Слайд 1ОСНОВЫ
РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ
и СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
« Дискуссии вокруг вопроса о
преподавании в школах
дисциплин, которые
направлены на духовно-нравственное просвещение подрастающего поколения идут в нашем обществе давно и, безусловно, не только требуют самого пристального внимания, но и уже окончательного реагирования на эти дискуссии со стороны государства».
«Я принял решение поддержать идею преподавания в школах России основ религиозной культуры и светской этики».
Д.А.Медведев
«Прошу обеспечить решение организационных и финансовых вопросов, касающихся введения (в 2010 г. в 19 субъектах Российской Федерации, а с 2012 года - во всех субъектах Российской Федерации) в общеобразовательных учреждениях новых предметов: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики – для изучения учащимися по их выбору или по выбору их родителей (законных представителей)».
Слайд 4 Современный национальный
воспитательный идеал:
Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества
как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации
Слайд 5Базовые национальные ценности:
патриотизм;
социальная солидарность;
гражданственность;
семья;
труд и творчество;
наука ;
традиционные российские религии;
искусство
и литература;
природа;
человечество
Слайд 6Цель комплексного учебного курса ОРКСЭ:
духовно-нравственное воспитание учащихся;
формирование поликультурной компетентности:
-знание и принятие человеком
культурного и религиозного разнообразия мира;
-доброжелательное отношение
к носителям той или иной культуры.
Слайд 7Основы и задачи курса:
формирование ценностно-смысловых и мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное
восприятие отечественной истории и культуры;
развитие способностей общения в поликультурной среде.
Слайд 8Культурологический принцип:
Курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников
4-х классов представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу
религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Слайд 9Основы культурологического подхода:
направленность на формирование культурологической компетентности учащихся;
отсутствие позиции религиозного
образования (катехизации);
отсутствие доминирующих позиций какой-либо традиции перед другими;
воспитательный характер;
минимизация конфликтных
факторов.
Слайд 10Курс состоит из 6 модулей:
Основы православной культуры.
Основы исламской культуры.
Основы буддийской
культуры.
Основы иудейской культуры.
Основы мировых религиозных культур.
Основы светской этики.
Слайд 11Методические основы:
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в
жизни человека и общества. Россия - наша Родина.
Блок 2.
– содержание выбранного модуля.
Блок 3. Духовные традиции многонационального народа России. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Слайд 12Модуль 1.
Основы православной культуры:
Курс знакомит с основами православной культуры,
раскрывает её значение в формировании российского государства и общества, а
также ее роль в формировании личности человека, его отношения к миру и людям, поведения в повседневной жизни.
Слайд 13Модуль 2.
Основы исламской культуры:
Курс знакомит школьников с основами духовно-нравственной
культуры ислама. Учащиеся узнают о жизни пророка Мухаммада, об истории
появления, основах ислама и исламской этики, об обязанностях мусульман. Обращаясь к Корану и Сунне, авторы учебника подчёркивают значение этих книг как источников нравственности. Особое место в пособии уделено жизни мусульман в современной России.
Слайд 14Модуль 3.
Основы буддийской культуры:
Курс в доступной для учащихся 4-х классов
форме знакомит с основами буддийской культуры: её основателем, буддийским учением,
нравственными ценностями, священными книгами, ритуалами, святынями, праздниками, искусством.
Слайд 15Модуль 4.
Основы иудейской культуры:
Курс знакомит с основами иудейской культуры
и раскрывает её значение в формировании личности иудея и его
поведении в повседневной жизни, а также её влияние на историю еврейского народа и мировые религии - христианство и ислам, показывает жизнь евреев в России.
Слайд 16
Модуль 5.
Основы мировых религиозных культур:
Курс знакомит с вопросами возникновения и
истории важнейших религий мира, с их взаимоотношением с культурой и
этикой, воздействием на искусство, ролью в жизни людей.
Слайд 17Модуль 6.
Основы светской этики:
Этика - греч. ethika - от ethos
- обычай, нрав, характер), философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность.
Термин
впервые употребляется Аристотелем.
Центральной для этики продолжает оставаться проблема добра и зла.
Этикет - термин «этикет» (от французско гоetiquette)
означает форму, манеру поведения, правила учтивости и вежливости, принятые в том или ином обществе.
Этикет — это сочетание формальных правил
поведения в заранее определенных ситуациях .
Слайд 18
В результате освоения данного курса школьниками должны быть усвоены следующие
смыслы:
каждая культура имеет собственный контекст и свою логику,
ни одна
культура не может быть лучше другой,
каждая культура обладает значимым для развития человечества ценностным содержанием.
Слайд 19Выбор за вами, дорогие родители!
Удачи!