Слайд 1Причины, механизм и симптоматика сенсорной алалии
Шереметьева Е.В.
Слайд 2План
Определение сенсорной алалии и основная симптоматика нарушения.
Причины и механизм сенсорной
алалии.
Логопедическая коррекция
Дифференциальная диагностика ребенка с сенсорной алалией и слабослышащего
Слайд 3Литература
Беккер К.П., Совак М. Логопедия. – М., 1981. – Разд.4.
Горюнова
Т.П. Из опыта логопедической работы по преодолению нарушений импрессивной стороны
речи (1969) // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты). В 2 тт. Т. II / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М., 1997.- С. 101-107. (конспект)
Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте. – М., 1962. – Разд. II.
Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой , С.Н. Шаховской. – М., 2002. – С.331-389.
Орфинская В.К. Спорные вопросы обучения слышащих детей без речи. – Л., 1959.
Трауготт Н.Н. Как помочь детям, которые плохо говорят (Моторная и сенсорная алалия). – Спб., 1994. – С. 35 – 56.
Слайд 4Сенсорная алалия
является нарушением понимания речи вследствие недостаточности работы речеслухового анализатора
при преимущественном поражении височной доли доминантного полушария (Логопедия / Под
ред. Л.С. Волковой. – М., 2004. – С.379).
Слайд 5Алалия сенсорная
наблюдается разрыв между смыслом и звуковой оболочкой слов; у
ребенка нарушается понимание речи окружающих, несмотря на хороший слух и
сохранные способности к развитию активной речи; причиной С.А. является поражение коркового конца слухоречевого анализатора (Вернике центр) и его проводящих путей.(Понятийно-терминологический словарь логопеда/ Под ред. В.И. Селиверстова. – М., 1997. - 38)
Слайд 6Механизм нарушения речи при сенсорной алалии
Поражение височной доли доминантного полушария
Недостаточность
анализа и синтеза звуковых раздражителей
Отсутствие связи между звуковым образом и
обозначаемым предметом
Не развиваются фонематические дифференциации
Ребенок слышит, но не понимает обращенную речь
Речь не формируется
Слайд 7При сенсорной алалии
Возникающие под влиянием звучащего слова возбуждения не передаются
в другие анализаторы из-за недоразвития мозговых клеток, и вся сложная
динамическая структура, связанная со словом, не возбуждается
Слайд 8При сенсорной алалии
Имеется тяжелое нарушение аналитико-синтетической деятельности коркового конца речеслухового
анализатора (в клетках верхневисочной извилины — петля Гешля), в которой
происходит первичный анализ речевых звуков.
Слайд 9При сенсорной алалии
У детей не формируется фонематическое восприятие
не дифференцируются
фонемы
не воспринимается слово целиком
отмечаются несформированность акустико-гностических процессов
понижение
способности к восприятию речевых звуков.
Слайд 10Замыкательная акупатия
отсутствие связи между словом и предметом (действием), который он
обозначает
Слайд 11Гиперакузия
повышенная чувствительность к звукам, безразличным для окружающих: шум сминаемой бумаги,
шуршание спичек в коробке, звук капающей воды, тихий скрип и
т. д.
Слайд 12Речь ребенка с сенсорной алалией
спонтанно появляются слоги, слова и короткие
фразы
Характеризуется как повышенная речевая активность на фоне отсутствия контроля
Слайд 13
При сенсорной алалии логопедическое воздействие направляется на воспитание сознательного анализа
состава речи, развитие фонематического восприятия.
Слайд 14Основной принцип работы
Последовательное и систематическое воздействие на все стороны речевой
деятельности ребенка в их взаимосвязи
Слайд 15Последовательность коррекционной работы
Привлечение внимания
Воспитание возможности продуктивной деятельности
Пробуждение интереса к неречевым
звукам
Пробуждение интереса к речевым звукам
Развитие потребности подражать речевым звукам
Дифференциация речевых
и неречевых звуков
Дифференциация речевых звуков
Слайд 16При дифференциации некоторого количества речевых звуков учат
Различению слогов
Различению простых слов
со строгой предметной соотнесенностью
Восприятию словосочетания
Восприятию фразы
Слайд 17Последовательность слоговых видов в процессе коррекции
Сочетание двух гласных
Сочетание гласного и
согласного
Сочетание согласного и гласного в открытом слоге