Слайд 1Урок литературы «Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Няне»
Выполнила работу учитель
русского языка и литературы
МОУ – Гимназии № 2
города Клина Московской области
Шимарова Валентина Анатольевна
Слайд 2Цель урока:
познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина;
стихотворением, посвященным няне поэта;
формировать
умения и навыки работы с поэтическим текстом;
- развивать навыки
выразительного чтения, словесного рисования, умения выделять в тексте произведения изобразительно-выразительные средства и определять их роль в художественной структуре стихотворения;
- обучать приемам целостного анализа текста лирического произведения;
- развивать аналитические и креативные способности, потребность в коммуникативной деятельности на эстетической основе;
Слайд 3 Поэтическая разминка.
Синквейн
1 ряд – няня
2 ряд
– подруга
3 ряд - голубка
Слайд 4Александр Сергеевич Пушкин
новая встреча
Слайд 5Встречи с творчеством А.С.Пушкина –
это
«чудное мгновение»,
которое длится всю жизнь.
Слайд 9 В гостях у няни
Домик няни Пушкина.
Здесь жила
любимая няня Сашеньки Пушкина
Слайд 10Памятники А.С.Пушкину и его няне Арине Родионовне
Слайд 12 Стихотворение «Няне»
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши
лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь,
будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь;
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе. . . . . . .
1826
Слайд 13Анализ стихотворения
Мастерица ведь была
И откуда что брала!
А куды разумны шутки,
Приговорки,
прибаутки,
Небылицы, былины
Православной старины..
Слайд 14.
Светлица
– в старину: светлая
парадная комната
в доме.
Горюешь, будто на часах
Вороты
– устар.
ворота.
Всечасно
– постоянно
Слайд 15 Образ няни
«Давно, давно
ты ждёшь меня…»
Слайд 16Попробуйте выразить настроение этого стихотворения с помощью красок- цветов.
Какими красками
вы бы передали настроение стихотворения?
Каким настроением пронизано это стихотворение?
Как вы
думаете, какие чувства владели поэтом, когда он писал это стихотворение?
Слайд 17 Настроение стихотворения
-Настроение стихотворения можно предать мрачными, темными
красками. Только настроение последней, незаконченной, строки, в которой звучит надежда
- более светлыми цветами.
- Настроение стихотворения грустное, печальное, тоскливое.
- В произведении передано чувство вины перед няней за долгое отсутствие, страдание от разлуки, выражены нежность, забота, признательность за дружеское участие в дни ссылки, проведенные вместе.
Слайд 18 Лирический герой стихотворения
Лирический герой – личность, чьи
мысли и чувства выражены в стихотворении. Лирический герой близок автору,
но нельзя отождествлять эти понятия.
Слайд 19Проиллюстрировать стихотворение или создать слайды
Одна в глуши лесов
сосновых
Давно, давно ты ждешь меня. –
строки рисуют забытый домик в глуши сосновых лесов
Ты под окном своей светлицы
Горюешь будто на часах,
И медлят поминутно спицы в твоих наморщенных руках. – представляется няня, сидящая у окна и поминутно вглядывающаяся вдаль.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.- кажется, няня подошла к воротам и напряженно смотрит вдаль.
То чудится тебе…-возможно, няне видится ее воспитанник, ее любимец, спешащий к ней.
Слайд 20 Средства передачи чувств
лирического героя
и няни
Слайд 21Фонетический уровень(ритм, звукопись, размер)
Музыкальный, почти песенный ритм
Четырехстопный ямб
Можно услышать звук
спиц, шаги старой няни
Аллитерация на звуки- ш, ж, щ
п, т,
ч – создают мрачное,
печальное настроение
последние строки –ассонанс на звуки
о, у- передают длительность ожидания, создают настроение грусти
Слайд 22 Лексический уровень
(значения слов,
определяющих эмоциональный настрой стихотворения)
Перифраза подруга дней моих суровых
Подчеркивает дружеские отношения
с няней в трудные для него времена - в период ссылки. Для лирического героя няня – друг, который всегда рядом - и в радости, и в горе.
Во второй перифразе соединяется сердечное, народное слово голубка и эпитет дряхлая, несущий оттенок дружеской шутки, местоимение моя усиливает ласковый тон.
В этих обращениях - любовь к няне, нежность и забота.
Эпитеты дряхлая, наморщенных руках рисуют облик няни
Повтор давно, давно
Глушь лесов,
эпитеты Забытые ворота
Черный отдаленный путь
передают тяжесть одиночества няни.
Черный отдаленный путь
- символ разлуки
Чувства няни названы прямо : горюешь
Тоска, предчувствия , заботы
и метафорически: теснят твою всечасно грудь,
Медлят поминутно спицы в твоих наморщенных руках.
Сравнение горюешь, будто на часах- передает постоянство ее томительного ожидания
Слайд 23Грамматический уровень
(части речи, грамматические формы)
Существительные- 16
Глаголы -6
( все глаголы настоящего
времени, несовершенного вида – передают томительность долгого, кажется, нескончаемого ожидания)
прилагательные-
3
причастия- 3
местоимения-8 (из них 4- личных)- Это придает звучанию строк лирический, глубоко личный характер.
Слайд 24 Синтаксический уровень
(структура
предложений, их количество)
В стихотворении 5 предложений.
1 –восклицательное, содержит обращение;
2- простое,
повествовательное,
невосклицательное;
3,4- сложные, длинные, грамматические границы предложений и деление на строки не совпадают
(Это передает взволнованность речи лирического героя);
5 - предложение не закончено.
( Оно побуждает читателя к раздумьям, размышлениям).
Слайд 28Домашнее задание
Подготовиться к письменной работе – «Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Няне»
по предложенному плану