Слайд 1 Презентация
мини-студии
«Песочная фантазия»
ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ
ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
В ДЕТСКОМ САДУ И ДОМА
ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА СОВРЕМЕННОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
(создание мини-студи для деятельности с песком)
Слайд 3Обыкновенный песок – это нечто волшебное…. «Песок» - это слово
детства, что-то теплое, приятное, особенное…
Рисование песком – это нетрадиционное направление
в изобразительном искусстве.
Во время обычного рисования, если у ребенка что-то не получается, он теряет интерес к этой деятельности.
Песок в этом смысле свободен:
ребенок развивает себя сам;
планирует и воплощает свои фантазии;
у него закрепляется направленность на процесс, а не на результат.
Поэтому рисование на песке – это залог развития ребенка, его хорошего настроения, возможность творить, создавать что-то своими руками, не боясь ошибиться или сделать что-то неправильно. Гладкая поверхность песка больше привлекает и побуждает ребенка к творчеству, чем чистый лист бумаги.
Поэтому занятия по рисованию на песке нужно начать с рисования различных линий: прямые, волнистые, зигзагообразные, т. е. дать ребенку возможность освоиться, почувствовать свободу движений.
Слайд 4ЛОТОК С ПЕСКОМ
(изобретерие Мариэллы Зейц,
немецкий педагог-практик)
Это самое простое
приспособление для рисования на песке и для деятельности с песком.
Лоток может быть любого размера, под его размеры вырезается стекло и кладется на дно лотка, насыпается песок. Можно также положить под стекло лист цветной бумаги и изображения на стекле будут цветными. Также используются различные мелкие предметы для украшения рисунков и построек: цветные камешки, бусинки, ракушки, фигурки; во время игры используются различные предметы: воронки, ситечко, грабельки, формочки, деревянные палочки и т.д.
В книге Мариеллы Зейц говорится о том, что «в Японии с древности использовали лоток с песком для выражения философских идей. Размер его был не больше листка бумаги 8,5х11 см, заполненный очень мелким и мягким песком, в нем лежало несколько камешков и маленькие грабельки. Японцы рассматривали песок, как символ течения жизни». Дети – это «маленькие философы» и во время занятий с песком у них появляется возможность самостоятельно творить, познавать и открывать для себя что-то новое.
Слайд 5
Занятия с песком побуждают ребенка к творческим экспериментам, к получению
захватывающих впечатлений, развитию воображения и фантазии. Тактильное ощущение создает чувство
комфорта, пробуждает более сильные эмоции и чувства детей, чем любое словестное объяснение
Слайд 6Занятия по рисованию на песке широко используется в физиотерапии.
Во время
таких занятий решается ряд психологических проблем:
неуверенность в себе;
различные страхи;
обидчивость;
гиперактивность.
Слайд 7
Использование рисования на песке в физиотерапии с детьми описала немецкий
педагог-практик Мариелла Зейц в своей книге.
Подробно познакомиться с ее методикой
работы с детьми можно, прочитав ее книгу «Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница».
Книга отредактирована российским кандидатом педагогических наук И.А.Качановой.
В книге Мариелла Зейц использовала опыт многих немецких педагогов.
Эпиграф к книге: ЧУДЕСНЕЕ ПЕСКА НЕТ ДЛЯ ДЕТЕЙ ЗАБАВЫ
ЕГО ВСЕГДА ИМЕЕТСЯ В ДОСТАТКЕ
ТЕЧЕТ ОН НЕЖНО ТАК СКВОЗЬ РУКИ
ЧТО НЕ СРАВНИТЬ ЕГО НИ СЧЕМ….
Исахим Рингельнац
«Детский песок»
Слайд 8Мариелла Зейц выделяет следующие задачи, которые решаются на занятиях с
песком:
формирование графомоторных движений при рисовании фигур (подготовка к написанию букв)
лоток
с песком, как символ безопасного пространства;
движение помогает ориентироваться в пространстве (дети стоя играют на занятиях для большей возможности свободно двигаться);
мозг никогда не прекращает обучаться (т.е. для сбалансированной работы головного мозга очень важно стимулировать оба полушария – левое и правое): мы получаем впечатления с помощью органов чувств: слуха, зрения, осязания;
эмоциональное самовыражение с помощью песка (тактильное ощущение создает чувство комфорта, пробуждает более сильные эмоции и чувства детей, чем любое словесное объяснение);
развитие восприятия (постоянные занятия с песком способствуют повышению внимательности и сосредоточенности детей);
от линии к фигуре (рисование фигур на песке является эффективным упражнением, позволяющим приобрести основные навыки письма);
развитие социальных навыков (игры с песком открывают возможности для увлекательной и творческой работы в коллективе, с партнером, испытывая радость от совместной работы)
Слайд 9 Чем могут быть полезны ребенку занятия
по рисованию на песке?
Во
время увлекательного рисования на песке развивается:
моторика, память, мышление;
подготовка рук ребенка к письму,
чувство симметрии, пространственное восприятие;
умение адаптироваться в меняющихся условиях;
исследовательский интерес, познавательная активность;
уверенность в себе, действовать нестандартно;
дисциплина, н-р:
при рисовании спирали и геометрических фигур требуется сконцентрировать внимание, совершить нужные действия (в дальнейшем ребенку будет легче освоить написание букв, идет подготовка ребенка к письму, он учится соблюдать правила).
Занятия очень рекомендуются детям с импульсивным поведением, не терпеливым.
А самое главное, эти занятия поднимают настроение, возможно общение без слов, поэтому снимают психологическое напряжение, усталость не только у детей, но и у взрослых. Поэтому организовать рисования на песке можно и для всей семьи в домашних условиях.
Слайд 10Что необходимо для рисования песком
в условиях детского сада и дома?
Подготовка
песка: тщательно промыть, просеять, прокалить в духовке в течении 1-2
часов, только после этого можно его использовать на занятиях с детьми в детском саду.
Столик – планшет: можно изготовить различными способами, использовать различные стекла, желательно матовое оргстекло, но подойдет и обычное, его можно покрыть белой краской, матовой бумагой.
Подсветка столика: одно из основных условий при рисовании на песке; использовать можно различные лампы, цветные гирлянды, яркий фонарик
(во время занятий необходимо убирать
яркий свет в помещении, для освещения
используются настольные лампы).
Рекомендуется использовать
спокойную музыку: классическую,
этническую.
Слайд 11РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ РИСОВАНИИ НА ПЕСКЕ:
На самом первом занятии предложите детям
самостоятельную деятельность для их фантазии, а затем уже можно направлять
деятельность детей, давая задания.
Дети должны работать стоя, так у них больше свободы движений, сверху больше видно происходящее, сконцентрировано внимание.
Не нужно давать много подручного материала во время занятий.
Запретить бросаться песком.
Перед занятием с песком необходимо мыть руки (гигиенические требования).
Слайд 12способствовать гармоничному развитию личности ребенка, т.к. гармоничное развитие личности является
главной целью обучения и воспитания детей в детском саду.
Цель организации и деятельности нашей студии:
Слайд 13Спасибо за внимание!!!
Успехов Вам в работе
Используемая литература:
1. «Пишем и рисуем
на песке. Настольная песочница» Мариелла Зейц-М.:ИНТ,2010 ( редактор русского издания
– И.А. Кочанова)
2.Интернет-ресурсы