Слайд 1Самосовершенствование личности ребенка в учебно-воспитательном процессе
Учитель географии и биологии
ГУ ЛУУВК СШГ 52 г. ЛУГАНСК Маслова О,А,
Слайд 2Русским физиологом А.А.Ухтомским была впервые выдвинута гипотеза об роли внутреннего
психологического мира в отражательной деятельности организма. , деятельность мозга опирается
не на детерминистский, а на принцип свободы выбора и свободы воли в принятии требующегося решения.
Слайд 3Самовоспитание есть неотъемлемая и важнейшая часть процесса саморазвития
Слайд 4Взаимодействие воспитателя с ребенком, его педагогическая организация,
внешняя часть педагогического
процесса представляют собой собственно воспитательное воздействие
Слайд 5внутренняя часть процесса — это уже психическая деятельность ребенка как
субъекта саморазвития, самовоспитания; она осуществляется на внутри личностном уровне и
представляет собой восприятие, определенную переработку и присвоение личностью внешних воздействий и превращение их в свои качества
Слайд 6Самовоспитание, самосовершенствование — это процесс осознанного, управляемого самой личностью развития
Слайд 7Потребности в самоутверждении происходят от первичных потребностей обеспечения конкурентного существования
среди других представителей животного мира. В человеческом обществе, особенно в
детском, потребности в самоутверждении выражаются в стремлении иметь в чем-то преимущество перед окружающими (быть сильнее, результативнее, умнее, удачливее и т.п.).
Слайд 8. Критерием красоты и гармонии является оценка окружающих, поэтому главной
стороной потребностей в самовыражении выступает стремление нравиться другим, получать их
высокую оценку.
Слайд 9Стремление к самозащите выражается также
в саморегуляции своего состояния и
поведения
Слайд 10Потребности в самореализации. Осознание своих способностей к какой-либо деятельности вызывает
потребности реализовать свой личностный потенциал (запас жизненной энергии), почувствовать себя
творцом, хозяином своей жизни, ее обстоятельств.
В процессе такой реализации себя происходит выявление новых способностей, испытание себя на пределе возможностей.
Слайд 11Желание человека самоосуществиться, стать тем, кем он может быть, заниматься
тем, для чего он предназначен. В случае неудовлетворения этой потребности
его сопровождают неудовлетворенность и беспокойство
Слайд 12Таким образом, все высшие духовные потребности человека: в познании, в
самоутверждении, в самовыражении, в безопасности, в самоопределении, в самоактуализации -
являются стремлениями к саморазвитию, направленными на созидание, улучшение личностью самой себя (самосовершенствование).
Слайд 13Использование потребностей саморазвития для мотивации учебно-воспитательного процесса – важнейшая задача
технологии самовоспитания школьника.
Слайд 14С учетом возрастных потребностей и возможностей курс самосовершенствования представляет следующую
структуру по классам:
I - IV классы - Начало этики (саморегуляция
поведения);
V кл. - Познай себя (психология личности);
VI кл. - Сделай себя сам (самовоспитание);
VII кл. - Научи себя учиться (самообразование);
VIII кл. - Утверждай себя (самоутверждение);
IX кл. - Найди себя (самоопределение);
X кл. - Управляй собой (саморегуляция);
XI кл. - Реализуй себя (самоактуализация).
Слайд 15Задача
помочь личности осуществить самовоспитание: осознать происходящие в его психике процессы,
научить ребенка осознанно управлять ими, вызывать их мотивацию, ставить цели
своего совершенствования.
Слайд 16Для того, чтобы процессы самосовершенствования стали доминантными
в психическом развитии,
необходима
организация трех групп условий:
Слайд 17Осознание личностью целей, задач и возможностей своего развития и саморазвития.
Участие
личности в самостоятельной и творческой деятельности, определенный опыт успеха и
тренинг достижений.
Адекватные стиль и методы внешних воздействий: условий обучения и воспитания и уклада жизнедеятельности.