Слайд 1Презентация к уроку
Возникновение физической культуры. Страницы истории.
Слайд 2Физическая культура — это часть общей культуры человечества, которая представляет
собой творческую деятельность по освоению прошлых и созданию новых ценностей
преимущественно в сфере развития, оздоровления и воспитания людей.
Слайд 3«Человек стал человеком не только в ходе развития орудий труда,
но и в ходе постоянного совершенствования самого, человеческого тела. Организма
человека как главной производительной силы». В этом развитии охота, как форма работы, сыграла решающую роль. Именно в этот период человек оценил преимущества новых навыков, жизненно необходимых движений, качеств силы, выносливости, быстроты.
Слайд 5Из трудовых движений, жизненно необходимых действий физическая культура выделилась в
почти самостоятельный вид человеческой деятельности в период от 40 до
25 тысячелетий до н.э. Появление метательного оружия, а в дальнейшем и лука, способствовало необходимости подготавливать добытчиков пищи, воинов, развивать и совершенствовать уже тогда, в каменном веке, появившимися системами физического воспитания, двигательные качества как залог успешной охоты, защиты от врага и т.д.
Слайд 6Физическая культура первобытного периода, развивая стойкость, твердую волю, физическую подготовку
каждого члена племени, воспитывала у соплеменников чувство общности в защите
своих интересов.
Слайд 7Наибольшего развития физическое воспитание достигло в Древней Греции
В Спарте до
семилетнего возраста большое внимание в семье уделяли закаливанию ребёнка. Юные
граждане7-20 лет находились в специальных школах. Там они занимались маршировкой, бегом прыжками, метанием копья и т. п.
Спартанское воспитание – это
холодная вода
жёсткая постель, скудное питание (неприхотливость в жизни)
беспрекословное подчинение (жёсткая дисциплина)
физическая выносливость
краткая речь (лаконичная)
Слайд 8Особый интерес представляет физическая культура Древней Греции,
Примером, характеризующим уровень
развития физической культуры в этих государствах, являлись организация и проведение
Олимпийских игр.
Слайд 9Первые исторические записи о древних Олимпийских играх относятся к 776г.
До н.э.
Они проводились один раз в четыре года.
На время Олимпийских
игр на всей территории Греции прекращались войны. К участию в этих состязаниях не допускались рабы, иностранцы и женщины.
Сильнейшие греческие атлеты состязались в беге, прыжках, метании копья, диска, борьбе, кулачном бою, гонках на колесницах.
На играх запрещалось применять нечестные приемы в борьбе, наносить увечья, нарушать правила.
Слайд 10Дистанция для бега равнялась 600 ступням, что составляло 1 стадий,
-192м.27см. Отсюда появилось слово «стадион».
В каждом виде программы определялись победители.
Высшую награду получал
« олимпионик ». Ему вручали оливковую ветвь или лавровый венок.
Проводили и судили игры « элланодики ».
Олимпийские игры проводились на протяжении 1100лет. В 394 г. Римский император Феодосий первый запретил их проведение по религиозным соображениям.
Слайд 11Инициатива возрождения Игр и олимпийского движения принадлежала французу Пьеру де
Кубертену.
Первые Игры современности состоялись в 1896г.на их родине - в
Греции.
Слайд 12Олимпийское движение имеет свою эмблему, девиз, символы и награды.
Олимпийская эмблема
– пять переплетенных колец, обозначающих пять континентов.
Олимпийский девиз – «Быстрее!
Выше! Сильнее!»
Перед началом Игр участники и судьи произносят олимпийскую клятву.
Слайд 13Известные всему миру великие люди древности были и великими спортсменами:
философ Платон — кулачный боец, математик и философ Пифагор —
олимпийский чемпион, Гиппократ — пловец, борец.
Мифические герои, обладающие сверхъестественными физическими и духовными способностями, были у всех народов: Геракл и Ахиллес — у греков, Гильгамеш — у вавилонян, Самсон — у иудеев, Илья Муромец, Добрыня Никитич — у славян. Люди, возвеличивая их подвиги, победы в состязаниях, борьбе со злом и силами природы, стремились сами быть здоровыми, сильными, умелыми и трудолюбивыми, что, естественно, отражалось и на особенностях воспитания, физического воспитания, культуры физической.
Слайд 14Военно-физическое воспитание характерно для средних веков. Воин-рыцарь должен был овладеть
семью рыцарскими доблестями: верховой ездой, фехтованием, стрельбой из лука, плаванием,
охотой, игрой в шахматы и умением слагать стихи.
Слайд 15Различные формы физических упражнений были издавна известны русскому народу. Игры,
плавание, ходьба на лыжах, борьба, кулачный бой, верховая езда и
охота имели повсеместное распространение уже в Древней Руси. Широко применялись и различные игры: в лапту, городки, бабки, чехарду и многие другие.
Слайд 16Большой популярностью среди русских пользовался бег на лыжах, катание на
коньках и салазках и т.д. Одним из самобытных средств физического
воспитания была охота, служившая не только промысловым целям, но и для того, чтобы показать свою ловкость и, бесстрашие (например, охота на медведя с рогатиной).
Чрезвычайно своеобразно проводилось на Руси закаливание. Общеизвестен русский обычай сразу после пребывания в жаркой бане обливаться холодной водой или обтираться снегом. Ценные самобытные виды физических упражнений были распространены и среди других народов, вошедших в состав созданного позже многонационального русского государства.
Слайд 17Именно в эпоху реформ Петра I физические упражнения стали впервые
применяться в России в системе обучения солдат и офицеров. Одновременно
физические упражнения, главным образом фехтование и верховая езда, вводятся как учебная дисциплина в Московской школе математических и навигационных наук (1701 г.), в Морской академии и других учебных заведениях. При Петре I занятия физическими упражнениями вводятся также в гражданских гимназиях, организуются занятия гребным и парусным спортом молодежи. Эти меры явились первыми шагами государства по руководству делом физической культуры.
Слайд 18Во второй половине XIX в. среди молодежи начинает развиваться современный
спорт в форме спортивных кружков и клубов. Появляются первые гимнастические
и спортивные общества и клубы.
Слайд 19Вопросы
1. В какой древней стране особое внимание уделялось физической подготовке
. Где впервые прошли олимпийские игры?
2.Кто из древних философов стал
олимпийским чемпионом?
3.Назовите популярные формы физических упражнений Древней Руси?
4.В эпоху какого русского царя физические упражнения вводятся как учебная дисциплина?
5.В каком веке появились первые спортивные кружки и клубы?
Слайд 20Литература:
1. http://gendocs.ru/v19835/
2. Физическая культура 1-4классы; В.И. Лях;
М.: Просвещение, 2010