Разделы презентаций


ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ: Метод наглядного моделирования как средство развития

Содержание

1.Фамилия, имя,отчество: Беловол Наталья Михайловна2. Год и дата рождения: 23 июля 1975 года3.Образование:

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ: «Метод наглядного моделирования как средство развития речи

детей дошкольного возраста»

Подготовил:
учитель-логопед
Беловол Н. М.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Ясли-сад №381 г.Донецка»

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ:  «Метод наглядного моделирования как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Слайд 21.Фамилия, имя,отчество:

Беловол Наталья Михайловна
2. Год и дата рождения:

23 июля 1975 года
3.Образование: высшее,
Донецкий институт социального образования,1997 г.
Донбасский государственный педагогический университет, 2013 г.
4.Специальность по диплому: Методист – организатор дошкольного воспитания. Воспитатель.
Логопед школьных и дошкольных учреждений
5.Стаж педагогической работы: 24 года
6.Должность и полное название
учреждения: Учитель-логопед МДОУ «Ясли – сад № 381 г. Донецка»
Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики
7.Стаж работы на данной
должности: 3 года
8.Дата предыдущей аттестации: 21.03. 2016 г.
9.Квалификационная категория: 9 тарифный разряд
10.Педагогическое звание: не имеет
11.Форма и результаты
повышения квалификации
на протяжении последних 5-ти лет: очная форма обучения для учителей-логопедов системы образования при «Донецком республиканском институте дополнительного педагогического образования»; удостоверение от 06 октября 2018г. № 957 

12. На что претендует работник: соответствие занимаемой должности, установление II квалификационной категории


1.Фамилия, имя,отчество:         Беловол Наталья Михайловна2. Год и дата рождения:

Слайд 3
«Не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование

его характера, эмоций у личности в целом находится в непосредственной

зависимости от речи»

Л.С.Выгодский.

«Не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование его характера, эмоций у личности в целом

Слайд 4Пояснительная записка
Ежегодная «стартовая диагностика» детей показывает, что даже при среднем

уровне знаний, умений, навыков, у детей имеются определенные трудности в

развитии внимания, памяти и особенно – речи. Именно эти составляющие имеют особое значение при переходе к школьному обучению. Дошкольное образование – это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с дошкольниками – достигнуть высокого уровня развития интегративных качеств ребенка, заложить «прочный фундамент» знаний и умений и навыков, с которыми выпускники ДОУ переступят порог школы и которые помогут им в успешном усвоении школьной программы. Эта задача решается педагогами на протяжении всего дошкольного детства ребенка.
На современном этапе развития дошкольного образования идет активный поиск и внедрения в практическую работу с дошкольниками новых методов и приемов обучения, повышающих эффективность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Одним из таких средств является метод наглядного моделирования. Обучение моделированию целесообразно начинать в дошкольном возрасте, так как по данным Л.С. Выгодского, В.А.Сохина, О.С. Ушаковой дошкольный возраст - период наиболее интенсивного становления и развития личности.
Пояснительная записка		Ежегодная «стартовая диагностика» детей показывает, что даже при среднем уровне знаний, умений, навыков, у детей имеются

Слайд 5
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого

объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с

Слайд 6Актуальность использования
наглядного моделирования
при формировании высших психических функций у

детей дошкольного возраста состоит в том, что:

во-первых, высшие психические функции

формируются в процессе обучения и взаимодействия со взрослыми, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства детей дошкольного возраста характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, которые легко преодолеваются повышением интереса через использование наглядного моделирования;

во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует навык практического использования приемов работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики»;

в-третьих, применяя графическую аналогию, мы активизируем внимание и мышление детей, учим детей видеть главное, систематизировать, анализировать и синтезировать полученные знания.

Актуальность использования наглядного моделирования 	при формировании высших психических функций у детей дошкольного возраста состоит в том, что:во-первых,

Слайд 7 Новизна

Дошкольники начинают осваивать знаки, которые выражены рисунком.

Но главное для ребёнка - это вовсе не овладение внешними

формами замещения и моделирования, выступающими в виде условных обозначений, чертежей или схематических рисунков. Суть дела состоит в том, что овладение подобными внешними формами ведёт к способности употреблять заместители и модели «в уме», решать задачи «про себя», то есть во внутреннем плане, что свидетельствует об определенном уровне развития высших психических функций.
Иными словами, предлагая детям наглядные схемы, модели, мнемосхемы и т.д., педагог дает ребенку шаблон, используя который ребенок учится элементарному исследованию.
Новизна 		Дошкольники  начинают осваивать знаки, которые выражены рисунком. Но главное для ребёнка - это вовсе

Слайд 8 Цель применения наглядного моделирования:
изложить изучаемый материал так, чтобы на основе

логических связей материала (темы) он стал доступным, отпечатался в долговременной

памяти ребенка.

Цель применения наглядного моделирования:	изложить изучаемый материал так, чтобы на основе логических связей материала (темы) он стал доступным,

Слайд 9 Основные задачи:

способствовать формированию связной речи у детей дошкольного

возраста, как способа формирования социальных навыков и привычек, необходимых для

взаимодействия с окружающими людьми;

сформировать навыки применения простейших форм символизации, условного обозначения объектов при выполнении заданий на составление описательных рассказов, загадок о том или ином объекте, явлении;

развивать умение детей с помощью заместителей выделять самые главные события, последовательность изложения;

развивать умение детей точно, последовательно, связно и грамматически правильно пересказывать рассказы, сказки, опираясь на модели.
Основные  задачи: способствовать формированию связной речи у детей дошкольного возраста, как способа формирования социальных навыков и

Слайд 10Принципы:
Принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание работы по внедрению

метода моделирования соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);

Соответствие

критериям полноты, необходимости и достаточности (решение поставленных целей и задач только на необходимом и достаточном материале, максимально приближенному к разумному «минимуму»);

Решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

Принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования;

принцип динамичности (от самого простого до сложного)

Принципы:Принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание работы по внедрению метода моделирования соответствует основным положениям возрастной психологии

Слайд 11ЭТАПЫ РАБОТЫ
Изучение научной литературы, которая характеризует речевое и

творческое развитие дошкольников.
Реализация модели построения системы педагогической работы по данной

теме.

Дифференциация в использовании видов игр, посредством которых будет проведена целенаправленная работа с детьми.

Анализ предшествующей работы, форм и способов работы с детьми дошкольного возраста. Подготовка развивающей среды с учетом возрастных особенностей детей.

ЭТАПЫ  РАБОТЫ   Изучение научной литературы, которая характеризует речевое и творческое развитие дошкольников.Реализация модели построения

Слайд 12Модель построения педагогического процесса
Направления работы
с родителями
с педагогами
родительские собрания;
практикумы;
- консультации;
-литературные гостиные;
-открытые

занятия с участием родителей;
- выпуск публикаций
- консультации;
- семинары-практикумы;
- мастер-класс;
- открытые

просмотры непосредственно образовательной деятельности с детьми

с детьми

Совместная
деятельность

Самостоятельная
деятельность

- непосредственно образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию дошкольников (образовательные области «Коммуникация»; «Познание», «Чтение художественной литературы» в интеграции с образовательными областями «Социализация», «Художественное творчество»);
- словесно-дидактические игры;
- речевые игры;
- игровые упражнения со схемами и моделями;
чтение (восприятие) художественной литературы;
составление совместно с детьми схем, мнемотаблиц и т.д.

Игры детей с моделями и наглядными схемами, пиктограммами
составление детьми схем, мнемотаблиц и т.д.

Модель построения педагогического процессаНаправления работыс родителямис педагогамиродительские собрания;практикумы;- консультации;-литературные гостиные;-открытые занятия с участием родителей;- выпуск публикаций- консультации;-

Слайд 13Виды детской деятельности

Коммуникативная
Игровая
Чтение (восприятие) художественной литературы
Познавательно-исследовательская
Продуктивная

Виды детской деятельностиКоммуникативнаяИгроваяЧтение (восприятие) художественной литературыПознавательно-исследовательскаяПродуктивная

Слайд 14ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

МЛАДШИЙ ВОЗРАСТ
З-4 ГОДА
использование

в речи простых и сложных предложений;
договаривание стихов;
пересказ текстов

с помощью воспитателя


СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ
4-5 ЛЕТ
пересказ литературных произведений;
сочинение рассказов по игрушкам, картинам;
составление загадок.

СТАРШИЙ ВОЗРАСТ
5-6 ЛЕТ
проявление интереса к самостоятельному сочинению;
создание разнообразных видов творческих рассказов

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИУ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАМЛАДШИЙ ВОЗРАСТЗ-4 ГОДА использование в речи простых и сложных предложений; договаривание

Слайд 15ВИДЫ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

ПРЕДМЕТНОЕ


ПРЕДМЕТНО-СХЕМАТИЧЕСКОЕ

ВИДЫ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ ПРЕДМЕТНОЕ ПРЕДМЕТНО-СХЕМАТИЧЕСКОЕ

Слайд 16геометрические фигуры
символические изображения предметов
предметные картинки
силуэтные
изображения
планы и условные изображения
Контрастная рамка
ЭЛЕМЕНТЫ

МОДЕЛЕЙ

геометрические фигурысимволические изображения предметовпредметные картинкисилуэтныеизображенияпланы и условные изображенияКонтрастная рамкаЭЛЕМЕНТЫ  МОДЕЛЕЙ

Слайд 17
Предметное моделирование - символические изображения предметов (силуэты, контуры, условные обозначения).









Задание:

придумать историю, опираясь на модель.
Рассказ можно детализировать: дать описание предметов

и внешнего вида людей и животных, назвать персонажей.
Предметное моделирование - символические изображения предметов (силуэты, контуры, условные обозначения).		Задание: придумать историю, опираясь на модель.	Рассказ можно детализировать:

Слайд 18Использование наглядного моделирования
в работе с дошкольниками
Рассказ по сюжетной картинке
В

качестве элементов модели выступают соответствующие картинки – фрагменты, силуэтные изображения

значимых объектов картины. Схематичные изображения являются также планом рассказов по серии картин.


Использование наглядного моделированияв работе с дошкольникамиРассказ по сюжетной картинке 	В качестве элементов модели выступают соответствующие картинки –

Слайд 19Игра «Оживи картинку» с детьми старшей группы

Игра «Оживи картинку»   с детьми старшей группы

Слайд 20МНЕМОСХЕМЫ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ

МНЕМОСХЕМЫ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ОПИСАТЕЛЬНЫХ  РАССКАЗОВ

Слайд 22Использование наглядного моделирования
в работе с дошкольниками

ЗАУЧИВАНИЕ ЧИСТОГОВОРОК, ЗАГАДОК, СТИХОТВОРЕНИЙ

Использование наглядного моделированияв работе с дошкольникамиЗАУЧИВАНИЕ ЧИСТОГОВОРОК, ЗАГАДОК, СТИХОТВОРЕНИЙ

Слайд 24Творческое рассказывание
по силуэтным изображениям
Придумывание ситуации, которая могла бы произойти с

конкретными персонажами в определенном месте.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛЕЙ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ

ТВОРЧЕСКИХ РАССКАЗОВ
Творческое рассказываниепо силуэтным изображениямПридумывание ситуации, которая могла бы произойти с конкретными персонажами в определенном месте.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  МОДЕЛЕЙ

Слайд 25 Предметно-схематическое
Упражнения по распознаванию в абстрактных фигурах персонажей

уже знакомых произведений
Игра «Прячем сказочных героев в геометрические фигуры»
Задание:

какие сказки могут обозначать эти фигуры? («Три поросенка», «Три медведя», «Репка», «Волк и семеро козлят»)
Предметно-схематическое  Упражнения по распознаванию в абстрактных фигурах персонажей уже знакомых произведенийИгра «Прячем сказочных героев в

Слайд 26
Использование геометрических фигур, своей формой и цветом напоминающие замещающий предмет

(зеленый треугольник – елочка, серый кружок – мышка и т.д.)


Использование геометрических фигур, своей формой и цветом напоминающие замещающий предмет (зеленый треугольник – елочка, серый кружок –

Слайд 27Использование геометрических фигур без учета внешних признаков объекта, ориентируясь на

качественную характеристику объекта (злой - добрый -

;
добрые персонажи – светлые тона, злые персонажи – темные тона)


Использование геометрических фигур без учета внешних признаков объекта, ориентируясь на качественную характеристику объекта  (злой -

Слайд 28Использование наглядного моделирования
в работе с дошкольниками
Пересказ
Пересказ – самый простой из

видов связанного высказывания, предполагает умение выделять основные части услышанного текста,

связать их между собой, а затем в соответствии со схемой составлять рассказ. В качестве плана выступает наглядная модель.


Сказка «Репка»



Использование наглядного моделированияв работе с дошкольникамиПересказ	Пересказ – самый простой из видов связанного высказывания, предполагает умение выделять основные

Слайд 29 Сказка «Кот, петух и лиса»

Кот, петух

в избушке



Кот ушел на охоту



Лиса пришла

к избушке



Лиса уносит петушка, а кот догоняет
Сказка «Кот, петух и лиса»Кот, петух в избушкеКот ушел на охоту

Слайд 30мнемотаблица
(схематичное изображение основных этапов сказки)
к русской народной

сказке «Курочка Ряба»

мнемотаблица (схематичное изображение основных этапов сказки)  к русской народной сказке «Курочка Ряба»

Слайд 31МНЕМОСХЕМЫ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ОПИСАНИЯ ПРЕДМЕТОВ
(овощей, фруктов, ягод)
Элементами модели становятся символы

– заместители качественных характеристик объекта: принадлежность; величина; форма; цвет; составляющие

детали; качество поверхности; материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов); как он используется (польза); за что нравится? (не нравится)

МНЕМОСХЕМЫ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ОПИСАНИЯ ПРЕДМЕТОВ(овощей, фруктов, ягод)	Элементами модели становятся символы – заместители качественных характеристик объекта: принадлежность; величина;

Слайд 32 МНЕМОСХЕМЫ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ОПИСАНИЯ ПРЕДМЕТОВ (игрушек)

МНЕМОСХЕМЫ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ОПИСАНИЯ ПРЕДМЕТОВ (игрушек)

Слайд 33Организация совместной деятельности учителя-логопеда с детьми

Составление рассказов-описаний о диких животных но

схеме.

Организация совместной деятельности  учителя-логопеда с детьми         Составление рассказов-описаний

Слайд 34Составление описательного рассказа о времени года при помощи мнемотехники

Составление описательного рассказа о времени года при помощи мнемотехники

Слайд 35САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ Рисование «сказки» в старшей группе
ПРИДУМЫВАНИЕ РАССКАЗА
«Кто в

городе живет?»






САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ Рисование «сказки» в старшей группе  ПРИДУМЫВАНИЕ РАССКАЗА«Кто в городе живет?»

Слайд 36Игры для детей младшего возраста по знакомству с наглядным моделированием
«Назови


предмет»

Игры для детей младшего возраста по знакомству с наглядным моделированием«Назови    предмет»

Слайд 37Выкладывание из счётных палочек, геометрических фигур и косточек (схематическое изображение

различных предметов)

Выкладывание из счётных палочек, геометрических фигур и косточек (схематическое изображение различных предметов)

Слайд 38Образовательная деятельность с дошкольниками
для развития связной речи
с использованием

метода моделирования
(при работе со сказкой)

В работе с детьми 2

младшей группы следует использовать картинно - схематические планы, которые содержат последовательность высказывания. В схеме отображается детальное содержание текста, с помощью которого ребенок учиться составлять описательные рассказы и пересказывать хорошо знакомые сказки. Дети младшего возраста с помощью схем могут рассказать следующие сказки: «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба».
Каждый ребенок участвует на занятии, если не рассказывает, то читает схему, проговаривает строки, соотнося их с картинками.

В средней группе для дальнейшей работы необходимо: использовать на занятиях упрощенные схемы для описания предметов, описательных рассказов, пересказов сказок: «Заюшкина избушка», «Теремок», «Петушок и бобовое зернышко».
Наличие зрительного плана делает рассказы детей более четкими, связными и последовательными.

С детьми старшего возраста с использованием схем можно провести следующие занятия:
- рассказывание сказки «Как утенок заблудился»;
- пересказ сказок «Маша и медведь», «Три медведя», «Лиса и кувшин»;
- придумывание сказки «День рождения зайца»;
- составление рассказа из личного опыта «Как Дед Мороз мне подарок принес»
Образовательная деятельность с дошкольниками для развития связной речи с использованием метода моделирования (при работе со сказкой)В работе

Слайд 39выводы (к концу года в старшей группе)
У детей сформированы связная

речь, социальные навыки и привычки, необходимые для взаимодействия с окружающими

людьми;

Имеются навыки в применении простейших форм символизации, условного обозначения объектов при выполнении заданий на составление описательных рассказов, загадок о том или ином объекте, явлении;

развиты умения детей с помощью заместителей выделять самые главные события, последовательность изложения;

развиты умения детей точно, последовательно, связно и грамматически правильно пересказывать рассказы и сказки, опираясь на модели.

выводы  (к концу года в старшей группе)У детей сформированы связная речь, социальные навыки и привычки, необходимые

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика