Слайд 1Мастер-класс по теме:
«Приемы работы с текстом при подготовке части
С в ГИА и ЕГЭ».
Выполнила:
учитель высшей категории
Захарченко Ольга
Александровна
Слайд 2Три способа компрессии текста
исключение подробностей, деталей (удаление);
обобщение конкретных,
единичных явлений (объединение);
сочетание исключения и обобщения (замена).
Слайд 3Приемы сжатия материала
сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов предложения;
образование
сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном
и том же предмете речи;
сокращение сложного предложения за счет менее существенной части;
разбивка сложного предложения на сокращенные простые;
перевод прямой речи в косвенную;
пропуск предложений, содержащих второстепенные факты;
пропуск предложений с описаниями и рассуждениями.
Слайд 4Задания, способствующие вычленению главной информации
Прочитайте предложения (текст) и подчеркните
в них главную информацию.
Какие предложения, перестроив, можно соединить?
Объясните деление текста
на абзацы. Сформулируйте микротему каждого из них.
Замените ряд однородных членов обобщающим наименованием.
Упростите выражение, заменив его синонимом.
Запишите предложение(я), употребив нейтральные синонимы, исключив детали.
Определите и запишите основную проблему текста.
Сравните два текста (один — подробный, второй — сжатый вариант). Сравните основную информацию текстов. Различается ли она?
Слайд 5Требования к сжатому изложению
наличие предложений, выражающих мысль, общую для каждой
смысловой части;
использование по возможности грамматических форм, отличных от предъявленных для
восприятия;
установление смысловой связи между предложениями;
использование уместных, точных и лаконичных языковых средств обобщенной передачи содержания.
Слайд 6Сочинение на лингвистическую тему
Рассуждение – это словесное изложение, разъяснение, подтверждение
или опровержение какой-либо мысли, суждения.
Рассуждение отличается от описания и повествования
сложными синтаксическими конструкциями и абстрактным характером лексики.
Слайд 7Структура текста-рассуждения
тезис (утверждение или опровержение какого-либо суждения, понятия);
доказательство этой мысли,
убедительные аргументы, приводимые в поддержку тезиса;
вывод.
Слайд 8Алгоритм выполнения задания С2.1
Тема сочинения, как правило, содержится в вопросе.
Начинаем работу с небольшого вступления, в котором можно, например, кратко
изложить суть вопроса или дать определение понятия, которое подведет к проблеме, затронуть общие теоретические сведения.
Затем выдвигаем тезис, то есть главную мысль, которую будем доказывать. Задайте себе вопрос: «Что необходимо знать, чтобы обосновать тезис?» Так мы найдем аргументы — теоретически обоснованные ответы на вопрос (необходимо привести два аргумента). Проанализировав материал, отбираем нужные языковые явления, обязательно используя лингвистические термины и в соответствии с обоснованием подкрепляем (иллюстрируем) примерами из текста. Для перечисления аргументов используйте вводные слова: во- первых, во-вторых, в-третьих, наконец, итак, следовательно. Аргументы оформляйте с красной строки.
Заключение содержит выводы о необходимости знания орфографических и пунктуационных правил и т.п.
Слайд 9Зачем нужны знаки препинания?
во-первых, знаки препинания — это особая часть
графической системы русского языка, бывают одиночными и парными;
во-вторых, в современном
письменном русском языке используется 10 знаков препинания, а словарь лингвистических терминов называет и одиннадцатый — абзац и красную строку;
в-третьих, они выполняют различную функцию:
- знаки завершения (конец предложения; абзац и красная строка),
- знаки выделения (парные или двойные знаки в середине предложения: запятые, тире, скобки, кавычки; например, при обособлении и обращении),
- знаки разделения (одиночный знак: запятая, точка с запятой, тире, двоеточие; например, при разграничении простых предложений в составе сложного, при перечислении однородных членов);
в-четвертых, каждый знак препинания в устной речи требует определенной (характерной) для него паузы и интонации.
Слайд 10Алгоритм выполнения задания С2.2
Начинаем со вступления. Оно может быть связано
с определением темы и проблемы исходного текста, а может содержать
вопрос- размышление, подводящий к рассуждению (вопросно-ответная форма). Последний прием, как правило, и помогает большинству справиться с началом работы. Но необходимо помнить, что вступление не должно быть затянутым, большим; достаточно двух-трех предложений.
Основная часть работы — ответ на поставленный вопрос, подтверждаемый аргументами из текста.
Аргумент — это доказательство какой-либо мысли или утверждения.
Аргумент из прочитанного текста предполагает использование сведений, почерпнутых из предложенного отрывка, и оформляется либо в виде цитаты, либо с указанием номера предложения.
Внимание! Цитирование или ссылка на номер предложения является аргументом только тогда, когда есть объяснение, комментарий ситуации (поступка, проблемы и т.п.) или языкового явления и его подтверждение примером-иллюстрацией из текста.
Каждый аргумент записывайте с красной строки. При этом в работе над сочинением старайтесь использовать ответы, которые вы дали при выполнении заданий группы А, так как они связаны с содержанием данного текста.
Заключение содержит выводы и подводит итог всему сказанному.