников
Классы инклюзивного обучения открываются в общеобразовательных учреждениях
с целью создания целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для обучения,
воспитания и социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.
Диагностические классы открываются в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях с целью определения образовательного маршрута учащегося, определения особенностей его психолого-педагогического сопровождения и выработки рекомендации родителям о возможных перспективах дальнейшего обучения ребенка
Система сопровождения и поддержки детей с ОВЗ с помощью тьютора. Цель деятельности тьютора заключается в успешном включении ребенка с ОВЗ в среду общеобразовательного учреждения.
Слайд 12Формы инклюзивного образования в системе профессионального образования
Обучение на общих основаниях
Обучение по особым образовательным программам
Совместное обучение
Слайд 13Цели инклюзивного обучения :
применять экспериментальные, стимулирующие активность методы обучения
уделять
больше внимания на усвоение ключевых понятий того или иного предмета;
применять способы поэтапного усвоения нового материала
предоставлять учащимся большую свободу выбора
исходить из индивидуальных потребностей учащихся
опираться на оценку педагогом успехов учащихся, включая оценку прогресса в обучении.
Слайд 14Образовательное учреждение с инклюзивными классами и группами решает следующие задачи:
создание
единой психологически комфортной образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые
возможности
преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы через включение детей в успешную деятельность;
постепенное повышение мотивации ребенка на основе его личной заинтересованности и через осознанное отношение к позитивной деятельности;
охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья детей;
изменение общественного сознания по отношению к детям с особенностями в развитии.
Слайд 15Плюсы инклюзивного образования.
Новый социальный подход к инвалидности
Приветствует разнообразие
Рассматривает различие между
людьми как ресурс, не как проблему
Личностное развитие и социальные навыки
Развитие
самостоятельности и самоопределения
Развивает равные права и возможности вместо дискриминации
Слайд 16Минусы инклюзивного образования.
Отсутствие гибких образовательных стандартов.
Несоответствие учебных планов и содержания
обучения массовой школы особым образовательным потребностям ребенка.
Отсутствие специальной подготовки педагогического
коллектива
Отсутствие у педагогов массовых школ представлений об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ,
Недостаточное материально-техническое оснащение
Отсутствие в штатном расписании ставок педагогических (сурдопедагоги, логопеды, педагоги-психологи, тифлопедагоги) и медицинских работников.
Ресурсные барьеры для инклюзивного образования:
Денежные и материальные средства.
Слайд 17Инклюзивное образование требует поддержки со стороны команды профессионалов.
Педагога
Психолога
Логопеда
Дефектолога
Тьютора
Социального работника
Врача-педиатра
Специалистов по
охране и гигиене труда
Ассистента педагога (сопровождающего)
Слайд 18положительный результаты
положительные результаты достигаются длительной работой и в тесном сотрудничестве
всех участников образовательного процесса.
Слайд 19итог
инклюзия – это больше, чем интеграция. Это включение не только
в образование, но и в жизнь всех без исключения, это
учет сильных и слабых сторон каждого, это признание различий, это обогащение представлений о различиях как естественном явлении мира и общества, это возможность получения эффективного образования благодаря постоянной поддержке и изменению образовательного пространства.
Слайд 21Список литературы:
http://www.1540.ort.ru/integration/incedu/doc4.doc
http://www.1540.ort.ru/integration/incedu/index.php
http://beregitedetei.ru/new_project/inkluz_planir
http://www.1540.ort.ru/integration/teachers/pirart2.php
http://www.1540.ort.ru/integration/incedu/art9.php
С. Керне «Интеграция в общество людей с особыми
потребностями» Доклад, представленный на Первой московской международной конференции по проблемам
синдрома Дауна и помощи людям с умственными и нарушениями 1995, Москва
Ш. Рамон «Социальная эксклюзия и социальная инклюзия», Сост. Ш. Рамон и В. Шмидт. Московская высшая школа социальных и экономических наук. Хрестоматия по курсу Социальная эксклюзия в образовании. - М., 2003
Т. Бут «Политика включения и исключения в Англии: В чьих руках сосредоточен контроль?» Сост. Ш. Рамон и В. Шмидт. Московская высшая школа социальных и экономических наук. Хрестоматия по курсу Социальная эксклюзия в образовании. - М., 2003