Слайд 1Презентация к курсу:
«Исследование операций»
Тема:
«Транспортная задача»
Выполнила:
студентка 5 курса,
факультета Математики,
Информатики, Физики
Группы И - 51
Ченцова Е.А.
Научный руководитель:
Астахова Н.А. к.
п. н. , доцент
Слайд 2Формулировка
транспортной задачи
Транспортная задача в общем виде состоит в определении
оптимального плана перевозок некоторого однородного груза
из m пунктов отправления А1
А2,,..., Аm
в n пунктов назначения B1 ,B2 ,…, Bn
В качестве критерия оптимальности можно взять минимальную стоимость перевозок всего груза, либо минимальное время его доставки.
Слайд 3
Неизвестными транспортной задачи являются объёмы
перевозок от каждого i-го поставщика каждому j–му потребителю.
В транспортных задачах под поставщиками и потребителями понимаются различные промышленные и сельскохозяйственные предприятия, заводы, фабрики, склады, магазины и т.д. Под стоимостью перевозок понимают тарифы, расстояния, время, расход топлива и т.п.
Слайд 4 Рассмотрим задачу с первым критерием (минимальная стоимость перевозок всего
груза), обозначив:
Cij - тарифы перевозок единицы груза из i-гo пункта
отправления в j-й пункт назначения
ai - запасы груза в пункте Аi
bj - потребности в грузе пункта Bj
xij - количество единиц груза, перевозимого из i-гo пункта в j-й пункт.
Слайд 5Исходные данные транспортной задачи записываются в виде таблицы
спрос
Слайд 7Система ограничений состоит из двух групп уравнений
Первая группа
из m уравнений описывает тот факт, что запасы всех поставщиков
вывозятся полностью:
i = 1, 2, …, m.
Слайд 8 Вторая группа из n уравнений выражает требование полностью
удовлетворить запросы всех n потребителей:
j = 1, 2,…, n
Кроме этого,
переменные задачи должны быть неотрицательны:
i = 1, 2, …, m
j = 1, 2, …, n
Слайд 9Формулировка транспортной задачи такова:
Найти переменные задачи
удовлетворяющие системе ограничений ,
i
= 1, 2, …, m
j = 1, 2, …, n
а
также условию неотрицательности переменных
и обеспечивающие минимум целевой функции
Слайд 10 Пример: Данные задачи представлены в следующей таблице.
Составить математическую модель задачи.
30
Слайд 11Решение: Пусть xij - объемы перевозок груза от i-го поставщика
– j-му потребителю. В таблице представлены затраты на перевозку единицы
груза от поставщика – потребителю.
Целевая функция имеет вид :
Слайд 12при ограничениях
1)
(Условие
, i = 1, 2, …,
m)
2)
(Условие
j = 1, 2, …, n)
Слайд 13Опорный и оптимальный план транспортной задачи
Всякое неотрицательное решение систем
ограничений определяемое матрицей X = (xij ), называют опорным планом
ТЗ, а план при котором функция Z принимает минимальное значение - называется оптимальным планом ТЗ.
Слайд 14Необходимое и достаточное условие разрешимости транспортной задачи
Если общее количество
груза в пунктах отправления и общая потребность в нем в
пунктах назначения совпадают, т.е.
Модель такой задачи называется закрытой,
в противном случае открытой.
Слайд 15Искусственные потребители и поставщики
Если спрос меньше предложения, то необходимо вводить
искусственного потребителя Bn+1
Если спрос больше предложения, то необходимо вводить
искусственного поставщика Am+1
Слайд 16Используемая литература:
Борзунова Т.Л., Барыкин М.П. , Данилов Е.А. Соловьева О.Ю.
- Математическое моделирование: учебное пособие/ВолгГТУ, - Волгоград, 2008.
Конюховский П.В. Математические
методы исследования операций в экономике – СПб: Питер, 2000.