Слайд 2Интернет как канал коммуникации
Интернет (англ. Internet) - всемирная система объединённых
компьютерных сетей для хранения и передачи информации.
Всемирная сеть, Глобальная
сеть, а также просто Сеть.
Слайд 3Интернет как канал коммуникации
Интернет - информационно-коммуникативная технология, техническую основу которой
составляет «глобальная информационная компьютерная сеть, представляющая собой всемирное объединение локальных
сетей, шлюзов, серверов и компьютеров, в которой применяется единый набор правил и процедур (протоколов), регулирующих порядок осуществления связей между ними.
Слайд 4Интернет как канал коммуникации
Слайд 5Интернет как канал коммуникации
Слайд 6Интернет как канал коммуникации
Слайд 7Источник: «Медиалогия», на основании статистики liveinternet.ru – май 2019 года.
Слайд 8Интернет как канал коммуникации
Интернет - «точка входа» и коммуникационная основа
для других медиа: печатных СМИ, радио, ТВ, мобильной телефонии, что
ведет к созданию новых параметров коммуникации, которую принято называть конвергентной (сближение, соединение).
Слайд 9Интернет как канал коммуникации
Сетевая журналистика, зародившись на российской почве в
середине 1990-х гг., начала свой отсчет с сетевого проекта «Demos
Online», интерактивного литературного журнала «РОМАН», ежедневного обозрения «Вечерний Интернет» (редактор А. Носик) и, постепенно наращивая мощь и технологически, и содержательно, вылилась в первые Интернет-проекты, которые можно позиционировать, как СМИ.
Слайд 10Интернет как канал коммуникации
Ежедневная Интернет-газета Gazeta.ru (1999 год) и выделившиеся
из этого издания новостной портал Lenta.ru и газете Vesti.ru, а
также сетевые проекты Zhurnal.ru, «Русский журнал» (russ.ru).
В начале 2000-х гг. эксперты уже фиксировали бум сетевых изданий, которые чаще всего возникали как авторские сетевые проекты или клоны СМИ, но существовали в основном недолго.
Слайд 11Природа сетевых СМИ
Сетевая журналистика - деятельность в гипертекстовом интерактивном пространстве
по подготовке журналистского контента, размещению его в сети Интернет и
осуществлению диалога с аудиторией.
Данный термин выступает как синоним понятий «интернет-журналистика», «веб-журналистика», «онлайн-журналистика».
Слайд 12Природа сетевых СМИ
Сетевые СМИ («новое медиа», «e-медиа», «онлайн-медиа», «WWW-media», «Web-media,
Интернет-СМИ и др.) - сайт или портал, предназначенный для решения
задач, которые свойственны печатным и электронным несетевым средствам массовой информации, так и качественно новых задач.
Слайд 13Природа сетевых СМИ
В соответствии с Законом о СМИ под сетевым
изданием понимается «сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, зарегистрированный в качестве
средства массовой информации».
Наличие регистрации не может быть единственным критерием, отделяющим сетевое СМИ от любого другого сайта.
Слайд 14Признаки сетевых СМИ
открытость, общая доступность ресурса, ограниченная лишь доступом к
техническим средствам;
регулярное обновление информации;
наличие обратной связи, информационного обмена с аудиторией;
многотемность
и разнообразие видов информации;
Слайд 15Признаки сетевых СМИ
способность освещать то, что происходит в обществе, с
одной стороны, и документальный характер такого освещения - с другой;
наличие
контактной информации, состава редакции;
наличие организационно-правового статуса для определения взаимоотношений с обществом и государством.
Слайд 16Признаки сетевых СМИ
Таким образом, сетевое СМИ - открытый для общего
доступа регулярно обновляющийся ресурс, производство и выпуск материалов которого осуществляются
редакцией, позиционирующий себя как СМИ и зарегистрированный в соответствии с федеральным законодательством.
Слайд 17Признаки сетевых СМИ
Специфика сетевых СМИ в сравнении с другими (печатными,
радио или телевизионными) состоит в их комплексности. Интернет-технологии позволяют объединить
текстовое воздействие с воздействием посредством звука и динамичных образов.
Слайд 18Признаки сетевых СМИ
Три оригинальных ключевых признака сетевых СМИ:
гипертекстуальность,
интерактивность,
мультимедийность.
Слайд 19Признаки сетевых СМИ
Гипертекстуальность - связь между отдельными текстами осуществляется в
единой среде, что позволяет читать текст не только на одном
уровне, как на бумаге, но благодаря внутренним и внешним ссылкам просматривать его вглубь.
Слайд 20Признаки сетевых СМИ
Интерактивность, присущая Интернет-СМИ, позволяет пользователю, аудитории создавать собственное
содержание, активно формировать индивидуальную информационную и развлекательную «повестку дня».
Общение принимает
неопосредованный, а также мгновенный, синхронный характер.
Слайд 21Признаки сетевых СМИ
Наиболее распространенным форматом многосторонней коммуникации в сетевых СМИ
являются комментарии.
Значительно возрастают вовлеченность и заинтересованность аудитории, у нее
создается ощущение причастности к информационной практике, складываются условия для коллективного осмысления и оценки событий.
Слайд 22Признаки сетевых СМИ
Мультимедийность обычно определяют как некий сплав всех существующих
текстовых, иллюстративных, аудио- и видеотехнологий.
Сетевые СМИ можно представить как симбиоз
традиционных средств передачи информации: аудиоданных радио, видеоданных и анимации телевидения, фотографии, а также текстов печатных изданий (конвергенция).
Слайд 23Типология сетевых СМИ
Общая упрощённая классификация:
собственно сетевые издания,
сетевые версии традиционных СМИ.
Слайд 24Типология сетевых СМИ
по типу представленного контента (новостные, комментарийные, смешанные; авторские,
редакционные, смешанные);
по тематике (монотематические; политематические);
по принадлежности (принадлежащие государству; принадлежащие медийным
группам; принадлежащие политическим группам, бизнес-группам; независимые);
по «географической» ориентации (общероссийские ресурсы; региональные ресурсы).
Слайд 25Типология сетевых СМИ
эквивалентные копии традиционных СМИ, или их электронные версии;
модифицированные
онлайн-версии традиционных СМИ, которые возникли на почве офлайн-прототипов, но не
копируют их, а проводят собственную информационную политику, имеют собственную, отличную от традиционного издания, схему вещания, соответствующую выбранному каналу («Ведомости»);
Слайд 26Типология сетевых СМИ
Медиапроекты, возникшие в Сети и не имеющие офлайновых
прототипов. В противовес первой группе они занимают лидирующие позиции в
сетевых рейтингах, а некоторые из них, которые прямо заявляют о своих коммерческих целях, в скором времени обещают выйти на самоокупаемость (Лента.ру, Газета.ру).