Слайд 1
Взаимодействие служб системы профилактики и социальных педагогов в решении трудной
жизненной ситуации несовершеннолетнего
23 октября 2014 г.
Социальный педагог МБОУ СОШ
№ 12
Алиева И.С.
Слайд 2 Нормативно-правовая база :
Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях
прав ребенка в РФ»;
Конституция РФ;
Гражданский кодекс РФ№51-ФЗ (ч.1);№14-ФЗ (ч.2);
Семейный кодекс
РФ № 223-ФЗ от 29.15.1995 г.; Основы законодательства РФ об охране здоровья №55487-1 от 22.07.1993
Федеральный закон РФ «Об образовании» №3266-1 от 10.01.2003 г. (с изменениями и дополнениями);
Федеральный закон РФ «Об утверждении федеральной программы развития образования»№51-03 от 15.03.2000 г; Кодекс Российской Федерации об административно-правовых нарушениях
Федеральный закон от 24.06.1999 г №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
Слайд 3Школьный уровень
нормативно - правовых документов:
Устав ОУ,
Программа развития ОУ,
Программа по профилактике правонарушений «Правильный выбор».
Должностная инструкция социального педагога;
Слайд 4Трудная жизненная ситуация ребенка -
это ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность ребенка,
возникающая по не зависящим от него причинам, с которой он
не может справиться самостоятельно, используя все имеющиеся в его распоряжении возможности и средства:
• отношения/статус в школьном коллективе;
• социально опасное положение семьи;
• любая форма насилия и т.п.
Слайд 5Проблемный ребенок –
учащийся, у которого в течение длительного времени
(более 3 месяцев) наблюдается одна или несколько проблем в социально-эмоциональной,
учебной, мотивационно-волевой сферах.
Это проблемы:
• в обучении;
• во взаимоотношении со сверстниками;
• во взаимоотношении с родителями;
• рисковое поведение, в том числе различного рода зависимости;
• комплексные проблемы.
Слайд 6Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних -
это процесс устранения из жизни причин
и условий, способствующих отклонению в поведении подрастающего человека и совершению
правонарушений и преступлений, а также создание социально – педагогических условий формирования высоконравственной личности.
Слайд 7Основными задачами деятельности школы по профилактике правонарушений являются:
обеспечение защиты прав,
свобод и законных интересов учащихся от противоправных действий (бездействия);
предупреждение
правонарушений, выявление и устранение причин и условий, способствующих их совершению;
принятие профилактических мер, направленных на предупреждение правонарушений;
обеспечение участия субъектов образования в профилактике правонарушений;
воспитание учащихся в духе соблюдения законности и правопорядка;
предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.
Слайд 8Участниками реализации программы профилактики правонарушений являются все структуры образовательного процесса:
Ученик
Социальный
педагог
Педагоги
дополнительного образования
Учителя-предметники
Классный руководитель
Психолог
Администрация школы
Школьный библиотекарь
Семья, родители
Слайд 9 Эффективному взаимодействию с трудными детьми способствуют:
Эффективному взаимодействию
с трудными детьми способствуют:
- учет
- знание и учет факторов
социализации личности ребенка, причин отклонений в его поведении;
- учет индивидуально-психологических, возрастных, половых особенностей ребенка, социальной ситуации его развития;
- учет особенностей положения, социального статуса воспитанника в коллективе сверстников, семье, среде неформального общения, в социуме;
- уважение к личности воспитанника, установление доверительных с ним отношений, понимание его душевного состояния;
- опора на положительное в ребенке, вера в его возможности, - заинтересованность в судьбе воспитанника;
- включение в творческую общественно полезную деятельность;
- выработка единых требований, действий по отношению к воспитаннику со стороны школы, семьи, других воспитательных институтов, субъектов социального воспитания;
- защита ребенка от неблагоприятных условий и влияний.
Слайд 10СОЦИАЛЬНЫЙ
ПЕДАГОГ
Семья,
родители
КДН и ЗП
Совет профилактики правонарушений
Педагоги дополнительного образования
Психолог
ОПДН
ОМВД
Классный
руководитель
Заместитель директора по УВР
Администрация школы
Социальная защита
Прокуратура
ГКУ «СРЦН»
ЦРБ
МБУ «Молодежный центр»
Вожатая
Слайд 11Организация взаимодействия со службой системы профилактики
Директор школы:
разрабатывает и согласовывает план совместных мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
осуществляет обеспечение охраны общественного порядка и общественной безопасности в местах массового скопления учащихся, а также при проведении культурно-массовых и спортивных мероприятий с участием детей;
обеспечивает участие представителей службы в работе педагогического совета школы и совещаниях, проводимых администрацией школы;
участвует в организации профилактических мероприятий, направленных на предотвращение угрозы совершения террористических актов.
Слайд 12Организация взаимодействия со службой системы профилактики
Замдиректора по ВР
совместно с заинтересованными
ведомствами участвуют в организации досуга учащихся, состоящих на учете в
подразделении по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, в т.ч. в период летней оздоровительной кампании;
разрабатывают предложения, направленные на осуществление мероприятий по ранней профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, вносит их на рассмотрение педагогического совета, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов внутренних дел;
участвуют в организации детских общественных организаций правоохранительной направленности.
Слайд 13Организация взаимодействия со службой системы профилактики
Социальный педагог
принимает меры по защите
учащихся от физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения и
иного подавления личности несовершеннолетнего;
вносит предложения о постановке учащихся на внутришкольный учет;
участвует в определении форм устройства и поддержки несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства;
организует работу с семьями социального риска.
Слайд 14В соответствии со ст.9 ФЗ №120 (1999 г.) школа информирует:
ПРОКУРАТУРУ
– о нарушениях прав и свобод несовершеннолетних;
КДН И ЗП
- о нарушенных правах несовершеннолетних на образование, труд отдых, жилище и т. д., а также недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
ОПЕКУ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО
– о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, либо находящихся в обстановке , представляющей угрозу жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;
Слайд 15ОРГАНЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
о несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи
с безнадзорностью или беспризорностью, а также о семьях, находящихся в
социально-опасном положении;
ОПДН ОМВД
- о выявлении родителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними или вовлекающих их в совершение преступлений или антиобщественных действий ,а также о несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия;
Слайд 16 ОРГАНЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
– о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в
обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков,
наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ;
ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
- о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из образовательного учреждения либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательном учреждении;
Слайд 17Профилактическая работа в школе
В нашей школе на протяжении долгих лет
действует социально – психолого - педагогическая служба, обеспечивающая психолого-педагогическое и
социальное сопровождение ребенка на протяжении всего периода обучения, а родители всегда могут получить полезные советы или индивидуальные консультации по проблемам воспитания и обучения у педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда, педагогов, хорошо знающих проблемы семейного воспитания и особенности развития ребенка.
Слайд 18Социальная обстановка школы:
Количество учащихся в школе – 870
Дети из
многодетных семей – 93 /31
Дети из малообеспеченных семей – 41/29
Семей
«группы риска» – 7
Опекаемые дети – 35
Дети – инвалиды – 10
Обучающиеся на дому -12
Состоящие на учете:
в ОПДН – 4
в КДН и ЗП – 1
на ВШУ – 1
Вынужденные переселенцы - 12
Слайд 22
Формы работы по профилактике
с КДН и ЗП
Профилактические беседы с несовершеннолетними
и их родителями (классные часы, общие родительские собрания, круглые столы,
Совет профилактики) по вопросам на правовые темы, об административной ответственности.
Консультации со специалистами КДН в дальнейших действиях, чтобы вовремя и более действенно оказать помощь семье и несовершеннолетним.
Совместные рейды со специалистами КДН по неблагополучным семьям и семьям детей, состоящих на учёте в КДН.
Рассматриваются вопросы в отношении несовершеннолетних: о нарушении дисциплины, о плохой успеваемости, о пропусках уроков без уважительной причины. Принимаются решения в отношении детей и подростков: даётся испытательный срок для исправления, даются рекомендации родителям специалистами КДН
Слайд 23Формы работы по профилактике
с ОПДН
Социальный педагог, прежде всего, представляет и
защищает права несовершеннолетних детей - учащихся нашей школы. Предоставляет характеристики,
акты обследования жилищно-бытовых условий семей учащихся. Составляет ходатайства от администрации школы о не постановке на учёт и снятии с учёта учащихся школы, совершивших проступки, повлёкшие за собой административные взыскания . Предоставляет инспектору ОПДН совместный план мероприятий по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. Присутствует на допросах с целью предотвращения «давления» со стороны следователя, инспектора ОПДН.
Слайд 24СОЦИАЛЬНО- РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР
ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
В этом учреждении несовершеннолетние дети
проходят реабилитацию от месяца до полугода. Помещают сюда детей
из семей, где родители не занимаются их воспитанием, злоупотребляют спиртным, а также детей, оказавшихся в социально опасном положении, детей из семей, попавших в трудные жизненные ситуации.
Слайд 25Организация досуговой деятельности учащихся –
9 творческих объединений и
кружков,
спортивных секции.
Внеурочной деятельностью охвачено 100% обучающихся начальной школы
Слайд 26Спорт-альтернатива пагубным привычкам
Слайд 29«Мама, папа, я – спортивная семья»
Слайд 30Все вместе мы должны:
Вдохновлять и побуждать ребенка к действию, инициативе,
творчеству, уважая достоинство и уникальность личности.
Уметь слышать ребенка, проявлять выдержку,
понять проблему и ситуацию, войти в его положение, проявлять деликатность, чувство такта.
Быть коммуникабельным, контактным, уметь быть нужным, интересным для окружающих.
Быть связующим звеном между ребенком и его окружением, не допускать унижения достоинства ребенка формами оказываемой ему благотворительной помощи.
Уметь быть неформальным в работе, строить взаимоотношения на основе диалога.
Слайд 31Всегда исходить из позиций гуманизма и милосердия. Не осуждать, не
упрекать ребенка, предупреждать возможности негуманного или дискриминационного поведения по отношению
к нему.
Соблюдать высокие нравственные нормы своего поведения, исключая любые уловки, введение кого-либо в заблуждение, нечестные действия.
Вести работу только в рамках своей компетентности, нести персональную ответственность за качество своей работы, не поддаваясь влияниям и нажимам.
Не использовать свои профессиональные возможности в личных целях, уважать и не разглашать тайну, доверенную ребенком.
Стремиться к постоянному повышению уровня квалификации, защищать и усиливать достоинство и чистоту профессии, уважать доверие коллег в ходе профессионального взаимодействия, соблюдать деликатность и справедливость.
Слайд 32Успешный ребенок – будущее России