Разделы презентаций


Приемы и методы диагностики дисграфии у младших школьников

Содержание

На нарушение письма как на самостоятельную патологию речевой деятельности обратил внимание А.Куссмауль в 1877 г. Затем появилось много работ, в которых давались описания детей с различными нарушениями письма. Из ранних работ

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Приемы и методы диагностики дисграфии у младших школьников

Приемы и методы диагностики дисграфии у младших школьников

Слайд 2На нарушение письма как на самостоятельную патологию речевой деятельности обратил

внимание А.Куссмауль в 1877 г. Затем появилось много работ, в

которых давались описания детей с различными нарушениями письма. Из ранних работ отечественных авторов большую значимость имеют работы невропатологов Р.А. Ткачева и С.С. Мнухина. В 30-х гг. ХХ века нарушения письма начинают изучать психологи, педагоги, дефектологи.
На нарушение письма как на самостоятельную патологию речевой деятельности обратил внимание А.Куссмауль в 1877 г. Затем появилось

Слайд 3 Дисграфия – это частичное нарушение овладением письмом,

которое характеризуется многочисленными специфическими ошибками. (Р. Е. Левина моногорафия «Нарушения

чтения и письма»)
Дисграфия – это частичное нарушение овладением письмом, которое характеризуется многочисленными специфическими ошибками. (Р. Е.

Слайд 4Причины дисграфии:
наследственная предрасположенность;
наличие патологических факторов, воздействующих в пренатальный, натальный

и постнатальный период;
функциональные причины:
внутренние(например, длительные соматические заболевания);
внешние

(неправильная речь окружающих, дефицит речевых контактов, двуязычие в семье,недостаточное внимание к речевому развитию ребенка со стороны взрослых);
повреждение зон головного мозга, принимающих участие в процессе письма (алалия, дизартрия, афазия).
Причины дисграфии:наследственная предрасположенность; наличие патологических факторов, воздействующих в пренатальный, натальный и постнатальный период; функциональные причины: внутренние(например, длительные

Слайд 5 Виды дисграфии:
смешанная – включает совокупность ошибок, относящихся к

разным видам дисграффии;
акустическая – дисграфия на основе нарушений дифференциации фонем;
артикуляторно-

акустическая дисграфия;
оптико- моторная;
дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза;
аграмматическая дисграфия.

Виды дисграфии:смешанная – включает совокупность ошибок, относящихся к разным видам дисграффии;акустическая – дисграфия на основе

Слайд 6 Диагностика дисграфии у младших школьников включает:
обследование звукопроизношения;
обследование слоговой

структуры слова;
обследование состояния функций фонематического слуха;
обследование звукового анализа слова;
обследование понимания

речи;
обследование активного словаря;
обследование грамматического строя речи.


Диагностика дисграфии у младших школьников включает:обследование звукопроизношения;обследование слоговой структуры слова;обследование состояния функций фонематического слуха;обследование звукового

Слайд 7 1. Обследование звукопроизношения.
2. Обследование

слоговой структуры
(используется методика Марковой – 13 типов слогов).

3. Обследование состояния функций фонематического слуха:
узнавание, различение фонем, составляющих звуковую оболочку слова.
1. Обследование звукопроизношения.   2. Обследование слоговой структуры(используется методика Марковой – 13 типов

Слайд 84. Обследование звукового анализа слова:
определить количество звуков в слове, их

последовательность;
назвать первый ударный гл. звук (аист);
определить последний согл. зв. в

словах;
выделить согл. зв. из начала слова (сок);
назвать ударный гл. зв. в конце слова (дно);
определить 3-ий зв. в слове и придумать слова, в которых этот зв. находился бы в нач, сер., конце слова (медведь- дом- ведра-мед);
чем отличаются слова Оля – Коля и т. д.
4. Обследование звукового анализа слова:определить количество звуков в слове, их последовательность;назвать первый ударный гл. звук (аист);определить последний

Слайд 9 5. Обследование понимания речи:
показ называемых предметов;
узнавание предметов по описанию;
понимание

действий, изображенных на картинке;
обследование понимания грамматических форм (покажи где поют,

где поет).
5. Обследование понимания речи:показ называемых предметов;узнавание предметов по описанию;понимание действий, изображенных на картинке;обследование понимания грамматических форм

Слайд 106. Понимание активного словаря:
самостоятельное дополнение данного тематического ряда (тетрадь, ручка

и.т.д.);
называние детенышей животных;
нахождение общих названий (яблоко, груша, лимон – это…);
называние

действий людей и животных.
6. Понимание активного словаря:самостоятельное дополнение данного тематического ряда (тетрадь, ручка и.т.д.);называние детенышей животных;нахождение общих названий (яблоко, груша,

Слайд 117.Обследование грамматического строя речи:
составление предложений по сюжетной картинке, по серии

сюжетных картинок, по опорным словам;
пересказ текста после прослушивания;
рассказ из собственного

опыта;
обследование словоизменения, т. е. употребление существ. Ед. и множ. Числа в различных падежах;
преобразование един. Числа существит. Во множественное число;
употребление предлогов;
словообразование (стол- столик).
Все результаты обследования фиксируются логопедом в речевой карте.
7.Обследование грамматического строя речи:составление предложений по сюжетной картинке, по серии сюжетных картинок, по опорным словам;пересказ текста после

Слайд 12 Для исследования особенностей письменной речи учащихся используется

раздел методики Л.С.Цветковой, Т.В. Ахутиной и Н.М.Пылаевой, направленный на проверку

письменной речи. Он состоит из трех серий, которые несколько отличаются при предъявлении учащимся 1-х классов и 2-3-х классов.
Для исследования особенностей письменной речи учащихся используется раздел методики Л.С.Цветковой, Т.В. Ахутиной и Н.М.Пылаевой,

Слайд 13Первая серия: исследует предпосылки письменной речи. Она включает пробы на

языковой и звукобуквенный анализ, требующие определить количество слов в предложении,

количество слогов и звуков в слове.
Первая серия: исследует предпосылки письменной речи. Она включает пробы на языковой и звукобуквенный анализ, требующие определить количество

Слайд 14 Инструкция для ребенка: необходимо ответить на вопросы:
сколько слов

в предложении «около дома росла береза»?
какое второе слово в этом

предложении?
сколько слогов в слове «рак»?
сколько слогов в слове «машина»?
какой третий слог в слове «машина»?
сколько звуков в слове «рак»?
сколько звуков в слове «шапка»?
какой третий звук в слове «школа»?
какой звук после «ш» в слове «школа»?
Инструкция для ребенка: необходимо ответить на вопросы:сколько слов в предложении «около дома росла береза»?какое второе

Слайд 15 Вторая серия: Направлена на оценку письма.

Учащимся 2-3-х предлагается небольшой диктант. Тексты диктовок взяты из

пособия И.Н. Садовниковой. При анализе результатов учитывается количество дисграфических ошибок и их типы, а также количество недисграфических ошибок.
Вторая серия: Направлена на оценку письма.   Учащимся 2-3-х предлагается небольшой диктант. Тексты

Слайд 16 Инструкция для учащегося по второй серии теста:
Я буду

диктовать, а ты пиши. Настала осень. Дует холодный ветер. Солнце

светит тускло. Часто идет дождь. В лесу стоит тишина.
Перелетные птицы вьют свои гнезда на высоких деревьях. Осенью часто идут проливные дожди.
Инструкция для учащегося по второй серии теста:Я буду диктовать, а ты пиши. Настала осень. Дует

Слайд 17 Третья серия: Проверяет навыки чтения.
Для

чтения учащимся 3-х классов был предложен текст «Как я ловил

раков». Выполнение оценивается по трем критериям: скорость, правильность чтения и понимание смысла прочитанного.
Третья серия: Проверяет навыки чтения.   Для чтения учащимся 3-х классов был предложен текст

Слайд 18 Инструкция для учащихся: прочитай текст.
В

нашей деревне текут два ручейка. В них живут много раков.

Мальчики ловят их руками под камнями, в дырах между корнями или под берегом. Потом они варят их и лакомятся ими. Одного рака я получил от моего друга, и он мне очень понравился, был очень вкусный
Для выяснения понимания смысла прочитанного ребенку следует задать 2-3 вопроса или попросить пересказать то, что он успел прочитать.

Инструкция для учащихся: прочитай текст.   В нашей деревне текут два ручейка. В них

Слайд 19 Для каждой серии заданий разработана своя система балльных

оценок. Общим для всех проб является четырехуровневый характер оценки -

0,5,10, 15 баллов.

Для каждой серии заданий разработана своя система балльных оценок. Общим для всех проб является четырехуровневый

Слайд 20 Профилактика дисграфии у дошкольников:
работа по развитию зрительно-пространственных

функций,
памяти,
внимания,
аналитико-синтетическая деятельность по формированию языкового анализа и

синтеза, лексики, грамматического строя, по устранению нарушений устной речи .


Профилактика дисграфии у дошкольников: работа по развитию зрительно-пространственных функций, памяти, внимания, аналитико-синтетическая деятельность по формированию

Слайд 21Признаки, характерные для детей «группы риска»
«цепочка» пери-и постнатальных вредностей;
позднее

и аномальное развитие устной речи;
задержка психического развития;
выраженная незрелость изобразительных способностей;
билингвизм;

Признаки, характерные для детей «группы риска» «цепочка» пери-и постнатальных вредностей;позднее и аномальное развитие устной речи;задержка психического развития;выраженная

Слайд 22отсутствие и неустойчивость слуховой дифференциации акустически близких звуков;
замены в устной

речи одних речевых звуков другими;
несформированность к старшему дошкольному возрасту наиболее

простых форм фонематического анализа слов;
несформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза; несформированность к началу школьного обучения грамматических систем словоизменения и словообразования.

отсутствие и неустойчивость слуховой дифференциации акустически близких звуков;замены в устной речи одних речевых звуков другими;несформированность к старшему

Слайд 23 Необходимо:
социальная среда должна быть «развивающей»,
теплое эмоциональное общение

с ребенком окружающих его взрослых людей, полноценное развитие устной речи;
владение

четкой дифференциацией всех звуков.


Необходимо:социальная среда должна быть «развивающей», теплое эмоциональное общение с ребенком окружающих его взрослых людей, полноценное

Слайд 24 С целью предупреждения нарушений слуховой дифференциации звуков

необходимо:

постепенно «приучать» слуховой анализатор ребенка ко все более тонкой работе,

для чего целесообразно использовать такие, например, приемы:
приучение реагировать на человеческий голос и его различные интонации;
приучение различать различные неречевые звуки (шуршание, звон будильника или звонок телефона, тиканье часов, шум дождя, стук в дверь);
воспитание умения узнавать по голосу близких людей и узнавать разные игрушечные музыкальные инструменты по их звучанию;
воспитание умения определять место источника звука (можно окликать ребенка то с одной, то с другой стороны или издавать какой-либо звук в разных от него направлениях.
С целью предупреждения нарушений слуховой дифференциации звуков необходимо:постепенно «приучать» слуховой анализатор ребенка ко все

Слайд 25В период становления у ребенка речи очень важно развивать у

него тонкую ручную моторику, поскольку активные движения рук (особенно кистей

и пальцев) активизируют речевые отделы коры головного мозга, а значит, стимулируют речевое развитие ребенка.
В период становления у ребенка речи очень важно развивать у него тонкую ручную моторику, поскольку активные движения

Слайд 26


Спасибо за внимание.

Спасибо за внимание.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика