Слайд 1
ПРИКЛАДНАЯ ПОЛИТОЛОГИЯ
Лекция 1
В.А. Шехмаметьева
Слайд 2Отличие политологии и прикладной политологии
по ЦЕЛИ
Политология получает ответы на вопросы
–
“что познается?” и
“как познается?”
Прикладная политология прямо отвечает на
вопросы
“для чего?” и
“как?”.
Слайд 3Прикладная политология —
отрасль политической науки, исследующая конкретные политические ситуации с
целью получения для заинтересованных лиц и организаций определенной информации, разработки
для них политических прогнозов, практических советов и рекомендаций, служащих повышению эффективности их деятельности.
Слайд 4Предмет прикладной политологии
Слайд 5Политологическое исследование
– это система процедур организационно-технического характера на основе методов
политического анализа, имеющих целью получить научно обоснованные данные о политических
событиях, явлениях, процессах, носящие прогностический характер.
Слайд 6Виды политологических исследований:
Изыскательское
Описательное
Аналитическое
Слайд 7Изыскательское
Например, отношения людей к актуальным политическим событиям или выявления степени
эффективности только что проведенных политических мероприятий.
Слайд 8Описательное
Рассматривается более масштабное политическое событие, например,
анализ только что состоявшихся выборов
в Государственную Думу и их сравнение с предыдущими выборами.
Изучение структурных
элементов.
Слайд 9Аналитическое
Изучение не только структурных элементов политического события, а выявление причин
того или иного политического события.
Слайд 10Методы прикладной политологии
Методы теоретического уровня
Методы прикладного уровня
Слайд 12Основные сферы применения
прикладной политологии:
разработка программ, обладающих устойчивой практической значимостью
для государства: здравоохранение, социальная, национальная, оборонная политика,
выработка и принятие
политических решений: разработка критериев политически значимых общественных проблем, альтернативных вариантов, мер по нейтрализации оппонентов,
определение путей предотвращения или разрешения социальных конфликтов и достижение необходимого общественного консенсуса,
ведение переговоров, «технология торга», определение приемов и способов взаимодействия сторон,
проведение избирательных кампаний: рекомендации по характеру финансирования, выбору важнейших тем для ведения предвыборной борьбы, созданию имиджа и т.п.,
Слайд 13Политические решения
Что такое «политическое решение»
Требования к принятию политических решений
Этапы процесса
принятия политического решения
Реализация политических решений
Слайд 14Требования к принятию политических решений
Целесообразность
Своевременность
Системность
Соответствие
Подчиненность
Слайд 15Этапы процесса принятия политического решения
В российской политологии:
Накопление исходных данных о
проблемной ситуации в обществе
Анализ исходных и всех дополнительных данных
Принятие решения
Реализация
политического решения
Слайд 16Процедура принятия политического решения
Слайд 17Реализация
политических решений
Необходимо создание механизма реализации политического решения
– от ситуации
могут быть разными.
Элементы механизма реализации политического решения (ПР):
Персональная ответственность людей за выполнение ПР
Конкретные источники финансового, материального и т.п. обеспечения выполнения ПР
координация работы механизма реализации ПР с работой др. механизмов политической структуры
Постоянный контроль за ходом выполнения политического решения
Информационно-аналитическая база поддержки принятия ПР
Слайд 18Основные сферы применения
прикладной политологии:
разработка программ, обладающих устойчивой практической значимостью
для государства: здравоохранение, социальная, национальная, оборонная политика,
выработка и принятие
политических решений: разработка критериев политически значимых общественных проблем, альтернативных вариантов, мер по нейтрализации оппонентов,
определение путей предотвращения или разрешения социальных конфликтов и достижение необходимого общественного консенсуса,
ведение переговоров, «технология торга», определение приемов и способов взаимодействия сторон,
проведение избирательных кампаний: рекомендации по характеру финансирования, выбору важнейших тем для ведения предвыборной борьбы, созданию имиджа и т.п.
Слайд 21Атака
Модель «Пространство
против позиции».
Слайд 24Атака
Модель «Перекрестная атака»
Слайд 25Атака
Модель «Взрыв или
собирание против взрыва»
Слайд 26Атака
Модель«Скрытое поражение»
или «Неудавшаяся атака»
Слайд 27Атака
Модель «Атака на третью сторону»
(которая связана с нашим противником).
Слайд 29Защита
Модель «Смешение, беспорядок»
Слайд 30Защита
Модель «Молчи, пока
не истечешь кровью».
Прежде, чем отвечать, проведи исследование,
как это повлияло на избирателей, может быть...
Слайд 31Защита
Модель «Ответ с третьей стороны».
Слайд 32Защита
Модель «Отвлечение оппонента
от атаки».
Слайд 33Защита
Модель «Перевернутая атака».
Слайд 34Основные сферы применения
прикладной политологии:
разработка программ, обладающих устойчивой практической значимостью
для государства: здравоохранение, социальная, национальная, оборонная политика,
выработка и принятие
политических решений: разработка критериев политически значимых общественных проблем, альтернативных вариантов, мер по нейтрализации оппонентов,
определение путей предотвращения или разрешения социальных конфликтов и достижение необходимого общественного консенсуса,
ведение переговоров, «технология торга», определение приемов и способов взаимодействия сторон,
проведение избирательных кампаний: рекомендации по характеру финансирования, выбору важнейших тем для ведения предвыборной борьбы, созданию имиджа и т.п.
Слайд 35ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ
- это установленный законом период, в течении которого политические
партии и организации, государственные органы, ответственные за проведение выборов, осуществляют
их организационную подготовку в соответствии с установленными требованиями.
СТРАТЕГИЯ
УРОВНИ УПРАВЛЕНИЯ
Слайд 36Стратегия и уровни управления избирательной кампанией.
Слайд 37«С т р а т е г и я».
Организационная и
коммуникативная технология.
Идентификация себя в избирательной кампании.
Идентификация противника.
Определение территории политического пространства,
на котором будет проходить кампания.
Выбор “мишени” (на кого из избирателей хотим воздействовать).
Слайд 38Пути изучения избирателя
Социологические исследования (общественное мнение).
Изучение результатов предыдущих
выборов.
Демографические (однофакторные) исследования.
Геодемографический (многофакторный) анализ.
Слежение за динамикой изменений общественного мнения
электората.
Пространственный анализ расстановки политических сил на политическом рынке.
Экспериментальные технологии (в т. ч. теория катастроф, теория длинных и коротких волн (т. Кондратьева)).
Слайд 39Модель «Шаг за шагом».
Результаты голосований последнего года.
Результаты прошедших выборов.
Определение типов
электората и их приверженности.
Партийная принадлежность.
Слайд 40Стратегия и уровни управления избирательной кампанией.
Слайд 41Концепции отбора информации.
Усредненные данные.
Анализ широких данных (например общенациональный
уровень).
Активность избирателей (от уровня выборов).
Процесс осмысления результатов.
А. Где
больше и где меньше всего.
В. От года к году.
С. Что эта информация мне говорит.
Слайд 42Процесс анализа.
Отбор избирательных кампаний, которые важны для анализа.
Доступность информации.
Компьютерный обсчет
данных.
Анализ.
Формализация данных (формы, в которых удобно изучать).
Слайд 43Спасибо за внимание!
Я буду рада ответить
на ваши вопросы!
?
В.А. Шехмаметьева
VMescherova@mail.ru