Слайд 1ПРЕЗЕНТАЦИЯ
по учебной дисциплине
«ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»
по направлению подготовки
(специальности)
40.05.01 (031001.65)
–
правоохранительная деятельность
Слайд 3Вопросы лекции:
1. Понятие и элементы формы государства.
2. Форма правления: понятие
и виды.
3. Форма территориального устройства: понятие и виды.
4. Политический режим:
понятие и виды.
5. Понятие и критерии типологии государств.
6. Современные научные подходы к типологии государств.
Слайд 41. Понятие и элементы формы государства
Слайд 5 «Форма» - философская категория
(является парной по отношению к категории
«содержание»).
Форма – внешнее выражение, способ существования чего-либо.
«Форма дает бытие вещи»,
– утверждали римские юристы.
И были правы, справедливо полагая, что содержание вещи неотделимо от ее внешней формы.
Слайд 6Форма государства – это его устройство, выражающееся в характере политических
взаимоотношений между людьми, между людьми и государством, между государством и
людьми в процессе управления ими (политический режим), в способах организации высших органов государственной власти (форма правления) и в административно-территориальном делении государства (форма территориального устройства)»
Л. И. Спиридонов
Слайд 7Форма государства – это его устройство, выражающееся в единстве трех
составляющих:
1. Форма правления
2. Форма государственного (территориального) устройства
3. Политический режим
Слайд 91.
2. Форма правления: понятие и виды.
Слайд 10Форма правления
характеризует:
Структуру и полномочия высших органов государственной власти
Порядок их
образования и взаимоотношения между собой
Степень участия населения в формировании этих
органов
Слайд 11Форма правления –
способ формирования высших органов государственной власти, порядок взаимоотношений
между ними, а также степень участия населения в их формировании.
Слайд 12Виды форм правления
Классические
(типичные)
Нетипичные
Слайд 13Виды типичных форм правления
Неограниченная (абсолютная)
Ограниченная (парламентарная)
Президентская
Парламентская
Слайд 15
греч. monarchia – единовластие
Признаки
неограниченной монархии:
– существование единоличного главы государства (король, император, эмир и т. д.), пользующегося
своей властью бессрочно (пожизненно);
– передача власти, как правило, осуществляется по принципу наследования;
– монарх представляет государство по собственному праву, не производному от власти народа;
– монарх является юридически безответственным лицом и не несет юридической ответственности перед подданными за принимаемые от собственного имени решения
Слайд 16
греч. monarchia – единовластие
Неограниченная
монархия возникла в рабовладельческом обществе и достигла своего расцвета в
Средневековье, в XVI-XVIII вв.
Данная форма правления являлась характерной:
для стран Древнего Востока (Египет, Вавилон, Ассирия и др.);
России XVII-XVIII вв.;
Франции до революции 1789 г.
(в настоящее время абсолютных монархий практически не сохранилось).
Слайд 17
греч. monarchia – единовластие
В современном мире в несколько трансформированном виде абсолютные монархии
существуют в:
Омане
Бахрейне
Кувейте
Саудовской Аравии
Слайд 18
греч. monarchia – единовластие
Признаки
ограниченной монархии:
– монарх царствует, но не правит;
- фактически власть в государстве
находится у парламента и правительства;
- взаимодействие властей осуществляется на основе принципа сотрудничества, а не жесткого разделения;
- правительство формируется парламентом и ответственно перед ним.
Слайд 19
греч. monarchia – единовластие
Признаки
ограниченной монархии:
– правительство формируется из представителей партий, получивших большинство на
выборах в парламент;
– лидер партии, получившей большинство депутатских мандатов, становится главой правительства.
Слайд 20
греч. monarchia – единовластие
В современном мире большинство монархий существуют именно в виде
ограниченных (парламентарных):
Великобритания;
Дания;
Испания;
Бельгия;
Швеция и др.
Слайд 21
греч. monarchia – единовластие
Признаки
дуалистической монархии:
– наряду с юридической и фактической независимостью монарха существуют представительные
органы с законодательными и контрольными функциями (парламент);
– исполнительная власть принадлежит монарху, который осуществляет ее непосредственно или через подотчетное ему правительство;
– монарх, хотя и не законодательствует, но наделен правом абсолютного вето, т. е. вправе утверждать или не утверждать принятые представительными органами законы.
Слайд 22
греч. monarchia – единовластие
Дуалистическими монархиями являлись, например, Германия в период с 1871
по 1918 г. и Япония с конца XIX в. по 1945 г.
В настоящее время классических дуалистических монархий не существует, хотя с определенной долей условности к дуалистическим могут быть отнесены современные монархии в:
- Иордании;
- Марокко;
- Непале.
Слайд 23Республика
(лат. res publica – общее дело)
как форма правления
характеризуется следующими признаками:
– представительный характер высших органов государственной власти –
президента и парламента, осуществляющих свои властные полномочия от имени граждан государства;
– формирование высших органов государственной власти выборным путем и реализация ими властных полномочий в течение определенных законодательством сроков;
– юридическая ответственность представителей государственной власти (в том числе и главы государства) за принимаемые решения;
– возможность досрочного прекращения властных полномочий представителей государственной власти.
Слайд 25Признаки президентской республики:
– президент избирается путем проведения всенародных выборов;
Президент
либо непосредственно возглавляет исполнительную власть и формирует правительство, либо назначает
председателя правительства (премьер-министра) и утверждает представленный премьер-министром состав правительства;
правительство несет ответственность перед президентом и действует в течение срока президентских полномочий;
президент обладает единоличным правом отставки правительства;
отношения между президентом и парламентом строятся на основании принципа разделения властей и системе сдержек и противовесов.
Слайд 26Президентские республики:
США
Россия
Франция
Аргентина
Бразилия
Португалия
Индонезия и др.
Слайд 27Признаки парламентской республики:
– президент избирается из числа членов парламента
или специальной парламентской комиссией;
правительство формируется из членов парламента и возглавляется
лидером партии парламентского большинства;
правительство несет ответственность перед парламентом и действует в течение срока полномочий парламента;
в случае объявления «недоверия правительству» со стороны парламента, президент обязан принять решение об отставке правительства
взаимодействие властей осуществляется на основе принципа сотрудничества законодательной и исполнительной властей (а не жесткого разделения).
Слайд 28Парламентские республики:
Италия
ФРГ
Швейцария
Индия
Украина и др.
Слайд 29виды республик
- отсутствие непосредственной связи между президентом
и правительством;
- президент
может избираться как парламентским путем,
так и на всенародных выборах;
-
президент может отправить правительство в отставку в случае объявления парламентского недоверия этому органу;
- президент может распустить парламент в случае, если последний не способен в установленные сроки сформировать работоспособное правительство
смешанная республика
Франция,
Финляндия
Слайд 303. Форма территориального устройства: понятие и виды.
Слайд 31Форма государственного (территориального) устройства -
характеризует национальное и административно-территориальное
строение государства, раскрывающее характер взаимоотношений между территориальными образованиями в совокупности
составляющими территорию государства, а также между центральными и региональными органами государственной власти.
Слайд 32Форма государственно-территориального устройства
Унитарные
государства
Федеративные
государства
Слайд 33
Унитарные государства – это единые государства, в которых государственная власть
носит централизованный, неделимый характер.
Унитарное государство является наиболее простой и в
то же время наиболее распространённой формой государственного устройства
(Япония, Финляндия, Украина, Польша и др.).
Слайд 34Признаки унитарного государства:
Властные полномочия сосредоточены (централизованы) у высших органов государственной
власти, которые реализуют эти полномочия от имени всего государства.
Единая система
государственных органов.
Единая система законодательства.
В составе территории могут образовываться административно-территориальные единицы (районы, области, округа, департаменты, провинции), которые имеют одинаковый юридический статус и не обладают какой-либо политической самостоятельностью, то есть не имеют своих законодательных и внешнеполитических органов.
Слайд 35
Федеративные государства – это сложные государства, представляющие собой неразрывный союз
относительно обособленных территориальных образований (субъектов), обладающих определенным объемом государственной власти.
(США,
ФРГ, РФ, Швейцария, Бельгия, Австралия, Мексика, Аргентина и др.).
Слайд 36Признаки федеративного государства:
1. Территория федерации представляет собой совокупность обособленных и
обладающих определенной автономностью территориальных образований – субъектов.
2. Государственный суверенитет сосредоточен
на федеральном уровне. Субъекты федерации не являются суверенными образованиями и не обладают правом сецессии (правом на односторонний выход из состава федерации).
3. Система государственных органов имеет двухуровневую структуру (органы государственной власти федерации и органы государственной власти субъектов).
4. Интересы субъектов на федеральном реализует одна из палат парламента
(в России – Совет Федерации), формируемая из представителей субъектов.
5. Система законодательства имеет двухуровневый характер (законодательство федерации и законодательство субъектов федерации).
Слайд 38Национальные федерации формируются по национальному принципу (бывший СССР).
Политико-территориальные федерации формируются
исходя из политических, экономических, культурно-исторических связей, объединяющих население субъектов (США,
ФРГ).
Смешанные федерации предполагают формирование одних субъектов – по национальному принципу, других – по территориальному (РФ).
Слайд 39
4. Политический режим: понятие и виды.
Слайд 40
Политический режим – динамическая система взаимосвязанных приемов и способов, с
помощью которых государство осуществляет управление обществом.
Слайд 41Виды политических режимов:
демократический
антидемократические
Тоталитарный
Авторитарный
Слайд 42Признаки демократического режима:
Основным источником власти в демократическом государстве является народ.
Признается
идеологическое многообразие (никакая идеология не может быть установлена в качестве
государственной или обязательной).
Формирование и свободное развитие гражданского общества (социально-политической организации, относительно независимой от государства).
Права и свободы человека подвергаются только таким ограничениям, которые установлены законом и исключительно с целью обеспечения прав и свобод других лиц.
Государственное признание неотъемлемых «абсолютных» прав и свобод человека, которые государство не может ограничить ни при каких обстоятельствах.
Наличие политических свобод (гласность, свобода слова, печати, уличных шествий, демонстраций, митингов и т.д.).
Экономика носит рыночный характер и развивается по своим собственным законам.
Слайд 43Признаки тоталитарного режима:
Государство полностью подчиняет себе общество (осуществляется тотальный контроль
над всеми сферами жизнедеятельности общества).
В основе режима лежит единая государственная
идеология, насильственно навязываемая всему обществу.
Не допускается идейный и политический плюрализм, а следовательно и любые формы официальной оппозиции установившемуся режиму.
Управление экономикой осуществляется при помощи административно-командной системы (закрепляется полная монополия государства в вопросах планирования и руководства процессом экономического развития).
Государственная деятельность имеет ярко выраженный принудительный характер («кто не работает, то не ест»).
В качестве методов государственного управления широко используется административное и судебное давление, а ряде случаев – государственные репрессии.
Слайд 44Авторитарный режим:
Является переходной формой между тоталитарным и демократическим режимами. Практически
повторяет все признаки тоталитарного режима, за исключением:
Допускается относительная свобода в экономической сфере жизнедеятельности общества (разрешение частной собственности, частного предпринимательства, конкуренции государственного и частного экономических секторов и т.д.).
Слайд 45Признаки авторитарного режима:
сосредоточение всей полноты властных полномочий в руках ограниченного
круга лиц (диктатуры, хунты и т.п.);
бессрочность исполнения властных полномочий;
юридическая безответственность
властных структур за принимаемые решения;
внедрение в регулятивно-управленческий механизм двух систем социально-правового воздействия: корпоративной и публичной (нормативно-правовой). При помощи первой регулируются взаимоотношения среди представителей властной элиты. Вторая необходима для обеспечения регуляции общественных отношений среди подвластных;
Слайд 46Признаки авторитарного режима:
допущение относительной свободы в сфере экономических отношений (разрешение
частной собственности, частного предпринимательства, иностранных концессий, конкуренции государственного и частного
экономических секторов и т. д.);
определение и юридическое закрепление экономического статуса и государственных гарантий в отношении институтов гражданского общества;
жесткий государственный диктат в идейно-политической сфере. Недопущение политической оппозиции;
возможность использования противоправных по сути методов воздействия (административный и судебный произвол, политический террор).
Слайд 47
5. Понятие и критерии типологии государств
Слайд 48Тип - образец, модель или разновидность, форма, которым соответствует известная
группа предметов, явлений
Типология - метод научного познания, в
основе которого лежит расчленение объектов и их группировка с помощью обобщенной, идеализированной модели или типа; а также результат типологического описания и сопоставления.
Типология государств - это их специфическая классификация, осуществляется она в основном с позиции формационного и цивилизационного подходов.
Слайд 49 Метод типологии занимает важное место в теоретическом государствоведении,
так как дает возможность более полно отразить изменяющуюся функциональную сущность
государства, особенности его возникновения и эволюции, увидеть в целом естественно-исторический прогресс в развитии государственно-организованного общества.
В рамках разных политико-правовых учений выделялись различные критерии типизации государств
Слайд 50В современном теоретическом государствоведении
выделяются такие критерии типизации, как:
религия
(теократические и светские);
политический режим (демократические и антидемократические);
форма правления (республики
и монархии);
территориальное устройство (унитарные и федеративные);
географическое расположение и отношение к частям света (западные, восточные, европейские, азиатские, африканские, южноамериканские и пр.)
Слайд 51
6. Современные научные подходы к типологии государств
Слайд 52 Суть формационной типологии заключается в рассмотрении общественно-экономической формации
в качестве основополагающего критерия характеризующего то или иное государство
К. Маркс
и Ф. Энгельс
Общественно-экономическая формация это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства и распределения материальных благ.
Уровень развития производительных сил определяет материально-техническую базу общества, а производственные отношения, складывающиеся на однотипной форме собственности на средства производства, составляют экономический базис общества, которому соответствуют определенные политические, государственно-правовые и другие надстроечные явления
Слайд 53Феодальная формация
(феодальное государство).
Буржуазная формация
(капиталистическое государство).
Коммунистическая формация
(социалистическое государство
– переходное)
Рабовладельческая формация
(рабовладельческое государство)
Общественно-экономическая формация – социальная система, базирующаяся
на том или ином способе
производства материальных благ и его основе – форме собственности.
Владение собственностью является определяющим критерием для осуществления властных полномочий и рассматривается как основная причина расслоения общества.
Догосударственная стадия развития общества
(первобытно-общинная формация)
Догосударственная стадия развития общества
(первобытно-общинная формация)
«Послегосударственная» стадия развития общества
Коммунистическая формация
Слайд 54Основные исторические типы государств, выделяемых согласно формационному подходу:
Рабовладельческое государство
Феодальное
государство
Буржуазное государство
Социалистическое (переходное) государство
Слайд 55Формационный подход
«+» - конкретность
«-» - догматичность, односторонность
Единственный критерий - экономический
Слайд 56Типологический критерий в рамках цивилизационного подхода – принадлежность к определенной
цивилизации
Цивилизационный подход ориентирован на познание особенностей государственного развития через все
формы деятельности человека: трудовую, политическую, социальную, религиозную – во всем многообразии общественных связей.
В рамках этого подхода, тип государства определяется не столько объективно-материальными, сколько идеально-духовными, культурными факторами
Слайд 57Цивилизация –
относительно замкнутое, локальное состояние общества, отличающееся общностью
религиозных, психологических, культурных, географических, экономических и иных признаков
Слайд 58А.Дж.Тойнби
основной единицей человеческой истории является само общество, делящееся на
человеческие коллективы «примитивные», не развивающиеся и «цивилизации»
тип государства определяется идеально-духовными,
культурными факторами
культурный элемент представляет собой душу, кровь, лимфу, сущность цивилизации
Слайд 59Уолт Ростоу
«теория стадий экономического роста»
стадии общества по экономическому развитию:
традиционное
общество;
переходное общество, в котором закладываются основы преобразований;
общество, переживающее
процесс сдвига;
созревающее общество, достигшее высокого уровня народного потребления.
Слайд 60Цивилизации
1.Египетская
2.Китайская
3.Ассирийско-вавилонская-финикийская, халдейская или древнесемитская
4.Индийская
5.Иранская
6.Еврейская
7.Греческая
8.Римская
9.Новосемитская
(аравийская)
10. Германо-романская (европейская)
Фазы существования цивилизации:
1.фаза подъема
(резкий рост всех видов активности, “завоевание места под солнцем”);
2.фаза
акматическая (наивысшее напряжение пассионарности, погашаемое подчас за счет внутренних конфликтов);
3.фаза надлома (рост числа сверхпассивных сограждан, острые конфликты внутри этнической системы);
4.фаза инерции (укрепление государственной власти, интенсивное накопление материальных и культурных ценностей);
5.фаза обскурации (формирование общества потребления, предшествующего гибели этнической системы);
6.фаза регенерации - возможное возрождение этнической системы за счет пассионарных окраин
Этническая концепция
А.Н.Гумилева
Концепция Н.Я.Данилевского
Цивилизация (от лат. civilis - “ гражданский”) - социокультурная система, включающая как
социально-экономические условия жизнедеятельности общества, так и этнические, религиозные его основы, степень гармонизации человека и природы, а также уровень экономической, политической, социальной и духовной свободы личности.
Слайд 61Цивилизационный подход
«+» - позволяет различать не только противостояние классов и
социальных групп, но и сферу их взаимодействия на базе общечеловеческих
интересов; формирует такие нормы общежития, которые, при всем их различии, имеют важное значение для всех социальных и культурных групп, удерживая их тем самым в рамках единого целого
«-» - множественность оценочных критериев
Слайд 62Презентация
обсуждена на заседании
ПМС-1 кафедры теории государства и права
(протокол №
6 от 06.05.2019)