Слайд 1 ПЕДСОВЕТ
«Методы,
приемы и формы обучения как система управления качеством образования в
коррекционной школе»
Учитель –дефектолог,
руководитель ШМО естественно- политехнического цикла
Минасипова А.Б.
г. Шахтинск
КГУ « Областная специальная школа- интернат №1
для детей с ограниченными
возможностями в развитии»
Слайд 2
Методы, приемы и формы обучения как система управления качеством образования
в коррекционной школе
Слайд 3
«Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей»
Дьёрдь Пойа
Слайд 5В современном понимании обучения процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействия
между учителем и учениками (урок) с целью приобщения учащихся к
определенным знаниям, навыкам, умениям и ценностям.
Методы обучения – это совокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения
Метод – (от греч. ) способ действия, деятельности: путь достижения цели
Слайд 6ПОНЯТИЕ О МЕТОДАХ ОБУЧЕНИЯ
Метод (буквально путь к чему-то) означает
способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Методом обучения называют способ
упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения
Методы обучения являются одним из важнейших компонентов учебного процесса. Без соответствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения обучаемыми определенного содержания учебного материала.
Слайд 7КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
И. ЛЕРНЕРА И М.Н.СКАТКИНА
По признаку активности детей.
Пассивные методы обучения:
Объяснительно-иллюстративные м.о. (рассказ, лекция, беседа и т.д.). Учитель рассказывает – дети слушают (восприятие + память).
Репродуктивные (упражнения) (память + восприятие).
Методы проблемного изложения материалов (проблемная лекция) (память + восприятие + мышление).
Активные методы обучения:
Частично поисковый метод (семинары, проблемные семинары) (логическое мышление).
Исследовательский метод (рефераты, доклады, курсовые, дипломные) (логическое и творческие мышление).
Слайд 8ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЕЙ И УЧАЩИХСЯ
Пассивный метод (схема 1) – это
форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным
действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя.
Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д.
ДЕ
Учащихся
Репродуктивная
Слайд 9
ПАССИВНЫЕ МЕТОДЫ
Минусы
Самый неэффективный метод (с точки зрения современных педагогических технологий)
успешно
работает в руках опытного педагога, особенно если учащиеся имеют четкие
цели, направленные на основательное изучение предмета.
Плюсы
1)легкая подготовка к уроку со стороны учителя
2) возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока
Слайд 10
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ
Это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой
учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока
и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока.
Учитель и учащиеся находятся на равных правах. Демократический стиль общения.
ДЕ
Учащихся
Продуктивная
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ
К родоначальникам идей активизации относят Я. А. КоменскогоК родоначальникам
идей активизации относят Я. А. Коменского, Ж.-Ж. РуссоК родоначальникам идей активизации относят Я. А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. ПесталоцциК родоначальникам идей активизации относят Я. А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Г. ГегеляК родоначальникам идей активизации относят Я. А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Г. Гегеля, Ф. ФрёбеляК родоначальникам идей активизации относят Я. А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Г. Гегеля, Ф. Фрёбеля, А. ДистервегаК родоначальникам идей активизации относят Я. А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Г. Гегеля, Ф. Фрёбеля, А. Дистервега, Дж. ДьюиК родоначальникам идей активизации относят Я. А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Г. Гегеля, Ф. Фрёбеля, А. Дистервега, Дж. Дьюи, К. Д. Ушинского и других.
Слайд 12АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
АМО – методы обучения, при которых деятельность ученика
носит продуктивный характер, творческий характер.
Селевко Г.К.
АМО – методы стимулирующие познавательную деятельность ученика и строящееся на диалогах решение проблем.
Демьяненко-Кононерский.
АМО – это способ практического осуществления процесса передачи знаний, умений, навыков по средствам деятельности самого ученика.
Активные методы обучения возникли раньше, чем пассивные.
Слайд 13ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ
Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) –
означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо.
Ориентированы
на более широкое взаимодействие учеников друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения при изучении нового материала.
Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока.
ДЕ
Учащихся
Творческая
Слайд 15
1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
2) методы
стимулирования и мотивации учебной деятельности;
3) методы контроля и самоконтроля
за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
Классификация методов обучения
(по Юрию Константиновичу Бабанскому)
Слайд 161 ГРУППА МЕТОДОВ
методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
Слайд 17ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
Словесные, наглядные и практические методы.
Словесные методы - если
ученики получают основную учебную информацию в процессе словесных рассуждений и
доказательств учителя или текстов учебных книг (беседа, рассказ, описание, разъяснение и др.).
Словесные методы преподавания вызывают соответствующие словесные формы усвоение материала.
Словесные методы используются преимущественно при изучении нового материала и дают хороший эффект в обучении, если сочетаются с другими формами овладения знаниями.
Наглядные методы – формы усвоения учебного материала, которые находятся в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядных пособий и технических средств.
Наглядные пособия помогают систематизации и обобщению знаний, а также активизации мыслительной деятельности учащихся.
Практические методы – формы овладения учебным материалом на основе упражнений, самостоятельных заданий, практических и лабораторных работ.
Слайд 18СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
К словесным методам обучения относятся рассказ, лекция, беседа
и др. В процессе их разъяснения преподаватель посредством слова излагает,
объясняет учебный материал, а обучаемые посредством слушания, запоминания и осмысливания активно его воспринимают и усваивают.
Вербальные методы
Аудиальный
канал
5-10%
усвоения
учебного
материала
«Скажи мне и я забуду»
Слайд 19РАССКАЗ-ВСТУПЛЕНИЕ
Этот метод предполагает устное повествовательное изложение учебного материала, не прерываемое
вопросами к обучаемым
характеризуется относительной краткостью, яркостью, эмоциональностью изложения, позволяющий
вызвать интерес к новой теме, возбудить потребность в ее активном усвоении. Во время такого рассказа в доступной форме сообщаются задачи деятельности учеников.
РАССКАЗ
РАССКАЗ-ИЗЛОЖЕНИЕ
РАССКАЗ-ЗАКЛЮЧЕНИЕ
раскрывает содержание новой темы, осуществляет изложение по определенному логически развивающему плану, в четкой последовательности, с вычленением главного, существенного, с применением иллюстраций и убедительных примеров..
проводится в конце занятия. Преподаватель в нем резюмирует главные мысли, делает выводы и обобщения, дает задания для дальнейшей самостоятельной работы по этой теме..
Слайд 20УЧЕБНАЯ ЛЕКЦИЯ
предполагает устное изложение учебного материала, отличающееся большой емкостью, чем
рассказ, большой сложностью логических построений, образов, доказательств и обобщений
Метод
беседы предполагает разговор преподавателя с учениками. Беседа организуется с помощью тщательно продуманной системы вопросов, постепенно подводящих учеников к усвоению системы фактов, нового понятия или закономерности.
БЕСЕДА
Слайд 21АКТИВНЫЕ СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ: ДИСПУТ, ДИСКУССИЯ
Диспут – одно из активных средств
учебно-воспитательного воздействия на становление личности
старшеклассника, выработки у него активной
позиции, способности аргументированно и
последовательно отстаивать свои взгляды и убеждения.
Диспут (от лат. disputare – рассуждать, спорить) – публичный СПОР на заданную тему.
Этапы организации диспута
1 этап – Выбор темы
2 этап – Формулирование вопросов для обсуждения
3 этап – Оформление диспута, определение его правил
4 этап -Подготовка учащихся и выбор ведущего (ведущих) диспута
Слайд 22Репродуктивные, объяснительно – иллюстративные, проблемные, частично – поисковые и исследовательские
методы.
Репродуктивные методы – форма овладения учениками учебным материалом преимущественно
основывается на воспроизводящей функции памяти. Эти методы обычно используются при закреплении, повторении, обобщении, систематизации, конкретизации ранее изученного материала.
Объяснительно – иллюстративные методы – находят применения в различных формах изучения нового содержания (объяснение, рассказ, беседа, описание, доказательства и т.д.).
Частично-поисковые методы – форма овладения учебным материалом, которая включает постановку отдельных проблемных вопросов, высказывание учениками своих предложений, самостоятельность рассуждений, расчленение общей задачи на ряд частных, эвристическую беседу и т.д.
Исследовательские методы – учащиеся под руководством учителя выполняют отдельные исследовательские задания и работы. Можно дать задания для самостоятельных наблюдений, их записей и анализа результатов.
Слайд 232 ГРУППА МЕТОДОВ
методы стимулирования и мотивации учебной деятельности
Слайд 243 ГРУППА МЕТОДОВ
методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности
Слайд 26
ПОНЯТИЕ ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ
Прием обучения – это составная часть или отдельная
сторона метода, т.е. частное понятие по отношению к общему понятию
«метод».
Приемы – это отдельные операции, умственные или практические действия учителя или учащихся, которые дополняют форму усвоения материала, предлагаемую данным методом.
Одни и те же приемы могут быть включены в различные методы обучения.
Слайд 27
Методические приемы — это действия, направленные на решение конкретной задачи.
Это способы работы, которые выполняются для достижения конкретных результатов и
которые можно выразить в виде перечня действий.
Приемы работы (учения) учащихся зависят от приемов деятельности учителя.
Слайд 28ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПОДРАЗДЕЛЯЮТСЯ НА:
Приемы формирования и активизации отдельных операций мышления,
внимания, памяти, восприятия, воображения;
Приемы, способствующие созданию проблемных, поисковых ситуаций в
мыслительной деятельности школьников.
Приемы, активизирующие переживания, чувства учащихся, связанные с изучением учебного материала;
Приемы контроля, самоконтроля, самообучения школьников;
Приемы управления в учебном процессе коллективными и личными взаимоотношениями учащихся.
Слайд 30Форма обучения
Внешнее выражение согласованной деятельности учителя и ученика
В основе: особенности
коммуникативного взаимодействия между учителем и учеником...
Индивидуальные
Групповые
Коллективные
Слайд 31ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНОГО УРОКА
Индивидуальная –
когда содержание учебного материала вполне
доступно для самостоятельного изучения, познавательная задача решается индивидуальными усилиями каждого
ученика без непосредственного общения с другими учащимися.
Положительные стороны:
1) хорошо учитывает особенности каждого ученика; 2) осуществляется подбор дифференцированных заданий; 3) учит индивидуальному труду, воспитывает самостоятельность, ответственность, упорство;
4) служит подготовкой для занятий самообразованием; 5) способствует более прочному усвоению зун и способов деятельности.
Отрицательные стороны: 1) большие расходы времени; 2) не способствует развитию коллективизма.
Слайд 32Фронтальная –
предполагает выполнение общих заданий всем классом для достижения
общей познавательной задачи.
Положительные стороны:
1) учитель непосредственно общается со всем классом и воздействует на всех; 2) каждый ученик стремится усвоить передаваемую учителем информацию; 3) общая цель достигается за счет индивидуальных усилий каждого.
Отрицательные стороны: 1) работают наиболее подготовленные учащиеся; 2) нет обратной информации о деятельности каждого ученика; 3) не учитывает индивидуальные особенности учащегося; 4) не способствует мотивации учения.
Слайд 33Групповая –
организация таких уроков, на которых единая познавательная задача
ставится перед определенной группой учащихся (2-6 чел.).
Положительные стороны: 1) тщательная подготовка учителя, умение уделить внимание каждой группе;
2) ученик ставится в положение учителя; 3) возможность оказания реальной помощи друг другу; 4) формирует взаимную ответственность, внимательность.
Отрицательные стороны:
1) большие затраты времени учителя.
Слайд 34 Коллективная – каждый обучает всех,
а все – каждого.
Положительные стороны: 1) наличие у всех учащихся общей цели;
2) имеет место разделение труда, функций и обязанностей; 3) развивается сотрудничество и товарищеская взаимопомощь; 4) самоконтроль; 5) работа каждого приобретает общественную значимость; 6) равенство объективных условий для каждого; 7) руководит учитель; 8) широко используется работа в статических и динамических парах; 9) развиваются демократические принципы.
Отрицательные стороны:
большие затраты времени учителя.
Слайд 36ЛИТЕРАТУРА
Ю. Г. Фокин "Преподавание и воспитание в высшей школе. Методология,
цели и содержание, творчество";
Д. И. Латышина "История педагогики";
А.
А. Радугин "Педагогика"
Д. Джонсон, Р. Джонсон, Э. Джонсон-Холубек "Методы обучения. Обучение в сотрудничестве";
Джон Дьюи "Демократия и образование".