Слайд 1Политико-экономические механизмы функционирования сектора государственного управления
Лекция 11
Слайд 2«Цель политики – общее благо»
Аристотель
Достижение общего блага в современных
государствах есть выстраивание компромиссов между прогрессом (экономический рост) и справедливостью
(равенство, эквивалентность).
Различают нормативное и позитивное, этическое и экономическое понимание общественных благ. В широком смысле как процесс общения и благоденствия в обществе. В узком смысле – это работа по созданию и воспроизводству коллективных благ
Слайд 3Главной целью является сохранение власти правящего режима, независимости и территориальной
целостности страны.
Государство осуществляет анализ общественных проблем и постановку задач
на основе внеэкономических критериев, оценивая хозяйственные и международные проблемы по преимуществу в координатах политического выбора, с целью сохранения у власти определенной элитарной группы
Государство как центр принятия решений
Слайд 4В системе государственного управления критерии «политической целесообразности» должны сочетаться с:
критериями
экономической эффективности,
социальной справедливости,
рационального расходования ресурсов,
конституционности
Слайд 5Концепция «общественных благ»
(П. Самуэльсон и Р. Масгрэйв)
Причины государственного вмешательства:
необходимость производства и распределения общественных товаров (проблема безбилетника),
Транзакционные издержки, чтобы
подвести к возможности добровольной трансформации экстерналий (функционирование организационных служб – общественный товар),
Неэффективность конкретных прав собственности, снижающих шансы на успех
Слайд 6Государство как орган макроэкономического регулирования
целью становится сохранение социально-экономической целостности общества,
его интеграция как социального целого, а основной социальной диспозицией в
принятии решений здесь выступают отношения управляющих и управляемых.
Субъектом выступают не политические, а исполнительные структуры, и прежде всего правительство, в качестве высшего хозяйственно-распорядительного органа.
Задача Правительства состоит в том, чтобы согласовать политические приоритеты и ценности с правовыми регуляторами и ориентациями на рациональное и экономное хозяйствование.
Принципы макроэкономического регулирования: законность, рациональность и экономическая эффективность, определяемых необходимостью получения максимально возможных результатов при минимальном использовании средств налогоплательщиков
Слайд 7Операционализация задач государственного управления осуществляется на административном уровне
Посредством воспроизводства сложившейся
иерархической системы линейно-функциональных связей, а также обслуживание населения, т.е. предоставление
гражданам специальных услуг в области здравоохранения, образования и т.д.
Через приведение организационных структур в соответствие с решаемыми задачами и формирование кадровых команд, способных на деле осуществить намеченное. Реализация исполнительной миссии предполагает отношение государства к гражданам как к клиентам, потребляющим определенные товары и услуги у конкретных государственных организаций и учреждений.
Слайд 8Потенциал самоорганизации субъектов государственного управления
Предполагает ограничение или исключение вмешательство
государства в решение общественно значимых проблем, и передачу решения определенных
задач в различные общественные или бизнес организации (например, система государственно-частного партнерства)
Слайд 9Как государство взаимодействует с рынком
Друг, партнер, заказчик
«сторожевой пес» и регулировщик
Сборщик
налогов
Государство благосостояния (баланс «справедливость –эффективность») - посредническая, арбитражная модель
государства, предполагающая регуляцию интересов с целью обеспечения общественного равновесия или некой степени участия (равноудаленности) по отношению к различным общественным группам
Слайд 10Эволюция «государства благосостояния»
Государство как политическое средство секуляризации и суверенитета (автономия
политики и экономики, гражданского общества и государства), А. Смит
Государство, основанное
на нужде, «на рассудке, стоящего лицом к лицу с нуждой», Гегель
Государство как агент справедливости (в особенности к незащищенным классам)
Государство как регулятор коллективных отношений, защитник стабильности рынка (период Великой депрессии США), Дж. М. Кейнс
Итог эволюции – две модели, трансатлантическая и рейнская
Слайд 11Критерии влияния Правительства
Действия нацелены лишь на общественное благо и
своекорыстие чиновников является отклонением
Государство есть целостный организм, решения принимаются на
основе рациональности и прозрачности
Экономические решения могут подвергаться пересмотру и не должны иметь инерции
Инструменты экономической политики находятся под полным контроля государства и в руках честного и эффективного аппарата
Слайд 12Критика госинтервенционизма
Государство не монолитно, а характеризуется множественностью центров выработки
политики, со своими специфическими интересами и понимания общих целей,
Сложности достижения
абсолютно последовательной государственной политики (особенно в векторах центр—территории, центр-подразделения, временные векторы),
Политика есть процесс взаимодействия групп интересов,
Недостаточная компетентность чиновников в экономическом регулировании,
Проблемы принятия и исполнения решений (необратимость государственных решений),
Проблемы мотивации в бюрократических структурах (Бриттан, 1998)
Слайд 13Сектор государственного управления
представляет собой совокупность предприятий, организаций, учреждений однородного социально-экономического
или социально-культурного профиля, находящихся в ведении центрального федерального (или субъекта
федерации) органа исполнительной власти. А сфера государственного управления включает в себя деятельность специальных органов исполнительной власти , осуществляющих функциональное межотраслевое регулирование в масштабе всех или, по крайней мере, многих отраслей управления.
Слайд 16Три модели государственного сектора
Слайд 17Негативные политико-идеологические императивы построения эффективного госсектора
Недопонимание разницы между понятиями “госсектор” и
“государственная собственность” (“государственное имущество”). Управление госсектором предполагает не только отношения
собственности, возникающие по поводу владения, использования и распоряжения имуществом государственных унитарных предприятий, но и отношения по поводу участия государства в управлении акционерным капиталом, которые регулируются нормами обязательственного права, а не права собственности.
Слайд 18Управление государственным сектором не есть лишь управление государственной собственностью. Изменение
абсолютных и относительных масштабов госсектора обеспечивается только за счет приватизации
госпредприятий.
Государство должно не только пассивно перераспределять активы из государственного сектора в частный и обратно (национализация и приватизация), но и создавать новые предприятия и организации.
Слайд 19Государство как участник рыночного обмена
Обеспечение и гарант право собственности
Контроль над
соблюдением всего многообразия заключенных договоров
Институт хозяйственного правопорядка (В. Ойкен) в
противопоставление моделям государства-администратора и государства-перераспределителя доходов
Слайд 20Государство как гарант прав собственности
Предпочитает ту структуру собственности, которая вне
связи с эффективностью, поддается контролю и создает больше возможностей для
взимания налогов, не создавая дополнительных издержек госаппарату,
Минимизирует столкновение требований эффективности с интересами самосохранения власти, зависящими от общественного мнения, предпочтения сильных политических групп,
Обеспечивает стабильность, снижение транзакционных издержек, неопределенности, что в значительной степени ведет к падению экономической эффективности
Слайд 22Модели управления государственной собственностью
Слайд 23Динамика развития государственного сектора (в аспекте отношений собственности)
Источник: http://rusrand.ru/analytics/mnogo-ili-malo-gosudarstva-v-otechestvennoy-ekonomike
По числу
занятых
Слайд 25Мнение ФАС о величине госсектора и его воздействии на экономику
России (https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2016/09/29/658959-goskompanii-kontroliruyut-ekonomiki)
Вклад госсектора в ВВП вырос до 70% в 2015
г. с 35% в 2005 г.,
Унитарные предприятия создаются на конкурентных рынках, где их участие основная угроза конкуренции,
К бизнесу власть относится «как к кошельку» - 48% против 42% в 2014 г.), 15,8% компаний убеждены, что власть относится к бизнесу как к питательной среде для коррупции, 2% респондентов полагают, что «власть относится к бизнесу как к конкуренту» (опрос РСПП)
Неэффективность политики импортозамещения приводит к росту цен на потребительских рынках, не меняя структуры экономики, способствуя неоправданному дефициту.