Разделы презентаций


Презентация для педсовета Методы ,приемы и формы обучения как система управления качеством образования в коррекционной школе.

Содержание

Методы, приемы и формы обучения как система управления качеством образования в коррекционной школе

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 ПЕДСОВЕТ
«Методы,

приемы и формы обучения как система управления качеством образования в

коррекционной школе» Учитель –дефектолог,
руководитель ШМО естественно- политехнического цикла
Минасипова А.Б.


г. Шахтинск
КГУ « Областная специальная школа- интернат №1
для детей с ограниченными
возможностями в развитии»

ПЕДСОВЕТ «Методы, приемы и формы обучения как система управления

Слайд 2 Методы, приемы и формы обучения как система управления качеством образования

в коррекционной школе

Методы, приемы и формы обучения как система управления качеством образования в

Слайд 3
«Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей»

Дьёрдь Пойа

«Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей»

Слайд 41. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

1. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Слайд 5В современном понимании обучения процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействия

между учителем и учениками (урок) с целью приобщения учащихся к

определенным знаниям, навыкам, умениям и ценностям.

Методы обучения – это совокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения

Метод – (от греч. ) способ действия, деятельности: путь достижения цели

В современном понимании обучения процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействия между учителем и учениками (урок) с целью

Слайд 6ПОНЯТИЕ О МЕТОДАХ ОБУЧЕНИЯ
Метод (буквально путь к чему-то) означает

способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Методом обучения называют способ

упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения
Методы обучения являются одним из важнейших компонентов учебного процесса. Без соответствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения обучаемыми определенного содержания учебного материала.

ПОНЯТИЕ О МЕТОДАХ ОБУЧЕНИЯ Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.Методом

Слайд 7КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ И. ЛЕРНЕРА И М.Н.СКАТКИНА

По признаку активности детей.
Пассивные методы обучения:
Объяснительно-иллюстративные м.о. (рассказ, лекция, беседа и т.д.). Учитель рассказывает – дети слушают (восприятие + память).
Репродуктивные (упражнения) (память + восприятие).
Методы проблемного изложения материалов (проблемная лекция) (память + восприятие + мышление).

Активные методы обучения:
Частично поисковый метод (семинары, проблемные семинары) (логическое мышление).
Исследовательский метод (рефераты, доклады, курсовые, дипломные) (логическое и творческие мышление).

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ  И. ЛЕРНЕРА И М.Н.СКАТКИНА

Слайд 8ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЕЙ И УЧАЩИХСЯ
Пассивный метод (схема 1) – это

форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным

действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя.
Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д.

ДЕ
Учащихся
Репродуктивная

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЕЙ И УЧАЩИХСЯ Пассивный метод (схема 1) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в

Слайд 9 ПАССИВНЫЕ МЕТОДЫ







Минусы
Самый неэффективный метод (с точки зрения современных педагогических технологий)












успешно

работает в руках опытного педагога, особенно если учащиеся имеют четкие

цели, направленные на основательное изучение предмета.








Плюсы
1)легкая подготовка к уроку со стороны учителя
2) возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока












ПАССИВНЫЕ МЕТОДЫ МинусыСамый неэффективный

Слайд 10 АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ
Это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой

учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока

и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока.
Учитель и учащиеся находятся на равных правах. Демократический стиль общения.

ДЕ
Учащихся
Продуктивная

АКТИВНЫЕ

Слайд 11

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ
К родоначальникам идей активизации относят Я. А. КоменскогоК родоначальникам

идей активизации относят Я. А. Коменского, Ж.-Ж. РуссоК родоначальникам идей активизации относят Я. А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. ПесталоцциК родоначальникам идей активизации относят Я. А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Г. ГегеляК родоначальникам идей активизации относят Я. А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Г. Гегеля, Ф. ФрёбеляК родоначальникам идей активизации относят Я. А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Г. Гегеля, Ф. Фрёбеля, А. ДистервегаК родоначальникам идей активизации относят Я. А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Г. Гегеля, Ф. Фрёбеля, А. Дистервега, Дж. ДьюиК родоначальникам идей активизации относят Я. А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Г. Гегеля, Ф. Фрёбеля, А. Дистервега, Дж. Дьюи, К. Д. Ушинского и других.
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ

Слайд 12АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
АМО – методы обучения, при которых деятельность ученика

носит продуктивный характер, творческий характер.


Селевко Г.К.

АМО – методы стимулирующие познавательную деятельность ученика и строящееся на диалогах решение проблем.
Демьяненко-Кононерский.

АМО – это способ практического осуществления процесса передачи знаний, умений, навыков по средствам деятельности самого ученика.

Активные методы обучения возникли раньше, чем пассивные.
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯАМО – методы обучения, при которых деятельность ученика носит продуктивный характер, творческий характер.

Слайд 13ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ
Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) –

означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо.
Ориентированы

на более широкое взаимодействие учеников друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения при изучении нового материала.
Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока.

ДЕ
Учащихся
Творческая

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы,

Слайд 15
1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
2) методы

стимулирования и мотивации учебной деятельности;
3) методы контроля и самоконтроля

за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Классификация методов обучения
(по Юрию Константиновичу Бабанскому)

1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; 2) методы стимулирования и мотивации учебной деятельности; 3) методы

Слайд 161 ГРУППА МЕТОДОВ
методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности





1 ГРУППА МЕТОДОВметоды организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

Слайд 17ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
Словесные, наглядные и практические методы.
Словесные методы - если

ученики получают основную учебную информацию в процессе словесных рассуждений и

доказательств учителя или текстов учебных книг (беседа, рассказ, описание, разъяснение и др.).
Словесные методы преподавания вызывают соответствующие словесные формы усвоение материала.
Словесные методы используются преимущественно при изучении нового материала и дают хороший эффект в обучении, если сочетаются с другими формами овладения знаниями.
Наглядные методы – формы усвоения учебного материала, которые находятся в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядных пособий и технических средств.
Наглядные пособия помогают систематизации и обобщению знаний, а также активизации мыслительной деятельности учащихся.
Практические методы – формы овладения учебным материалом на основе упражнений, самостоятельных заданий, практических и лабораторных работ.

ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯСловесные, наглядные и практические методы.Словесные методы - если ученики получают основную учебную информацию в процессе

Слайд 18СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
К словесным методам обучения относятся рассказ, лекция, беседа

и др. В процессе их разъяснения преподаватель посредством слова излагает,

объясняет учебный материал, а обучаемые посредством слушания, запоминания и осмысливания активно его воспринимают и усваивают.


Вербальные методы


Аудиальный
канал



5-10%
усвоения
учебного
материала


«Скажи мне и я забуду»

СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯК словесным методам обучения относятся рассказ, лекция, беседа и др. В процессе их разъяснения преподаватель

Слайд 19РАССКАЗ-ВСТУПЛЕНИЕ
Этот метод предполагает устное повествовательное изложение учебного материала, не прерываемое

вопросами к обучаемым

характеризуется относительной краткостью, яркостью, эмоциональностью изложения, позволяющий

вызвать интерес к новой теме, возбудить потребность в ее активном усвоении. Во время такого рассказа в доступной форме сообщаются задачи деятельности учеников.

РАССКАЗ

РАССКАЗ-ИЗЛОЖЕНИЕ

РАССКАЗ-ЗАКЛЮЧЕНИЕ

раскрывает содержание новой темы, осуществляет изложение по определенному логически развивающему плану, в четкой последовательности, с вычленением главного, существенного, с применением иллюстраций и убедительных примеров..

проводится в конце занятия. Преподаватель в нем резюмирует главные мысли, делает выводы и обобщения, дает задания для дальнейшей самостоятельной работы по этой теме..




РАССКАЗ-ВСТУПЛЕНИЕЭтот метод предполагает устное повествовательное изложение учебного материала, не прерываемое вопросами к обучаемым характеризуется относительной краткостью, яркостью,

Слайд 20УЧЕБНАЯ ЛЕКЦИЯ
предполагает устное изложение учебного материала, отличающееся большой емкостью, чем

рассказ, большой сложностью логических построений, образов, доказательств и обобщений
Метод

беседы предполагает разговор преподавателя с учениками. Беседа организуется с помощью тщательно продуманной системы вопросов, постепенно подводящих учеников к усвоению системы фактов, нового понятия или закономерности.

БЕСЕДА



УЧЕБНАЯ ЛЕКЦИЯпредполагает устное изложение учебного материала, отличающееся большой емкостью, чем рассказ, большой сложностью логических построений, образов, доказательств

Слайд 21АКТИВНЫЕ СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ: ДИСПУТ, ДИСКУССИЯ



Диспут – одно из активных средств

учебно-воспитательного воздействия на становление личности
старшеклассника, выработки у него активной

позиции, способности аргументированно и
последовательно отстаивать свои взгляды и убеждения.
Диспут (от лат. disputare – рассуждать, спорить) – публичный СПОР на заданную тему.


Этапы организации диспута

1 этап – Выбор темы


2 этап – Формулирование вопросов для обсуждения



3 этап – Оформление диспута, определение его правил
 

4 этап -Подготовка учащихся и выбор ведущего (ведущих) диспута

АКТИВНЫЕ СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ: ДИСПУТ, ДИСКУССИЯДиспут – одно из активных средств учебно-воспитательного воздействия на становление личности старшеклассника, выработки

Слайд 22Репродуктивные, объяснительно – иллюстративные, проблемные, частично – поисковые и исследовательские

методы.

Репродуктивные методы – форма овладения учениками учебным материалом преимущественно

основывается на воспроизводящей функции памяти. Эти методы обычно используются при закреплении, повторении, обобщении, систематизации, конкретизации ранее изученного материала.

Объяснительно – иллюстративные методы – находят применения в различных формах изучения нового содержания (объяснение, рассказ, беседа, описание, доказательства и т.д.).


Частично-поисковые методы – форма овладения учебным материалом, которая включает постановку отдельных проблемных вопросов, высказывание учениками своих предложений, самостоятельность рассуждений, расчленение общей задачи на ряд частных, эвристическую беседу и т.д.

Исследовательские методы – учащиеся под руководством учителя выполняют отдельные исследовательские задания и работы. Можно дать задания для самостоятельных наблюдений, их записей и анализа результатов.

Репродуктивные, объяснительно – иллюстративные, проблемные, частично – поисковые и исследовательские методы. Репродуктивные методы – форма овладения учениками

Слайд 232 ГРУППА МЕТОДОВ
методы стимулирования и мотивации учебной деятельности



2 ГРУППА МЕТОДОВметоды стимулирования и мотивации учебной деятельности

Слайд 243 ГРУППА МЕТОДОВ
методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности




3 ГРУППА МЕТОДОВметоды контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности

Слайд 252. ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ

2. ПРИЕМЫ     ОБУЧЕНИЯ

Слайд 26 ПОНЯТИЕ ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ
Прием обучения – это составная часть или отдельная

сторона метода, т.е. частное понятие по отношению к общему понятию

«метод».

Приемы – это отдельные операции, умственные или практические действия учителя или учащихся, которые дополняют форму усвоения материала, предлагаемую данным методом.

Одни и те же приемы могут быть включены в различные методы обучения.
ПОНЯТИЕ ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯПрием обучения – это составная часть или отдельная сторона метода, т.е.

Слайд 27


Методические приемы — это действия, направленные на решение конкретной задачи.


Это способы работы, которые выполняются для достижения конкретных результатов и

которые можно выразить в виде перечня действий.

Приемы работы (учения) учащихся зависят от приемов деятель­ности учителя.





Методические приемы — это действия, направленные на решение конкретной задачи. Это способы работы, которые выполняются для достижения

Слайд 28ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПОДРАЗДЕЛЯЮТСЯ НА:
Приемы формирования и активизации отдельных операций мышления,

внимания, памяти, восприятия, воображения;
Приемы, способствующие созданию проблемных, поисковых ситуаций в

мыслительной деятельности школьников.
Приемы, активизирующие переживания, чувства учащихся, связанные с изучением учебного материала;
Приемы контроля, самоконтроля, самообучения школьников;
Приемы управления в учебном процессе коллективными и личными взаимоотношениями учащихся.

ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПОДРАЗДЕЛЯЮТСЯ НА: Приемы формирования и активизации отдельных операций мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения;Приемы, способствующие созданию

Слайд 293. ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

3. ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Слайд 30Форма обучения

Внешнее выражение согласованной деятельности учителя и ученика
В основе: особенности

коммуникативного взаимодействия между учителем и учеником...


Индивидуальные
Групповые
Коллективные


Форма обученияВнешнее выражение согласованной деятельности учителя и ученикаВ основе: особенности коммуникативного взаимодействия между учителем и учеником...ИндивидуальныеГрупповыеКоллективные

Слайд 31ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНОГО УРОКА
Индивидуальная –
когда содержание учебного материала вполне

доступно для самостоятельного изучения, познавательная задача решается индивидуальными усилиями каждого

ученика без непосредственного общения с другими учащимися.
Положительные стороны:
1) хорошо учитывает особенности каждого ученика; 2) осуществляется подбор дифференцированных заданий; 3) учит индивидуальному труду, воспитывает самостоятельность, ответственность, упорство;
4) служит подготовкой для занятий самообразованием; 5) способствует более прочному усвоению зун и способов деятельности.
Отрицательные стороны: 1) большие расходы времени; 2) не способствует развитию коллективизма.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНОГО УРОКА Индивидуальная – когда содержание учебного материала вполне доступно для самостоятельного изучения, познавательная задача

Слайд 32Фронтальная –
предполагает выполнение общих заданий всем классом для достижения

общей познавательной задачи.
Положительные стороны:

1) учитель непосредственно общается со всем классом и воздействует на всех; 2) каждый ученик стремится усвоить передаваемую учителем информацию; 3) общая цель достигается за счет индивидуальных усилий каждого.
Отрицательные стороны: 1) работают наиболее подготовленные учащиеся; 2) нет обратной информации о деятельности каждого ученика; 3) не учитывает индивидуальные особенности учащегося; 4) не способствует мотивации учения.
Фронтальная – предполагает выполнение общих заданий всем классом для достижения общей познавательной задачи.Положительные стороны:

Слайд 33Групповая –
организация таких уроков, на которых единая познавательная задача

ставится перед определенной группой учащихся (2-6 чел.).

Положительные стороны: 1) тщательная подготовка учителя, умение уделить внимание каждой группе;
2) ученик ставится в положение учителя; 3) возможность оказания реальной помощи друг другу; 4) формирует взаимную ответственность, внимательность.
Отрицательные стороны:
1) большие затраты времени учителя.
Групповая – организация таких уроков, на которых единая познавательная задача ставится перед определенной группой учащихся (2-6 чел.).

Слайд 34 Коллективная – каждый обучает всех,

а все – каждого.


Положительные стороны: 1) наличие у всех учащихся общей цели;
2) имеет место разделение труда, функций и обязанностей; 3) развивается сотрудничество и товарищеская взаимопомощь; 4) самоконтроль; 5) работа каждого приобретает общественную значимость; 6) равенство объективных условий для каждого; 7) руководит учитель; 8) широко используется работа в статических и динамических парах; 9) развиваются демократические принципы.
Отрицательные стороны:
большие затраты времени учителя.
Коллективная – каждый обучает всех, а все – каждого.

Слайд 35Спасибо
за
внимание

Спасибо за внимание

Слайд 36ЛИТЕРАТУРА
Ю. Г. Фокин "Преподавание и воспитание в высшей школе. Методология,

цели и содержание, творчество";
Д. И. Латышина "История педагогики";
А.

А. Радугин "Педагогика"
Д. Джонсон, Р. Джонсон, Э. Джонсон-Холубек "Методы обучения. Обучение в сотрудничестве";
Джон Дьюи "Демократия и образование".

ЛИТЕРАТУРАЮ. Г. Фокин

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика