Слайд 1Предметный мир.
Декоративно-прикладное искусство.
Автор: Кимайкина И.Н.,
преподаватель
высшей
категории
Многопрофильный лицей №1
Магнитогорск
Слайд 2 Облик и устройство вещей в ходе истории
постепенно менялись, хотя ремесленники, изготовители этих вещей, всегда были подвластны
традициям. Мастерство переходило из поколения в поколение, от отца к сыну, от сына к внуку. Тем не менее одни и те же типы вещей со временем приобретали совсем иной вид, иное строение. Поэтому получилось так, что большинство окружающих нас вещей имеет свою очень давнюю историю.
Слайд 3Предметный мир как жизненное пространство личности
В человеческой
культуре исторически складывалась система отношений к вещам, к предметному миру.
Эти отношения строятся внутри известной модели: человек — вещь — человек. Модель показывает, во-первых, связь человека с вещью; во-вторых, зависимость оценки человека человеком от принадлежащих ему вещей. Место отдельного человека среди других людей реально определяется не только его качествами, но и обслуживающими его вещами. Нельзя забывать, что мир вещей — среда обитания человека. Созданный человеком рукотворный мир прежде всего должен служить человеку.
Слайд 4Предметный мир как жизненное пространство личности
Важное место в
ряду особо значимых рукотворных предметов занимает в сознании и чувствах
человека Дом. Дом — это всегда строение для проживания семейства. Внутреннее убранство дома презентуется прежде всего мебелью.
Предметы, обстановка — совокупность предметов разного функционального назначения, которыми обставляются жилые или иные помещения.
Слайд 5Предметный мир как жизненное пространство личности
Люди и
вещи тесно связаны между собой. В сложившейся истории дома вещи
согласованы с людьми, обретают определенные значения и смыслы, эффективную ценность. Так, столовый гарнитур берет на себя (ему придается) нагрузку праздничных встреч и условностей этикета. Вещи в доме обозначают своим присутствием членов семьи. Вещи создают символическое пространство жилища, внутреннего убранства дома.
Слайд 6Предметный мир как жизненное пространство личности
С вещами человек
связывает ассоциации прожитых и переживаемых эмоций — своих поступков, чувств,
мгновений наслаждения и покоя. Дом постепенно наполняется историей наших чувств, напоминает нам о прожитом, держит в настоящем, побуждает к заботе о будущем. Дом держит ауру семьи, которую следует бережно охранять и взращивать.
Слайд 7Декоративно-прикладное искусство
Декоративно-прикладное искусство является едва ли не
одним из самых древних. Его название происходит от лат. decoro
- украшаю, а в определении "прикладное" содержится мысль о том, что оно обслуживает практические нужды человека, одновременно удовлетворяя его основные эстетические потребности. Сфера декоративно-прикладного искусства чрезвычайно широка: от эстетического оформления предметов повседневного пользования - посуды, различного рода инструментов, мебели, тканей, личного холодного и огнестрельного оружия - до художественной организации целых архитектурно-парковых комплексов.
Слайд 8Декоративно-прикладное искусство
Сюда же относится оформление интерьеров декоративными
росписями, декоративной скульптурой, барельефами, плафонами, вазами и т.п.
Слайд 9Декоративно-прикладное искусство
Ряд очень важных видов декоративно-прикладного искусства
связан со стремлением "украсить" самого человека, прежде всего женщину. Это
художественно выполненная одежда, ювелирные изделия, искусство макияжа и парикмахерское искусство.
Слайд 10Декоративно-прикладное искусство
К декоративно-прикладному искусству, использующему красоту естественных,
природных форм, относятся садово-парковое искусство, т.е. художественное оформление участков "дикой"
местности; японская икебана, т.е. искусство составления букетов и оформления живописных природных уголков; различные композиции из засушенных трав и цветов, т.е. искусство так называемого флоризма.
Слайд 11Декоративно-прикладное искусство
При обработке материалов (металл, дерево, керамика,
стекло, текстиль и др.) в декоративно-прикладном искусстве (ДПИ) используются различные
технологи и приёмы — литье, ковка, чеканка, гравировка, резьба, роспись, инкрустация, вышивка, набойка и т. д.
Слайд 12Декоративно-прикладное искусство
Возникнув в глубокой древности, ДПИ всегда
было одной из важнейших областей народного творчества. Его история связана
с художественным ремеслом, художественной промышленностью, с деятельностью профессиональных художников и народных мастеров.
Слайд 13Основные виды
декоративно-прикладного искусства
Батик (холодный батик, горячий батик)
Гобелен
Нитяная графика
Художественная резьба
(по камню, по дереву, по кости)
Керамика
Вышивка
Вязание
Кружевоплетение
Бисероплетение
Макраме
Ювелирное искусство
Художественная обработка кожи
Художественная ковка
Пирография
(выжигание по дереву, коже, ткани)
Работа со стеклом (витражи, фьюзинг)
И этот перечень далеко не полный.
Слайд 14Батик
(холодный батик, горячий батик)
Слайд 17Художественная резьба
(по камню, по дереву, по кости)
Слайд 27Пирография
(выжигание по дереву, коже, ткани)
Слайд 28Работа со стеклом
(витражи, фьюзинг)
Слайд 29Национальные корни
декоративно-прикладного искусства
Декоративно-прикладное искусство является почвой и
основой любой национальной культуры, от него тянутся нити ко всем
видам художественной деятельности людей.
Прялки и вальки, лукошки и туеса, подпоры и кокошники, пряничные и набивные доски, дуги и квасники и другие народные промыслы - все это уже ушло из жизни и стало достоянием музеев.
Слайд 30Национальные корни
декоративно-прикладного искусства
Но зато все чаще
сегодня мы говорим о вологодском кружеве, хохломской росписи, дымковской игрушке,
лаковой миниатюре Палеха - о художественных промыслах наших дней, наследниках декоративно-прикладного искусства прошлого.
Слайд 31Национальные корни
декоративно-прикладного искусства
Декоративно-прикладное искусство - сложное
и многогранное явление культуры. Понятие это очень широкое и глубокое.
Широкое потому, что охватывает многие виды народного промысла - зодчество, музыку, танцы, фольклор, бытовое искусство. Глубокое потому, что живет вместе с народом, уходя корнями в седую древность и развиваясь в наши дни.
Слайд 32Национальные корни
декоративно-прикладного искусства
Уже в формах каменных
орудий первобытного человека, в простейших геометрических фигурах орнамента на древнейшей
керамике проявляются начатки творчества, которое сопровождало жизнь народа на протяжении всей его истории.
Шло время, сменялись исторические эпохи и многие поколения людей, но всегда существовала в народе потребность украшать свой быт, делать радостным труд, дополнять свою нелегкую жизнь красотой.
Слайд 33Национальные корни
декоративно-прикладного искусства
Наиболее искусно украшались вещи
не повседневного пользования, а праздничные, предназначенные для определенных, подчас сложных
ритуалов и народных обрядов. С давних пор и до наших дней существует народная традиция особым образом отмечать все самые значительные события в жизни. В семье это были рождение, свадьба, похороны; в труде и хозяйстве - сев, косьба, жатва - праздники сельскохозяйственного календаря, связанные с выращиванием хлеба, сбором урожая.
Они сопровождались обрядами и большими народными гуляньями, в которых наряду с музыкой, песнями, танцами немалая роль отводилась предметам бытового назначения.
Слайд 34Национальные корни
декоративно-прикладного искусства
На свадьбе, например, на
столах стояли огромные долбленые расписные ковши в виде плывущей птицы
или ладьи, в них гостям подавали пиво, брагу, квас. Красный угол избы украшали полотенца с длинными вышитыми или ткаными концами. Самый нарядный костюм женщина из народа надевала один раз в жизни - на свадьбу, а хранила и берегла весь свой век, иногда завещая дочери и внучке.
Слайд 35Национальные корни
декоративно-прикладного искусства
Из поколения в поколение
отбирались и совершенствовались удачи и находки одних, выдумки и новшества
других. Время отбрасывало все случайное, несовершенное, шлифуя и сохраняя только ценное и высокохудожественное. Так поиски и достижения отдельных мастеров соединялись в коллективной сокровищнице народного творчества, непрерывно пополняемой многими династиями ремесленников.
Слайд 36Национальные корни
декоративно-прикладного искусства
Другой круг вещей производился
в организованных центрах художественного ремесла, возникавших вблизи природных источников сырья:
гончарные промыслы у залежей глины; изделия из металла в местах разработок различных руд; резьбой по кости занимались на севере, где добывали "рыбий зуб" - моржовый клык, издавна служивший основным материалом русским косторезам.
Произведения художественных промыслов шли на продажу и славились не только в России, но и за рубежом.