Слайд 1Прикладная социология
Каменев Иван Георгиевич
К.э.н., доцент кафедры УЧР
igekam@gmail.com
Кафедра Управления человеческими ресурсами
Имя,
звание, преподавателя
Шрифт Arial полужирный
(не крупнее 20)
Для программы бакалавриата
Слайд 2Темы дисциплины
Тема 1. Основные понятия социологии организации.
Тема 2. Субъекты организационной
деятельности.
Тема 3. Социология управления.
Тема 4. Социология труда.
Тема 5. Социально-трудовые отношения.
Тема 6. Социальная
динамика и социальные процессы организации.
Тема 7. Прикладные инструменты и технологии социологических исследований в организации.
ПРИКЛАДНАЯ СОЦИОЛОГИЯ
НАЗВАНИЕ ГЛАВЫ.
Буквы все прописные
Цвет – красный
Шрифт: Arial
ЗАГОЛОВОК СЛАЙДА.
Буквы строчные
Цвет – темно-синий
Размер 36 ( в случае очень длинного заголовка размер можно уменьшить до 32)
Шрифт: Arial BLACK
!!!
ТЕКСТ СЛАЙДА.
Буквы строчные
Цвет – темно-синий
Шрифт: Arial
ВЕЗДЕ!
Слайд 3Тема 1.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СОЦИОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ
ПРИКЛАДНАЯ СОЦИОЛОГИЯ
Слайд 4Учебные вопросы темы
1.1. Объект, предмет и метод социологии организации. Основные
разделы социологии организации. Отношения социологии организации с другими разделами социологии,
психологией и менеджментом.
1.2. Системный, поведенческий, деятельностный подходы в социологии. Структурный, функциональный, институциональный и другие подходы в социологии.
1.3. Основные понятия социологии организации: социальные отношения, социальная структура, социальные процессы, социальные институты, социальные свойства и социальная среда.
1.4. Социальные установки и стереотипы, их роль в регулировании социальных процессов. Коррекция установок и стереотипов (воспитание). Виды поведенческих установок и стереотипов.
1.5. Социальная организация как субъект, объект и процесс. Организационная деятельность.
1.6. Структура социальной организации. Организация как социальная система. Внешняя и внутренняя среда социальной организации. Системные свойства социальной организации. Социальная подсистема организации.
ТЕМА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СОЦИОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ.
Название главы в две строки поэтому полоска , название и текст опускаются
Слайд 5Объект, предмет и метод социологии организации
Объект социологии организации: деятельность и
поведение организации как единого целого и групп и людей в
организациях
Предмет социологии организации: закономерности построения, функционирования и развития социальной организации, пути и способы решения социальных проблем в организациях.
Методы социологии организации: общенаучные, методы работы с источниками, социологические методы сбора, анализа и интерпретации данных, специальные методы различных разделов социологии организации
1.1. ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И МЕТОД СОЦИОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ
Слайд 6Основные разделы социологии организации
Комплекс прикладных социологических теорий и дисциплин, изучающих
организацию:
Теория организации
Социология управления
Социология труда
Теории организационной динамики
Организационная конфликтология
Социометрика(метрия)
!!! Все эти дисциплины
и теории работают в тесной связи со смежными психологическими дисциплинами
1.1. ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И МЕТОД СОЦИОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ
Слайд 7Системный подход
Основные понятия системного подхода:
Элемент, социальное взаимодействие, социальная связь
Система, подсистема
Граница
системы, внешняя среда, внутренняя среда
Открытая система, закрытая система
Статическая система, динамическая
система
Гомогенная, гетергоенная система; сложность системы
1.2. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ СОЦИОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ
Слайд 8Деятельностный подход
1.2. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ СОЦИОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ
Деятельность – способ отношения
человека и социальных систем к внешнему миру, состоящий в преобразовании
и подчинении его целям человека
Основные компоненты деятельности:
субъект
потребность
объект
мотив
цель
методы и средства
процесс (действия)
результат ( прямой и побочный)
Слайд 9Поведенческий подход
1.2. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ СОЦИОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ
Субъект
Вход (стимул)
Выход (реакция)
= поведение
Слайд 10Социальные отношения и социальная структура
Социальные отношения – относительно устойчивые связи
между индивидуумами и социальными группами как постоянными носителями качественно различных
видов деятельности.
Социальная структура – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов: социальных статусов, общностей и групп, институтов.
!!! Под социальной структурой может также пониматься разбиение индивидумов, входящих в социальную систему, на номинальные группы.
1.3. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СОЦИОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ
Слайд 11Социальные процессы и социальные институты
Социальные институты – исторически сложившаяся устойчивая
форма организации социальных отношений, обеспечивающая реализацию общественно значимых функций на
основе системы формальных и неформальных правил.
Социальные процессы – относительно однородные серии взаимодействий социальных субъектов, связанных взаимными причинными или структурно-функциональными зависимостями и изменяющих социальные отношения.
1.3. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СОЦИОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ
Слайд 12Социальные свойства организации
Общесистемные свойства: целостность, комплексность, эмерджентность;
Общеорганизационные свойства: структурность, иерархичность,
необходимое разнообразие;
стабильность;
динамичность;
инструментальность;
социальность;
обезличенность.
1.3. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СОЦИОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ
Слайд 13Социальная среда организации
1.3. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СОЦИОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ
Слайд 14Социальные установки
Установка – стабильная готовность (т.е. предрасположенность) субъекта деятельности поступать
тем или иным образом еще до появления стимула к действию
(ситуации действия), при условии, что именно этот стимул будет предъявлен.
Моторная установка – готовность к (физическому) выполнению конкретного действия.
Перцептивная установка — готовность воспринимать или игнорировать различные ощущения, смыслы.
Парадокс предзнания: познавательные возможности человека ограничены его установками. Человек не может познать то, к чему он не готов – тогда как он познает что-либо новое?
1.4. СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ И СТЕРЕОТИПЫ
Слайд 15Социальные установки
Умственная (интеллектуальная) установка – готовность (предрасположенность) решать интеллектуальные задачи
с помощью известных и доступных способов.
Социальная установка – готовность (предрасположенность)
к определенному социально значимому поведению.
Функции социальной установки:
адаптивная;
защитная;
экспрессивная;
познавательная;
координирующая.
1.4. СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ И СТЕРЕОТИПЫ
Слайд 16Социальные установки
Социальные установки, в отличие от иных видов установок, существуют
как в индивидуальном, так и в групповом сознании, что позволяет
рассматривать их как социальные факты.
Ошибка установки – реакция личности в соответствии с установкой (предрасположенностью) при воздействии другого, не ожидаемого раздражителя.
Наступление в результате действия последствий, не соответствующих установке, ведет к возникновению когнитивного диссонанса.
Самоанализ на основе данного диссонанса способствует осознанию человеком существовавшей у него установки.
1.4. СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ И СТЕРЕОТИПЫ
Слайд 17Социальные стереотипы
Социальные стереотипы – устойчивые упрощенные, схематичные образы социальных объектов,
разделяемые достаточно большим числом социальных субъектов.
Функции социального стереотипа:
Когнитивная
Идеологизированная
Ценностно-защитная
Идентифицирующая
1.4. СОЦИАЛЬНЫЕ
УСТАНОВКИ И СТЕРЕОТИПЫ
Слайд 18Социальные стереотипы
Виды социальных стереотипов:
Позитивные и негативные
Стихийные и управляемые
Точные, неточные и
ошибочные
Личностные и групповые
Категории (виды по сфере нахождения объекта):
Гендерные
Этнические и национальные
Возрастные
Этические
Исторические
1.4. СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ И СТЕРЕОТИПЫ
Слайд 19Воспитание
Воспитание – организованное, целенаправленное и управляемое воздействие воспитателей или коллектива
на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств.
В процессе
воспитания происходит формирование или коррекция социальных установок, закрепление или разрушение социальных стереотипов.
Воспитание является важным механизмом адаптации работника в трудовом коллективе. Однако, в отличие от воспитания ребенка (не сформировавшейся личности), воспитание взрослого человека – скрытый процесс, в котором преобладают косвенные воздействия.
1.4. СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ И СТЕРЕОТИПЫ
Слайд 20Воспитание
Наиболее эффективные способы изменения установок личности:
предоставление новой информации
воздействие страхом
устранение несоответствия
между установкой и поведением
влияние друзей или коллег
привлечение к сотрудничеству
соответствующая компенсация
1.4. СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ И СТЕРЕОТИПЫ
Слайд 21Социальная организация как процесс
Социальная организация – деятельность социальных субъектов по
выработке новых норм, налаживанию устойчивых связей, а также координации усилий
отдельных членов социальной группы.
Социальная организация как деятельность может принимать формы управления, самоорганизации, выборов и др.
Результатом такой деятельности является социальная организация как объект.
1.5. СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
Слайд 22Социальная организация как объект
Социальная организация – упорядоченное («организованное») состояние социальной
группы или общности, достигаемое и изменяемое в процессе целенаправленного воздействия
на нее.
Организация как организованность является необходимым, но не достаточным условием для того, чтобы организация начала функционировать. Состояние организованности само по себе не задает функцию.
1.5. СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
Слайд 23Социальная организация как субъект
Социальная организация – устойчивая социальная группа, реализующая
определенные социальные функции и удовлетворяющая коллективные интересы своих членов.
От иных
групп организация отличается наличием аппарата управления, деятельность которого направлены на достижение организационных целей. Социальные организации входят в социальную структуру общества. В частности, к ним относятся:
коммерческие фирмы
некоммерческие организации
государственные организации
неформальные (не оформленные юридически) организации
1.5. СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
Слайд 24Внутренняя среда организации
Подсистемы внутренней среды:
Социальная (персонал и социальные отношения)
Организационная (оргструктура
и модель менеджмента)
Информационно-коммуникационная
Производственно-техническая (средства производства)
Экономическая (движение финансов, права собственности)
1.6. СТРУКТУРА
ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
Слайд 25Внутренняя среда организации
1.6. СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
Слайд 26Внешняя среда организации
Факторы микроокружения (деловая среда):
Поставщики, потребители, конкуренты, партнеры, подрядчики,
каналы сбыта, инфраструктура, органы власти и др.
Факторы макроокружения:
природно-экологические,
политико-правовые,
экономические,
социокультурные и демографические,
научно-технический прогресс
1.6. СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
Слайд 27Внешнее окружение организации, по Мескону
4.1. Типология организаций
Слайд 28Тема 2.
СУБЪЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРИКЛАДНАЯ СОЦИОЛОГИЯ
Слайд 29Учебные вопросы темы
2.1. Понятие личности. Развитие личности. Организационное поведение и
деятельность личности.
2.2. Профессионально-функциональные роли работников и виды поведения человека в
организации.
2.3. Группы, их классификация и основные характеристики. Групповое поведение и деятельность.
2.4. Групповые нормы и ценности. Мораль. Иерархия социальных норм в организации. Взаимодействие индивидуума и группы.
2.5. Организация как целостный субъект поведения и деятельности. Типология социальных организаций. Историческая эволюция социальных организаций.
2.6. Жизненный цикл социальной организации. Социальная организация в конкурентной среде.
2.7. Управление поведением организации. Поведенческий маркетинг. Понятие и функции организационной культуры. Структура организационной культуры. Типы и уровни организационных культур. Методы формирования, поддержания и развития организационной культуры. Роль организационных субъектов в управлении организационной культурой.
ТЕМА 2. СУБЪЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Название главы в две строки поэтому полоска , название и текст опускаются
Слайд 30Понятие личности
Личность – индивидуум, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью
социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в
общественной жизни.
Личностные качества, значимые для организации:
Локус контроля
Самооценка
Потребность во власти
Склонность к риску
Авторитарность
Темперамент
2.1. ЛИЧНОСТЬ
Слайд 31Организационное поведение и деятельность личности
Индивидуальный уровень организационного поведения – характеристики
отдельных людей, являющиеся факторами эффективности ее работы и взаимодействия с
другими членами организации.
Изучение индивидуального поведения человека проводится с учетом следующих факторов:
персональная характеристика
ситуация в которой осуществляется деятельность
возраст
!!! Разница между поведенческим и деятельностным подходом к личности в организации
2.1. ЛИЧНОСТЬ
Слайд 32Виды индивидуального поведения в организации
2.2. ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ОРГАНИЗАЦИИ
По
самопозиционированию к другим людям:
предпринимательское;
бюрократическое;
преподавательское;
По характеру принятия ответственности:
руководящее (начальственное);
и исполнительское;
собственническое.
Слайд 33Характеристики поведения человека в организации
2.2. ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ОРГАНИЗАЦИИ
Характеристики
индивидуального поведения, определяющие его значение для организации
удовлетворенность трудом;
приверженность организации;
вовлеченность в
работу;
форма совместной деятельности:
соперничество
сотрудничество
конфронтация
Слайд 34Приверженность организации
2.2. ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ОРГАНИЗАЦИИ
Составляющие приверженности:
принятие организационных ценностей
и целей;
готовности прилагать усилия ради организации;
стремления оставаться членом
коллектива организации.
Типы приверженности:
Аффективная, или эмоциональная, приверженность —
Поведенческая приверженность
Нормативная приверженность
Слайд 35Профессионально-функциональные роли
2.2. ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ОРГАНИЗАЦИИ
Целерациональные (активные) роли:
Функциональное трудовое
поведение - добросовестное исполнение трудовых обязанностей.
Целевое экономическое поведение -
стремление достичь определенного уровня экономического благосостояния.
Стратификационное поведение - стремление изменить статус, страту.
Традиционные (пассивные) роли:
Церемониально-субординационное поведение - поведение, соответствующее принятым церемониям, ритуалам и существующей субординации.
Реактивное трудовое поведение - отрегулированное поведение, как реакция на требования менеджмента или коллектива.
Слайд 36Профессионально-функциональные роли
2.2. ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ОРГАНИЗАЦИИ
Аффективные (неконтролируемые) роли:
Привычное поведение
Защитное
поведение
Характерологическое поведение
Когнитивные роли:
Адаптационно-приспособительное (конформное) поведение – освоение и принятие норм,
ценностей, моделей поведения большинства группы или начальства.
Перцептивное поведение – стремление совладать с информационной перегрузкой за счет категоризации.
Индуктивное поведение- восприятие и оценка на основе значения собственных действий
Слайд 37Профессионально-функциональные роли
2.2. ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ОРГАНИЗАЦИИ
Процессуальные роли:
Стратегическое поведение
Тактическое поведение
Утилитарное
поведение
Сценарное поведение
Моделирующее поведение
Инновационное поведение
Слайд 38Социальные группы
2.3. ГРУППЫ
Социальные группы [реальные] – устойчивые совокупности людей,
которые имеют отличные, только им присущие признаки и координируют совместную
деятельность для реализации общих интересов.
Групповой уровень организационного поведения – вырабатываемые и действующие на уровне группы нормы, ценности, механизм сплоченности и групповой деятельности.
Слайд 40Характеристики групп
2.3. ГРУППЫ
Слайд 41Групповые роли
2.3. ГРУППЫ
по версии Мередита Белбина:
организатор
генератор идей
искатель (разведчик ресурсов)
математик
(оценщик идей, критик)
командный игрок
исполнитель
финишер
специалист
Слайд 42Социальные нормы
2.4. ГРУППОВЫЕ НОРМЫ И ЦЕННОСТИ
Социальная норма – сознательно
установленное или стихийно сложившееся в социальной группе (или обществе) правило
поведения, представляющее собой описание допустимых последовательностей действий различных жизненных ситуациях.
Важные категории норм в организации:
Нормы деятельности: отношение к работе в позднее время,
к сверхурочной работе, заменам; интенсивность работы; отношение к браку, ошибкам, нарушению дисциплины и т. п.
Нормы, регламентирующие форму одежды.
Нормы, регламентирующие распределение ресурсов внутри группы.
Слайд 43Иерархия групповых норм
2.4. ГРУППОВЫЕ НОРМЫ И ЦЕННОСТИ
Иерархия по юридической
силе:
правовые нормы на уровне законов:
трудовое законодательство;
уголовное законодательство;
налоговое законодательство;
иные законы.
правовые нормы
на уровне подзаконных актов:
отраслевые регламенты;
требования пожарной безопасности и санитарные требования;
иные подзаконные акты.
корпоративные нормы;
обычаи, традиции, принятые в организации;
обычаи, традиции, принятые в группе.
!!! Фактическая сила воздействия прямо обратна юридической силе.
Слайд 44Система индивидуальных и групповых ценностей
2.4. ГРУППОВЫЕ НОРМЫ И ЦЕННОСТИ
Слайд 45Особенности организации
2.5. ОРГАНИЗАЦИЯ
Атрибуты организации:
Миссия и организационные цели
Организационная культура
Организационная структура
– совокупность устойчивых связей, выраженных в конкретных организационных формах, способы
распределения полномочий и ответственности между подразделениями, специалистами.
Взаимодействие с внешней средой.
Жизненный цикл организации.
Территориальные границы.
Отношение к собственности.
Слайд 46Классификация организаций
2.5. ОРГАНИЗАЦИЯ
Слайд 47Стадия формирования
2.6. ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ОРГАНИЗАЦИИ
Особенности стадии:
Организация малочисленна, иерархия слабо
развита, слабо выражена специализация и разделение труда, распространена совместная работа,
преобладают неформальные отношения
Большие возможности для творчества и инициативы.
Цели организации размыты.
Основные задачи: получить доступ к ресурсам, овладеть механизмом конкуренции, найти свое место на рынке.
Слайд 48Стадия роста
2.6. ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ОРГАНИЗАЦИИ
Особенности стадии:
Уточняются цели организации, формируется
миссия. Усиливается делегирование полномочий, специализация и разделение труда. Формируется организационная
культура и организационная структура.
Появляются новые подразделения и филиалы, идет захват новых рынков, увеличивается персонал.
Цели организации четко сформулированы и фокусируются на завоевании доли рынка.
Основными задачами являются: создание условий для экономического роста, обеспечение качества товаров и услуг.
Слайд 49Стадия зрелости
2.6. ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ОРГАНИЗАЦИИ
Особенности стадии:
Усложнение организационной структуры, усиление
специализации, разделения труда, централизации. Отношения становятся более формализованными, возрастает роль
высшего руководства.
Постепенно прекращается захват новых рынков, введение новых схем оплаты труда, кадровые перестановки.
Цели организации связаны с максимизацией прибыли.
Основные задачи: повышение эффективности организации, децентрализация, диверсификация рынков, поиск новых возможностей развития, подготовка организации к последующим изменениям.
Слайд 50Стадия спада
2.6. ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ОРГАНИЗАЦИИ
Особенности стадии:
Сокращаются рынки, уменьшается спроса
на товары и услуги, снижается эффективности организации.
Увеличение централизации, сокращение
персонала, введение антикризисных программ или подготовка к ликвидации. Возрастание конфликтов.
Цели организации связаны минимизацией убытков и реструктуризацией бизнеса.
Основные задачи: корректировка стратегии развития, осуществление организационных изменений, установление связей с новыми поставщиками и рынками сбыта, использование всех видов ресурсов.
Слайд 51Жизненный цикл В. Зигерт и Л. Ланга
2.6. ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ
ОРГАНИЗАЦИИ
Основные стадии:
Фаза 1 — «пионерная». Преимущества: ясные целевые установки и
высокая мотивация, хорошая коммуникация. Недостатки: нехватка опыта, недооценка некоторых факторов.
Фаза 1а — «бурный рост» События выходят из-под контроля. Отсутствует взаимопонимание, нарушаются согласованные сроки, идет борьба за власть.
Фаза 2 — «организация и консолидация». В работе больше порядка и систематизации, на деловой основе, без привязки к конкретным людям. Процессы замедляются, больше промежуточных, а не конечных целей
Фаза 2а — «бюрократизация». Стагнация: формуляры важнее дела, бумажные войны, затраты увеличиваются.
Фаза 3 — «интеграция и рост». Организация становится сплоченной, а рост становится осознанным и устойчивым. Превратившись в гиганта, организация может утратить связь с исходной миссией и обществом.
Слайд 52Организационное поведение
2.7. ПОВЕДЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Организационный уровень организационного поведения – структура,
культура и другие организационные атрибуты, связывающие разнообразные группы организации воедино.
Модели
организационного поведения:
Авторитарная
Опеки
Поддержки
Коллегиальная
Слайд 53Организационная культура
2.7. ПОВЕДЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Организационная культура – совокупность устойчивых социальных
практик (типичных социальных действий), складывающихся в процессе совместной деятельности членов
организации, и их материальных проявлений.
!!! Организационная культура не тождественна корпоративной
Отличия организационной культуры от корпоративной:
Организационная культура включает в себя все социальные практики, в т.ч. неформальные и не связанные с работой.
Организационная культура не включает в себя явления, не являющиеся частью повседневной жизни организации (например, ее внешний бренд).
Корпоративная культура формируется сверху, а организационная снизу. Организационная культура является базой для развития корпоративной культуры как явления, объединяющего всех членов организации вокруг общекорпоративных целей.
Слайд 54Структура организационной культуры
2.7. ПОВЕДЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Атрибуты организационной культуры:
Традиции, обычаи и
иные принятые нормы.
Система мотивации и система стимулирования.
Ценности.
Стили руководства.
Артефакты.
Деловой этикет
Стереотипы и установки
Уровни организационной культуры:
Поверхностный (артефакты)
Средний (нормы и ценности)
Глубинный (архетипы)
Слайд 55Виды организационных культур
2.7. ПОВЕДЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Слайд 56Виды организационных культур
2.7. ПОВЕДЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
по критериям риска и скорости
обратной связи:
Культура торговли. Характеризуется быстрой обратной связью и относительно малым
риском.
Административная культура. Характеризуется низкой степенью риска и медленной обратной связью.
Инновационная культура. Высокая степень риска здесь связана с необходимостью долгое время находиться в неведении относительно правильности или неправильности принятого управленческого решения.
Спекулятивная культура. Большой риск в управлении сочетается с быстрым получением реальной отдачи.
Слайд 57Управление организационным поведением
2.7. ПОВЕДЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Управление поведением – система мер
по оказанию воздействия на персонал для установления и поддержания принципов,
норм поведения в организации, позволяющих ей эффективно достигать поставленных целей.
Идентификация форм индивидуального и группового поведения
Поведенческий аудит – анализ выявленных форм по количественным и качественным показателям; дифференциация на функциональные и дисфункциональные.
Разработка и реализация стратегии модификации и оптимизации организационного поведения.
Оценка достигнутых результатов.
Слайд 58Направления управления поведением
2.7. ПОВЕДЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Основные направления управления организационным поведением:
изменение
установок личности;
воздействие на поведение групп;
расширение ответственности и значимости работ;
повышение
квалификации работников;
совершенствование систем мотивации и стимулирования;
проведение тренингов, направленных на формирование эффективных поведенческих моделей;
персональное развитие и карьерное продвижение;
организационное регламентирование.
Слайд 59Тема 3.
СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ
ПРИКЛАДНАЯ СОЦИОЛОГИЯ
Слайд 60Учебные вопросы темы
3.1. Социология управления как научная дисциплина. Сущность социального
управления.
3.2. Законы, методы, принципы социального управления. Социальное прогнозирование и проектирование
как формы управленческой деятельности. История социального управления. Классические и современные теории социального управления.
3.3. Система социального управления. Аппарат управления как (под)система организации. Управленческий аппарат как социологический объект. Уровни иерархии и управления. Структура аппарата управления.
3.4. Научная организация управленческого труда. Делегирование полномочий. «Норма управления».
3.5. Процессы и процедуры в системе социального управления. Процессуализация и процедуризация.
3.6. Власть, лидерство и руководство в организации. Источники власти.
3.7. Теории лидерства. Сценарии взаимодействия формального руководителя и неформальных лидеров.
ТЕМА 3. СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ.
Название главы в две строки поэтому полоска , название и текст опускаются
Слайд 61Социология управления как научная теория
3.1. ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ
Социология управления
– специальная социологическая теория, которая изучает процессы управления в различных
типах общностей и обществе в целом, включая формирование и деятельность органов управления.
объект: управление организованными социальными системами;
предмет: управленческие отношения и практики, процессы их институциализации и социальные механизмы оптимизации управленческого воздействия.
Слайд 62Социальное управление
3.1. ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ
Социальное управление – процесс воздействия
[а также связанная с ним сфера деятельности] на социальные процессы
для достижения определённых целей.
!!! Основано на системном подходе и целеполагании.
Слайд 63Законы социального управления
3.2. ЗАКОНЫ, МЕТОДЫ, ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Закон необходимого
разнообразия: управляющая система должна быть не менее разнообразной, чем управляемый
объект
Закон специализации управления: разделение функций управления на различных уровнях и направлениях.
Закон интеграции управления: объединение специализированных действий на разных уровнях и направлениях в единый управленческий процесс.
Закон экономии времени: достижение поставленных целей с минимальными временными потерями.
Закон приоритетности социальных целей: постоянное повышение качества жизни его членов является главной целью развития социальных систем и условием их равновесия.
Слайд 64Законы социального управления
3.2. ЗАКОНЫ, МЕТОДЫ, ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Закон возрастающей
субъективности и интеллектуальности в управлении: управленческое отношение проходит через сознание
людей, совершенствуется ими в зависимости от объективных изменений в производстве и обществе.
Закон доминирования глобальной цели системы: поддержание системы возможно только при наличии доминирующей цели.
Закон доктринальности: социальная доктрина – это технология выделения коренных приоритетов социальных интересов, механизмов их реализации
Закон развития самодеятельной активности каждой подструктуры: большое значение имеет передача функций управления органам самоуправления.
Слайд 65Принципы социального управления
3.2. ЗАКОНЫ, МЕТОДЫ, ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Следование этим
принципам необходимо для успешного построения управленческих систем.
единоначалия в принятии решений
и коллегиальность при их обсуждении;
единства воздействия всех методов управления для поддержания целостности социальной системы;
сочетания отраслевого и территориального управления;
приоритетности в достижении стратегических целей;
научности социального управления;
прогнозирования социального управления;
мотивации и стимулирования труда;
ответственности за результаты социального управления;
Слайд 66Принципы социального управления
3.2. ЗАКОНЫ, МЕТОДЫ, ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Следование этим
принципам необходимо для успешного построения управленческих систем.
рационального подбора, подготовки, расстановки
и использования кадров;
экономичности и эффективности управления;
системности;
иерархичности (рассмотрение систем как многоуровневых, которые требуют деление на элементы; при этом каждая ступень управляет нижестоящей);
обязательности обратной связи;
программно-целевого обеспечения;
гуманизма и нравственности в управлении;
гласность в принятии решений.
Слайд 67Методы социального управления
3.2. ЗАКОНЫ, МЕТОДЫ, ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1. Социальные
методы социального управления:
методы социального нормирования: упорядочение социальных отношений путём
введения различных норм;
социально-политические методы: социальное образование и привлечение работников к активной деятельности в социальном управлении;
методы социального регулирования: упорядочение социальных отношений. через договора, взаимные обязательства, системы отбора, удовлетворение социальных потребностей;
методы морального стимулирования: выделение и поощрение субъектов, достигших успехов в деятельности.
2. Социально-психологические методы: обеспечение социальных потребностей человека через внушение, побуждение, подражание и т. д.
Слайд 68Методы социального управления
3.2. ЗАКОНЫ, МЕТОДЫ, ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
3. Психологические
методы социального управления:
комплектование малых групп;
гуманизации труда;
профессиональный отбор и обучение.
4.
Экономические методы.
достижением экономических целей управления с использованием экономических законов и категорий рыночной экономики
5. Организационно-административные методы.
власть, дисциплина, ответственность
указания, правила, рекомендации, контроль
Слайд 69Методы социального управления
3.2. ЗАКОНЫ, МЕТОДЫ, ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
6. Методы
самоуправления:
делегирование полномочий;
организация обратной связи;
организация горизонтальных связей;
поощрение инициативы;
улучшение рабочих мест;
расширение сферы
деятельности.
Слайд 70Социальное прогнозирование
3.2. ЗАКОНЫ, МЕТОДЫ, ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Социальное прогнозирование –
деятельность по предвидению тенденций и перспектив возможного развития социальной системы.
Методы
социального прогнозирования:
метод прогнозной экстраполяции;
метод экспертных оценок;
коллективная экспертиза, мозговая стадия;
метод моделирований;
метод математического моделирования.
.
Слайд 71Социальное проектирование
3.2. ЗАКОНЫ, МЕТОДЫ, ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Социальное проектирование –
деятельность по созданию проектов развития социальных систем и определению способов
управления развитием с целью приобретения системой заведомо нужных качеств и свойств.
Связанные понятия:
социальное планирование;
социальный проект;
социальная инженерия.
Слайд 72Система социального управления
3.3. ИЕРАРХИЯ И УПРАВЛЕНИЕ
Управляемая подсистема:
объекты управления: производственные, структурные,
функциональные.
Управляющая подсистема (аппарат управления):
управленческие кадры;
функции управления;
структура управления;
Отношения управления:
механизм управления;
процесс управления;
механизм
развития системы управления.
Слайд 73Социальная иерархия
3.3. ИЕРАРХИЯ И УПРАВЛЕНИЕ
Социальная иерархия – система распределения
ролей и статусов по последовательно подчиненным элементам организации, поддерживаемая неравномерностью
распределения социальных ресурсов.
Измерения иерархии управления:
динамическое;
статическое.
Слайд 74Динамическое измерение иерархии управления
3.3. ИЕРАРХИЯ И УПРАВЛЕНИЕ
Содержание динамического измерения:
Процесс передачи
информации от одного субъекта к другому, расположенному на том же
или более низком управленческом уровне.
Процесс воздействия, влияния вышестоящих на нижестоящих.
Процесс координации усилий подчиненных, их организации во имя осуществления какого-либо мероприятия.
Слайд 75Статическое измерение иерархии управления
3.3. ИЕРАРХИЯ И УПРАВЛЕНИЕ
Top-менеджмент
Middle-менеджмент
Supervisors
Пирамида Парсонса
Слайд 76Содержание управленческого труда
3.4. НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ
Управленческий труд – обеспечение
целенаправленной и скоординированной деятельности трудового коллектива по решению стоящих перед
ним задач посредством обработки информации и принятия управленческих решений.
Виды управленческого труда:
эвристический труд;
административный труд;
операторный труд.
Слайд 77Соотношение времени, отведенного на управление и исполнение
3.4. НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ
Слайд 78Научная организация управленческого труда
3.4. НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ
Оргпроектирование [системное проектирование]
– процесс разработки и внедрения проектов научной рационализации управленческого труда
с целью повышения эффективности работы аппарата управления.
Основные аспекты:
рационализация организационной и функциональной структуры аппарата управления;
рационализация процедур управления;
рационализация документирования и документационного обслуживания деятельности аппарата управления;
повышение оснащенности аппарата управления организационной и вычислительной техникой.
Слайд 79Норма управляемости
3.4. НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ
Научная организация управления предполагает минимизацию
численности аппарата управления за счет формирования его оптимальной структуры.
Норма управляемости
[управления] – оптимальная (максимальная) численность подчиненных на одного руководителя, не допускающая его перегруженности.
Стандартные значения нормы управляемости:
3+-2 на уровне top;
7+-2 на уровне middle (основная норма);
10-30 на уровне supervisors.
Слайд 80Делегирование полномочий
3.4. НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ
Научная организация управления предполагает принятие
управленческих решений на уровне, максимально близко объекту управления.
Ручное управление –
практика управления, предполагающая вмешательство вышестоящего руководителя в процессы принятия решений на более низком уровне управления.
Делегирование полномочий – передача руководителем части своих функций и полномочий руководителям более низкого уровня управления или неформальным лидерам.
Необходимо делегировать
Допустимо делегировать
Допустимо делегировать
Недопустимо делегировать
Затраты времени
Важность для организации
Задачи
Слайд 81Управление процессами и процедурами
3.5. ПРОЦЕССЫ И ПРОЦЕДУРЫ
Процедура – строго
описанная последовательность действий, обеспечивающая получение необходимого результата.
Процесс – регулярно повторяющаяся
последовательность взаимосвязанных мероприятий (процедур), преобразующих ресурсы в ценность для внутреннего или внешнего потребления.
процедуры реализуются конкретными сотрудниками в строгом соответствии со своим описанием;
процессы разрабатываются, отлаживаются и нуждаются в постоянном управлении;
формализация процессов и процедур является важной частью научной организации управленческой деятельности;
это требует больших временных затрат на подготовительном этапе, но позволяет сэкономить время аппарата управления.
Слайд 82Власть
3.6. ВЛАСТЬ, ЛИДЕРСТВО И РУКОВОДСТВО
Власть – воздействие субъекта на
других субъектов, позволяющее ему реализовывать через них свою волю (вне
зависимости от их первоначального отношения к этой воле).
Типы власти:
Традиционная;
Легальная;
Харизматическая.
Источники власти в организации:
поощрение (ресурсы)
принуждение (страх)
должность (легальная)
связи
авторитет (экспертная)
привычка (традиционная)
информация
Слайд 83Лидерство
3.6. ВЛАСТЬ, ЛИДЕРСТВО И РУКОВОДСТВО
Лидерство – это способность личности
влиять на поведение других субъектов.
!!! Лидерство – явление социальной психологии,
опирающееся на личностные источники власти.
Стороны лидерства:
Лидер возглавляет уже имеющееся поведение (движение);
Лидер влияет на направление движения.
Основные функции лидера:
Координатор
Планировщик
Политик
Эксперт
Представитель
Источник поощрений и наказаний
Эталон поведения
Идеолог
Отец
Несущий ответственность и «козел отпущения»
Слайд 84Теории лидерства
3.7. ТЕОРИИ ЛИДЕРСТВА
Основные этапы развития теории лидерства:
Теории черт
лидера
Поведенческие теории
Ситуативные теории
Системные теории
Институциональные (политические) теории
Слайд 85Ситуативные теории лидерства
3.7. ТЕОРИИ ЛИДЕРСТВА
Слайд 86Системные теории лидерства
3.7. ТЕОРИИ ЛИДЕРСТВА
Слайд 87Политические теории лидерства
3.7. ТЕОРИИ ЛИДЕРСТВА
Слайд 88Тема 4.
СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ПРИКЛАДНАЯ СОЦИОЛОГИЯ
Слайд 89Учебные вопросы темы
4.1. Труд как социологическая и статистическая категория. Труд
как товар на рынке труда, его особенности.
4.2. Характеристики труда.
Виды и формы труда.
4.3. Трудовые ресурсы, человеческие ресурсы, человеческий капитал и человеческий потенциал.
4.4. Структура рынка труда. Внешний и внутренний рынок труда. Внутренний рынок труда как организационная подсистема.
4.5. Организация труда. Разделение и кооперация труда.
4.6. Нормирование труда.
4.7. Рабочее место как элемент структуры организации. Планирование, организация, обслуживание рабочих мест.
ТЕМА 4. СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА.
Название главы в две строки поэтому полоска , название и текст опускаются
Слайд 90Труд и трудовые отношения
4.1. ТРУД
Труд – это целесообразная деятельность
людей, направленная на создание материальных и духовных ценностей.
Социально-трудовые отношения –
это социальные отношения (взаимодействия, взаимосвязи), существующие между индивидами и социальными группами в процессах, обусловленных трудовой деятельностью.
Слайд 91Особенности труда
4.1. ТРУД
Труд как товар на рынке обладает особенностями:
труд
как фактор производства неотделим от его владельца;
сделка всегда имеет неденежные
аспекты;
относительно длительное взаимодействие продавца (наемного работника) и покупателя (работодателя);
наличие большого числа институциональных структур;
огромное разнообразие индивидуальных контрактов;
социальные и социально-психологические факторы, накладывающие свой отпечаток на формирование цены рабочей силы (заработную плату).
Слайд 92Измерение труда
4.1. ТРУД
Количественные показатели труда:
численность трудящихся;
рабочее время;
показатели выработки;
показатели движения труда.
Качественные показатели труда
уровень образования;
профессионально-квалификационная структура;
показатели здоровья;
средняя продолжительность жизни;
показатели
структуры трудящихся по категориям.
Слайд 93Профессия
4.1. ТРУД
Профессия – комплекс специальных теоретических знаний и практических
навыков, приобретенных человеком в результате специальной подготовки и опыта работы
в данной области и позволяющих осуществлять соответствующий вид деятельности.
В пределах каждой профессии в результате разделения труда выделяются специальности, связанные с выполнением более конкретного круга функций и требующие особой подготовки.
В рамках специальности могут выделяться специализации, в которых происходит изолированное накопление трудового опыта.
Слайд 94Квалификация
4.1. ТРУД
Знания, умения и навыки через практику формируют квалификацию.
Квалификация
– степень профессиональной подготовки, необходимая для выполнения данных трудовых функций.
Критерий
квалификации: уровень образования (профессиональная подготовка) и опыт (стаж) практической работы, которые в совокупности образуют необходимые предпосылки для выполнения работы определенной сложности.
Различается квалификация работы и квалификация работника.
Квалификация работы – совокупность требований к тому, кто должен исполнять работу.
Квалификация работника – совокупность приобретенных человеком профессиональных качеств, определяющих сложность работы, которую он способен выполнять.
Слайд 95Социология труда как научная теория
4.1. ТРУД
Социология труда – специальная
социологическая теория, которая изучает социально-трудовые отношения в организации и обществе,
их регулирование и управления ими.
объект: социально-трудовые отношения;
предмет: структура и механизм социально-трудовых отношений, социальных процессов и явлений в сфере труда
Слайд 96Характер труда
4.2. ХАРАКТЕРИСТИКИ ТРУДА
Характер труда определяют:
формы и методы
привлечения членов общества к труду;
условия труда:
психофизиологические
санитарно-гигиенические
эстетические
социально – психологические
содержание труда.
Содержание труда
– распределение конкретных трудовых функций по рабочим местам и совокупность выполняемых операций на этих местах.
Слайд 97Виды труда
4.2. ХАРАКТЕРИСТИКИ ТРУДА
По содержанию:
физический и умственный;
репродуктивный и
творческий.
По характеру отношений:
рабочий, обслуживающий, специалиста, управленческий и др.;
По правовой
форме:
наемный;
предпринимательский;
свободный (самозанятость);
заемный.
Слайд 98Трактовки рынка труда
4.4. РЫНОК ТРУДА
Рынок труда –
система общественных
отношений, связанных с наймом и предложением труда, т.е. с его
куплей и продажей;
экономическое пространство – сфера трудоустройства, в которой взаимодействуют покупатели и продавцы специфического товара – труда;
механизм, обеспечивающий согласование цены и условий труда между работодателями и наемными работниками.
Слайд 99Структура рынка труда
4.4. РЫНОК ТРУДА
Субъекты рынка труда:
работодатели или
их представители;
ищущие работу люди или их представители.
Конъюнктура рынка труда:
соотношение спроса
и предложения труда, определяющее ставки заработной платы на конкретные виды труда и уровень занятости населения.
Регуляторы рынка труда:
правовые акты;
система социальных выплат и гарантий.
Инфраструктура рынка труда:
службы профориентации, подготовки и переподготовки работников, фонды занятости, рекламные фирмы и др.;
службы занятости населения (центры, биржи, бюро и др.)
Институты рынка труда:
профсоюзы;
отраслевые ассоциации.
Слайд 100Факторы рынка труда
4.4. РЫНОК ТРУДА
Слайд 101Внешний рынок труда
4.4. РЫНОК ТРУДА
Внешний рынок труда – совокупность
отношений между продавцами и покупателями труда в масштабе страны, региона,
отрасли.
первичное распределение работников по сферам приложения труда;
их движение между организациями;
степень востребованности профессий и специальностей;
текучесть кадров.
Слайд 102Внутренний рынок труда
4.4. РЫНОК ТРУДА
Внутренний рынок труда – совокупность
отношений между продавцами и покупателями труда в пределах организации.
включает перемещение
работников в пределах одной организации и поддержание действия контракта;
ориентирован на работников, специализированных для работы в условиях конкретной организации;
имеет иерархическую структуру;
работник, как правило, сначала попадает на одну из низших ступеней внутреннего рынка труда, а затем постепенно продвигается на более высокие уровни;
находящиеся на внутреннем рынке труда работники в значительной степени защищены от колебаний заработной платы и угрозы безработицы.
Слайд 103Сегменты рынка рынка труда
4.4. РЫНОК ТРУДА
По критерию стабильности
Ядро
Периферия
Безработные
Слайд 104Ценообразование на рынке труда
4.4. РЫНОК ТРУДА
Факторы цены рабочей силы:
основные
характеристики предназначения товара «рабочая сила»: содержание проф. знаний, умений, навыков.
физические
характеристики демографических особенностей рабочей силы: пол, возраст, семейное положение, место жительства и т.д.
расширенные характеристики особенностей психо-мотивационного механизма: приспособленность и мотивы к труду, целеустремленность и активность, работоспособность, культурный уровень и т.д.
специфические характеристики конкретных особенностей требований потребителя к качеству товара «рабочая сила»:
уровень профессиональной гибкости, степень географической мобильности, коммуникабельность, лояльность, владение персональным компьютером и иностранным языком, наличие водительских прав и т. п.
Слайд 105Теоретические основы организации труда
4.5. ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА
Организация труда – система
научно обоснованных мероприятий, направленных на обеспечение оптимальных условий функционирования работника,
способствующих достижению высокой результативности трудовой деятельности.
Эволюция организации труда:
Тейлоризм;
Фордизм;
НОТ (А.К. Гастев и другие);
Техноцентризм;
Антропоцентризм;
Концепция «Новых форм организации труда».
Слайд 106Содержание организации труда
4.5. ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА
Основные направления организации труда:
Разделение и
кооперация труда;
Механизация, роботизация труда;
Типизация рабочих мест;
Стандартизация процедур работы и нормирование
труда;
Хронометраж рабочего дня и тайм-менеджмент;
Эргономика;
Обогащение труда;
Job-design.
Слайд 107Нормирование труда
4.6. НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА
Нормирование труда – деятельность по установлению
норм и нормативов, устанавливающих объемы трудовых и материальных ресурсов и
оборудования, используемых для создания продукта труда.
Норма труда – количество ресурса(ов), необходимого для выполнения объема определенного работы.
Норматив труда – количество ресурса(ов), необходимого для реализации отдельных элементов трудового процесса.
Категории норм и нормативов:
времени и длительности;
выработки;
численности;
капиталовооруженности;
обслуживания;
утомляемости и др.
!!! Нормы труда часто связываются с величиной компенсации (оплаты).
Слайд 108Рабочее место
4.7. РАБОЧЕЕ МЕСТО
Рабочее место – зона нахождения работника
и средств приложения его труда, оснащенная техническими и иными средствами,
необходимыми для исполнения поставленной перед ним задачи.
Классификации рабочих мест:
По соотношению работников и технических средств: простое, многостаночное, коллективное, комплексное.
По локализации в пространстве: стационарное, подвижное, пространственное, свободное, удаленное, надомное.
Слайд 109Тема 5.
СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
ПРИКЛАДНАЯ СОЦИОЛОГИЯ
Слайд 110Учебные вопросы темы
5.1. Понятие социальных отношений. Социально-трудовые отношения как социологический
объект. Особенности социально-трудовых отношений. Управление социально-трудовых отношениями.
5.2. Социальная структура
организации. Профессионально-квалификационная, половозрастная и гендерная, этническая, религиозная и др. структуры.
5.3. Социально-трудовые проблемы. Виды, причины, последствия социально-трудовых проблем.
5.4. Формы проявления социально-трудовых проблем.
5.5. Социальные конфликты в организации.
5.6. Методы изучения социальных конфликтов и подходы к их разрешению.
5.7. Социальное партнерство как форма взаимодействия социальных структур.
ТЕМА 5. СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ.
Название главы в две строки поэтому полоска , название и текст опускаются
Слайд 111Управление социально-трудовыми отношениями
5.1. СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Социальные отношения – система нормированных
взаимодействий между субъектами по поводу чего-либо их связывающего.
Социально-трудовые отношения –
это социальные отношения, существующие между индивидами и социальными группами в процессах, обусловленных трудовой деятельностью.
Управление социально-трудовыми отношениями – систематическая деятельность по поддержанию состояния и формы социально-трудовых отношений, соответствующих интересам субъекта управления (организации, государства, общества).
Слайд 112Виды и формы социально-трудовых отношений
5.1. СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
По содержанию деятельности:
производственно
– функциональные;
профессионально – квалификационные;
социально – психологические;
общественно – организационные.
По способу общения:
безличные;
межличностные.
По
субъекту:
межорганизационные
внутрипроизводственные
По объему властных полномочий
по горизонтали
по вертикали
По характеру распределения доходов
в соответствии с трудовым вкладом
не в соответствии с трудовым вкладом
По регламентированности
формальные
неформальные
Слайд 113Виды социальных структур
5.2. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА
Социальная структура организации – состав
и сочетание в организации различных социальных групп.
Слайд 114Социальные и социально-трудовые проблемы
5.3. СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Социальные проблемы – противоречия
в общественном строе и развитии, прямо или косвенно влияющие на
широкий круг людей и требующие коллективных усилий по их преодолению.
На уровне организации социальные проблемы имеют социально-трудовой характер, поскольку любые социальные отношения неразрывно связаны здесь с трудовыми;
Категории социально-трудовых проблем организации:
социальные проблемы труда (условий, травматизма, обогащения, интенсивности и др.);
социальные проблемы оплаты труда (мотивации и стимулирования, справедливости, уровня жизни и др.);
проблемы социальных отношений (психологические, карьерные, межпоколенческие и др.);
социальные проблемы управления (власти, распределения ресурсов, социального развития и др.).
Слайд 115Природа социального конфликта
5.5. СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ
Социальный конфликт – наивысшая стадия
развития противоречий (противоположно направленных интересов, целей, позиций) в отношениях между
социальными субъектами, которая характеризуется их противостоянием (действиями, направленными на нанесение друг другу ущерба).
Роль конфликтов:
деструктивная (истощение ресурсов и разрушение отношений);
конструктивная (выявление социальных проблем и устранение противоречий);
управляющая (определение направления развития, структурирование аппарата управления).
!!! В зависимости от содержания и проявлений конфликта, в интересах организации может быть как разрешение конфликта, так и его предотвращение и даже поддержание.
Слайд 116Природа социального конфликта
5.5. СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ
Структура конфликта:
1. Субъект (люди, выступающие
в зависимости от ситуации как физические либо юридические лица):
Стороны конфликта
(обычно 2)
Подстрекатели
Пособники
Посредники
Бенефициары (получающие от хода конфликта выгоду)
Арбитры
2. Предмет (отношение сторон к объекту)
3. Объект (некая ценность которую стремятся получить субъекты)
4. Микросреда и макросреда (условия, в которых происходит действие)
5. Причины (противоречие – основа конкретного конфликта)
6. Повод (конкретные обстоятельства, приведшие к открытому конфликту)
Слайд 117Организационные конфликты
5.5. СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ
Виды организационных конфликтов по составу:
личностные (психологические):
внутриролевые;
межролевые;
мотивационные.
социально-психологические:
межличностные;
внутригрупповые;
личности
с группой.
социальные (межгрупповые):
структурные (между подразделениями);
неформальные (между группами интересов);
поколенческие, гендерные и
иные (между общностями).
Слайд 118Организационные конфликты
5.5. СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ
Виды организационных конфликтов по причинам:
конфликты личных
потребностей:
карьерные;
самореализации;
личные.
конфликты трудовой деятельности:
властные (политические);
ресурсные;
управленческие.
конфликты социального контроля:
нормативные;
ценностные;
функциональные.
Слайд 119Организационные конфликты
5.5. СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ
Виды организационных конфликтов по положению субъектов
в иерархии:
горизонтальные;
вертикальные;
Виды организационных конфликтов по стадии:
предконфликтные ситуации;
скрытые конфликты;
открытые конфликты;
эскалация конфликта
разрешаемые
конфликты;
замороженные конфликты;
постконфликтные ситуации.
Слайд 120Организационные конфликты
5.5. СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ
Предпосылки конфликтов:
Неблагоприятный социально-психологический климат
Аномия социальных норм,
принятых в обществе и в организации
Несогласованность социальных ожиданий с выполнением
функциональных обязанностей и реализации социальных ролей
Когнитивный диссонанс в отношениях между руководителями и подчинёнными
Конфликт поколений
Барьеры в общении
Территориальность
Наличие у неформальной группы деструктивного лидера
Трудности социально-психической адаптации новичков в коллективе
Респондентная агрессия (направленная не на источник, а на близких коллег)
Психологическая несовместимость
Разница в уровне развития
Слайд 121Стратегии поведения в конфликте
5.6. РАЗРЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ
Основные:
Переговоры (сотрудничество)
Противоборство (агрессивный
ответ)
Приспособление (асимметричный ответ)
Избегание (асимметричный ответ)
Дополнительные:
Соперничество (непрямая конкуренция)
Посредничество (несиловая стратегии)
Арбитраж (несиловая
стратегия)
Судебное разрешение (несиловая стратегия)
Слайд 122Способы разрешения конфликта
5.6. РАЗРЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ
Основные:
Отказ от конфликта (L-L)
Победа
одной из сторон (W-L)
Компромисс (W/2-W/2)
Сотрудничество (W-W)
Дополнительные (деэскалация):
разведение сторон;
распад организации;
переключение внимания;
приостановка
в связи с ростом.
Слайд 123Управление конфликтами в организации
5.6. РАЗРЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ
Управление интересами:
изменение функций;
изменение
вознаграждений;
изменение мотивации;
перераспределение ресурсов и власти.
Управление ценностями:
изменение норм;
изменение ценностей;
изменение установок и
стереотипов.
Управление отношениями:
реструктуризация сторон;
внешнее разрешение (арбитраж);
замена лидеров;
изменение коммуникаций.
Слайд 124Тема 6.
СОЦИАЛЬНАЯ ДИНАМИКА И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ОРГАНИЗАЦИИ
ПРИКЛАДНАЯ СОЦИОЛОГИЯ
Слайд 125Учебные вопросы темы
6.1. Понятие и виды социальных процессов. Социальное развитие
организации. Наиболее существенные процессы социального развития организации. Самоорганизация и саморазвитие
в социальной системе. Самоуправление как феномен организационной жизни. Общие законы организационного развития.
6.2. Социальные изменения и нововведения. Сопротивление изменениям как социальный феномен.
6.3. Управление изменениями как самостоятельный вид и как аспект управленческой деятельности. Change management как научная дисциплина.
6.4. Естественные процессы организационной динамики. Проблема старения персонала. Проблема передачи опыта и обеспечения связи поколений. Социальные общности в организации и их эволюция.
6.5. Адаптация как социальный процесс. Основные аспекты введения человека в организацию. Виды, формы, ситуации адаптации. Разработка и реализация адаптационных программ персонала.
6.6. Командообразование как социальный процесс. Рабочие группы и их эволюция. Этапы формирования эффективной команды. Коллектив и стадии его формирования.
6.7. Персональное развитие как социальный процесс. Карьера как форма реализации персонального развития. Управление становлением и развитием системы человеческих ресурсов организации.
ТЕМА 6. СОЦИАЛЬНАЯ ДИНАМИКА И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ОРГАНИЗАЦИИ.
Название главы в две строки поэтому полоска , название и текст опускаются
Слайд 126Сущность социальных процессов
6.1. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ
Социальные процессы – относительно однородные
серии взаимодействий социальных субъектов, связанных взаимными причинными или структурно-функциональными зависимостями
и изменяющих социальные отношения.
Виды социальных процессов по содержанию взаимодействий:
процессы развития;
процессы приспособления;
процессы реорганизации и дезорганизации;
процессы мобильности.
Виды социальных процессов по характеру взаимодействия:
процессы сотрудничества;
процессы соперничества;
процессы конфликта.
Слайд 127Самоорганизация и саморазвитие
6.1. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ
Самоорганизация – [способность сложной системы
осуществлять] процесс упорядочения элементов одного уровня в системе за счёт
внутренних факторов, без внешнего специфического воздействия.
!!! Самоорганизация является формой сопротивления системы и обеспечивает ее сохранение в долгосрочной перспективе.
Самоуправление – [способность сложной системы осуществлять] процесс управления, в котором управляемая подсистема одновременно является управляющей.
!!! Самоуправление позволяет сэкономить ресурсы организации, оставляя лишь наиболее сложные вопросы обособленной управляющей подсистеме. Кроме того, самоуправление обеспечивает разнообразие системы.
Слайд 128Самоорганизация и саморазвитие
6.1. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ
Саморазвитие – [способность сложной системы
осуществлять] процессы развития за счет внутренних ресурсов.
!!! Саморазвитие отражает интересы
входящих в организацию субъектов.
Устойчивое развитие – последовательное прогнозируемое с высокой степенью вероятности изменение состояний системы, обеспечивающее ее способность противодействовать неблагоприятным внешним влияниям.
!!! Концепция устойчивого развития предполагает учет интересов всех заинтересованных сторон, а не только членов организации.
Слайд 129Общие законы организационного развития
6.1. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ
Универсальные законы диалектики:
единство и
борьба противоположностей;
переход количества в качество;
отрицания отрицания.
Основополагающие законы организации:
закон самосохранения;
закон развития;
закон
синергии;
закон композиции и пропрциональности;
закон информированности-упорядоченности;
закон единства анализа и синтеза;
Слайд 130Организационные изменения
6.2. СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ
Организационные изменения – изменения в характеристиках
организации, ее подсистем или элементов
Организационные нововведения – целенаправленные, управляемые изменения,
которые вносят в среду внедрения (организацию) новые относительно стабильные элементы
Устойчивые, результативные изменения => (интенсивное) развитие
Виды развития:
интенсивное (качественные изменения)
экстенсивное (количественный рост)
Инновации – нововведения, имеющие экономическую (коммерческую) значимость и качественную новизну
Слайд 131Виды изменений
6.2. СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ
Слайд 132Сопротивление изменениям
6.2. СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ
Сопротивление изменениям – настороженно-негативное отношение индивидов
и групп организации ко всем изменениям, ведущее к противодействию их
внедрению.
Вызвано тем, что изменения представляют потенциальную угрозу привычкам, образу мышления, статусу и т.д.
Факторы сопротивления изменениям:
экономические (снижение уровня дохода или его уменьшение в будущем);
психологические (ощущение неопределенности при изменении требований, обязанностей, методов работы);
социально-психологические (утрата престижа, потеря статуса и т.д.).
!!! Сопротивление изменениям обеспечивает сохранение организации и препятствует распространению деструктивных явлений, но также тормозит развитие.
Слайд 133Сопротивление изменениям
6.2. СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ
Слайд 134Нововведения и инновации
6.2. СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ
Слайд 135Отношение к изменениям
6.3. УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ
По поведению в отношении нововведений
выделяют следующие роли работников:
Новаторы – люди, для которых характерен постоянный
поиск возможностей усовершенствовать что-либо.
Энтузиасты – люди, которые принимают новое независимо от степени его проработки и обоснованности.
Рационалисты – принимают новые идеи только после тщательного анализа их полезности, оценки трудности и возможности использования нововведений.
Нейтралы – люди, не склонные верить на слово полезному предложению.
Скептики – люди, способные стать хорошими контролерами проектов и предложений, но тормозящие нововведения.
Консерваторы – люди, которые критически относятся ко всему, что не проверено опытом.
Ретрограды – люди, автоматически отрицающие все новое.
Слайд 136Преодоление сопротивления изменениям
6.3. УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ
Преодоление сопротивления нововведениям опирается на
принципы:
информирования о существе проблемы (обоснование необходимости нововведений);
предварительной оценки (определение необходимых
усилий, прогнозируемых трудностей, проблем внедрения);
партисипативного управления (вовлечение работников в принятие решений о нововведениях);
инициативы снизу (распределение ответственности за успешность внедрения на всех уровнях);
индивидуальной компенсации (переобучение, психологический тренинг и т.д.).
Слайд 137Преодоление сопротивления изменениям
6.3. УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ
Методы, инструменты, ограничения при управлении
нововведениями:
изменения нельзя начинать при временной напряженности в работе;
изменения не должны
быть неожиданными для персонала;
первая информация об изменениях должна исходить от авторитетного источника;
изменениями не должны руководить лица, лично материально в них заинтересованные (или полностью незаинтересованные);
персонал должен знать все выгоды от изменений;
менеджер должен облегчить персоналу тяготы изменений (трудоустраивать, направлять на переподготовку, увеличивать время для отдыха и т.п.);
Слайд 138Преодоление сопротивления изменениям
6.3. УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ
в разумных размерах использовать «подкуп»,
т.е. обещать материальные выгоды, замораживание сокращения штатов и др.;
привлекать
к управлению изменениями лояльную часть персонала;
заинтересовать в изменениях лидеров неформальных групп;
открыто обсуждать идеи и направления изменений;
вводить в состав инициативных рабочих групп авторитетных, но скептически настроенных работников;
составлять и оглашать жесткие графики действий, формируя у персонала установку на неизбежность организационных изменений;
в отдельных случаях оглашать санкции за сопротивление изменениям.
Слайд 139Политики управления изменениями
6.3. УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ
Пассивная – игнорирование последствий изменений,
отсутствие нововведений.
Реактивная – устранение негативных последствий изменений и поддержка внедрения
нововведений.
Проактивная – планирование и подготовка нововведений, предотвращение и недопущение их негативных последствий.
Инновационная – создание системы управления изменениями и нововведениями, охватывающей весь кадровый состав организации и всю ее культуру.
Слайд 140Политики нововведений
6.3. УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ
Директивная политика. Нововведения проводятся менеджером без
привлечения членов коллектива. Применение: быстрые изменения в условиях кризисной ситуации.
Члены коллектива вынуждены будут смириться с изменениями в силу их неизбежности.
Политика переговоров. Менеджер является инициатором нововведения; он проводит переговоры с коллективом, при которых возможны частичные уступки и взаимные соглашения.
Политика достижения общих целей. Менеджеры, привлекая консультантов, получают согласие коллектива на внедрение нововведений и определяют ответственность каждого за достижение целей внедрения нововведения (как личных, так и всей организации).
Аналитическая политика. Менеджер привлекает специалистов-экспертов, которые изучают проблему, собирают информацию, анализируют ее и разрабатывают оптимальные решения, не привлекая коллектив работников и не учитывая их личные проблемы.
Политика проб и ошибок. Менеджер не может четко определить проблему. Разные группы работников привлекаются ко внедрению нововведений, пробуют разные подходы и учатся на своих ошибках.
Слайд 141Разнообразие организационных процессов
6.4. ЕСТЕСТВЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ДИНАМИКИ
1. Процессы формирования
и развития организации как целостной общности:
прогнозирование потребности в персонале;
подбор
и расстановка персонала;
стабилизация коллектива, социальной организации.
2. Процессы изменения условий и качества труда и жизни членов коллектива:
условия использования трудового потенциала
условия удовлетворения первичных жизненных потребностей
условия труда, развитие социально-производственной инфраструктуры
условия быта, развитие социально-бытовой инфраструктуры
условия удовлетворения духовных потребностей
условия удовлетворения трудовых и гражданских прав
условия участия трудящихся в управлении делами коллектива (организации)
Слайд 142Разнообразие организационных процессов
6.4. ЕСТЕСТВЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ДИНАМИКИ
3. Процессы формирования
и развития социальных качеств людей:
изменения в системе потребностей и
ценностных ориентаций работников
динамика состояния дисциплины и правопорядка в трудовой организации
изменения в уровне и направленности трудовой, социальной и других видах активности
изменения в образовательной подготовке, культурном уровне развития и обмене знаниями работников
динамика формирования и готовности работников к инновационной деятельности
динамика старения работников
Слайд 143Процесс адаптации
6.5. АДАПТАЦИЯ ПЕРСОНАЛА
Адаптация [персонала] – процесс ознакомления человека
с новыми обстоятельствами и условиями трудовой деятельности и приспособления к
ним.
Основные ситуации адаптации:
первичная профессионализация (начало трудовой деятельности);
вторичная профессионализация (новая профессия);
введение нового сотрудника в организацию;
вторичная адаптация (смена статуса в организации);
адаптация к изменениям.
Слайд 144Содержание адаптации
6.5. АДАПТАЦИЯ ПЕРСОНАЛА
Основные аспекты (задачи) адаптации:
организационный: изучение ключевых
этапов взаимодействия человека с организационным окружением;
социально-психологический: усвоение системы ценностей, правил,
норм и поведенческих стереотипов, характерных для данной организации.
социальный: установление связей с коллективом;
профессиональный: освоение профессиональных умений и навыков, развитие профессиональной идентичности;
психофизиологический: освоение режима труда и отдыха.
Слайд 145Динамика групп
6.6. КОМАНДООБРАЗОВАНИЕ
Этапы развития групп:
Формирование
Бурление
Становление норм
Выполнение работы
Расформирование/реформирование
Теории (факторы) формирования
групп:
Теория близости: пространственная и географическая близость
Теория равновесия: общность установок и
ценностей
Теория формирования групп: эмоциональная близость, разделяемые чувства
Теория обмена: получение экономической выгоды от сотрудничества
Слайд 146Групповая сплоченность
6.6. КОМАНДООБРАЗОВАНИЕ
Групповая сплоченность – сила стремлений членов группы
оставаться в ней и выполнять свои обязательства перед группой
Слайд 147Групповая сплоченность
6.6. КОМАНДООБРАЗОВАНИЕ
Слайд 148Групповая сплоченность
6.6. КОМАНДООБРАЗОВАНИЕ
Слайд 149Групповое единомыслие
6.6. КОМАНДООБРАЗОВАНИЕ
Групповое единомыслие – тенденция подавления отдельной личностью
своих действительных взглядов на какое-нибудь явление с тем, чтобы не
нарушать гармонию группы.
Симптомы:
Иллюзия неуязвимости: вера в то, что каждое принимаемое группой решение ведет к высоким результатам.
Иллюзия морали: оправдание решения высшими групповыми ценностями.
Рационализация: абстрагирование от рисков принимаемых решений.
Негативное отношение к «чужакам» — позволяет не обращать внимания даже на справедливую критику.
Самоцензура: подавление сомнений ради лояльности группы.
Прямое давление: резкая критика коллегами или руководителями предложений, противоречащих установкам группы.
Фильтрация мнений: игнорирование неудобных фактов или мнений, которые просто не выносятся на обсуждение.
Иллюзия единодушия: молчание воспринимается как согласие.
Слайд 150Команда
6.6. КОМАНДООБРАЗОВАНИЕ
!!! Сверхсплоченная группа склонна к групповому единомыслию и
деструктивна в отношении организации. Избежать этого позволяет формирование команды.
Команда –
группа, объединенная разделяемой всеми участниками целью, имеющая устойчивую структуру ролей, внутренних и внешних связей, способная к самоанализу и повышению эффективности собственной работы.
!!! Команда имеет многие черты организации, поэтому всегда существует угроза ее отделения от материнской организации.
Стадии развития команды:
Рабочая группа. Взаимодействие для обмена информацией и опытом.
Псевдокоманда. Участники не мотивированы к взаимодействию.
Потенциальная команда. Участники пытаются выработать методы сотрудничества, но еще не достигли успеха.
Настоящая команда.
Высокоэффективная команда. Способствует развитию участников.
Самоуправляемая команда. Несет полную ответственность за поведение своих членов и результаты деятельности.
Слайд 151Особенности команды
6.6. КОМАНДООБРАЗОВАНИЕ
Слайд 152Процесс персонального развития
6.7. ПЕРСОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Персональное развитие – процесс, отражающий
динамику карьеры работника в процессе его трудовой деятельности
оценка личностных, деловых
и профессиональных качеств человека на основе использования основных приемов диагностики профессиональной пригодности персонала;
анализ возможности и перспектив работника на рынке труда;
выбор цели карьеры (долгосрочная цель — 5—10 лет, среднесрочная — 3—5 и краткосрочная — 1—3 года)
!!! С позиций организации.
Аспекты персонального развития:
профессиональное развитие
личностное развитие
динамика конкурентоспособности на внешнем и внутреннем рынке труда
Слайд 153Формы развития работника
6.7. ПЕРСОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
По направлению развития выделяют:
вертикальное развитие
(работник изменяет свое положение в иерархии управления в организации);
горизонтальное развитие
(работник более глубоко осваивает избранную сферу деятельности, повышает квалификацию);
диверсификационное развитие (работник осваивает профессиональные навыки в смежных областях трудовой деятельности).
Слайд 154Тема 7.
ПРИКЛАДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ И ТЕХНОЛОГИИ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОРГАННИЗАЦИИ
ПРИКЛАДНАЯ
СОЦИОЛОГИЯ
Слайд 155Учебные вопросы темы
7.1. Понятие социологического исследования. Программа, план, понятийный аппарат
социологического исследования. Виды социологических исследований.
7.2. Технологии и инструменты социологических
исследований: анализ документов, опросы, статистический анализ, наблюдение и социометрия, экспертные опросы, фокус-группы, выборочные исследования, анализ графов и т.п.
7.3. Основные проблемы организации социологических исследований. Проектирование социологических исследований. Организация социологических исследований. Обработка первичных данных.
7.4. Обобщение и визуализация данных. Интерпретация результатов социологических исследований. Научно обоснованное принятие управленческих решений.
7.5. Организационные патологии. Виды, причины, методы и инструменты устранения патологий. Активная социология.
7.6. Управленческое консультирование. Организационная диагностика. Роль организационного социолога и консультанта в принятии управленческих решений. Рациональность в социологической науке; рационализация.
7.7. Организационные эксперименты. Основные риски социальных экспериментов в организации. Понятие и порядок осуществления пилотных проектов.
7.8. Информационно-коммуникационные потоки в организации. Управление знаниями в организации. (Само)обучающаяся организация. Технологии изучения и проектирования информационного обмена.
ТЕМА 7. ПРИКЛАДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ И ТЕХНОЛОГИИ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ.
Название главы в две строки поэтому полоска , название и текст опускаются
Слайд 156Содержание социологического исследования
7.1. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Социологическое исследование – комплекс методологических,
методических и организационно-технических процедур, связанных целью получения достоверных данных о
социальных объектах и явлениях для их последующего использования в решении теоретических или практических проблем.
Этапы социологического исследования:
подготовительный (разработка программы исследования);
полевое исследование (сбор первичной социальной информации);
обработка полученных данных;
анализ и обобщение полученной информации;
составление отчета о результатах исследования.
Программа социологического исследования – научный документ, содержащий методологические и процедурные основы исследования социального объекта.
Слайд 157Содержание социологического исследования
7.1. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Слайд 158Содержание социологического исследования
7.1. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Основные категории социологического исследования:
социальная проблема;
объект
исследования;
предмет исследования;
концептуализация;
гипотеза исследования;
обследуемая совокупность (генеральная и выборочная);
сплошные и выборочные исследования;
выборка;
операционализация;
квантификация.
Слайд 159Проблемы и ограничения социологических исследований
7.3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
При
организации социологических исследований необходимо учитывать ряд серьезных проблем и ограничений,
которые могут поставить под сомнение достоверность результатов:
проблема очков концептуализации;
проблема критериев репрезентативности;
проблема недобросовестности исследователя;
проблема эффекта наблюдателя;
проблема социально желательных ответов;
проблема отказников;
проблема разграничения мнений и убеждений.
Слайд 160Организация социологического исследования
7.3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Организационные задачи социологического
исследования в организации:
Формулировка технического задания на исследование.
Разработка и утверждение программы
исследования.
Согласование программы исследования с затрагиваемыми подразделениями.
Концептуализация и операционализация.
Разработка инструментов исследования; квантификация.
Апробация инструментов исследования.
Подготовка сотрудников к проведению исследования.
Сбор социологической информации.
Оцифровка и обработка результатов исследования.
Слайд 161Организация социологического исследования
7.3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Слайд 162Организация социологического исследования
7.3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Слайд 163Обобщение и визуализация данных
7.4. РОЛЬ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЕДОВАНИЙ В ПРИНЯТИИ
РЕШЕНИЙ
Слайд 164Интерпретация результатов социологических исследований
7.4. РОЛЬ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЕДОВАНИЙ В ПРИНЯТИИ
РЕШЕНИЙ
Роль интерпретации данных:
обоснование факторных зависимостей;
проверка наличия пробелов в исследовании;
выявление узких
мест.
Слайд 165Научно обоснованное принятие управленческих решений
7.4. РОЛЬ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЕДОВАНИЙ В
ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ
Социологическое обеспечение управленческой деятельности:
описание содержания организационной деятельности (объективизированная информация);
оценка
эффективности организационной деятельности (квантифицированная информация);
поддержка контроля и учета (альтернативная информация);
составление научно обоснованных прогнозов результатов деятельности и организационного развития;
обеспечение планирования деятельности;
выявление скрытых социальных проблем и организационных патологий.
Слайд 166Научно обоснованное принятие управленческих решений
7.4. РОЛЬ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЕДОВАНИЙ В
ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ
Формы представления результатов социологических исследований:
базы социологических данных;
аналитические записки;
социологические отчеты;
экспертные
заключения;
проекты управленческих решений;
программы организационных нововведений;
Слайд 167Природа организационных патологий
7.5. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПАТОЛОГИИ
Организационная патология – устойчивая дисфункция
(нарушение функционирования и развития) организационных подсистем, подразделений или их взаимодействия,
ведущая к невозможности реализации ее целей.
Некорректно рассматривать нестандартность как патологию;
Некорректно рассматривать конфликты как патологию;
Хронические (нерешаемые) конфликты – признак патологии.
Слайд 168Виды патологий
7.5. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПАТОЛОГИИ
Патологии строения организации:
Доминирование структуры над функцией;
Дублирование
функций;
Бюрократизм;
Стагнация.
Патологии управленческих решений:
Маятниковые решения;
Разрушение организационного порядка;
Подавление инициативы и демотивирующее руководство;
Ведомственность.
Патологии
организационных отношений:
Потеря управляемости (инверсия);
Несовпадение ролей;
Трудности исполнения;
Потеря контакта с реальностью.
Слайд 169Устранение организационных патологий
7.5. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПАТОЛОГИИ
Общие рекомендации по устранению патологий:
Существование
патологии должно быть выявлено и доказано методами прикладной социологии;
Существование патологии
должно быть разъяснено всем вовлеченным сотрудникам и не вызывать у них сомнений;
Патология должна быть обезличена: борьба должна вестись с практиками, а не с людьми;
Ответственность должна быть персонифицирована: каждый вовлеченный человек должен понимать, какие действия от него ожидаются;
При борьбе с патологиями должны учитываться все требования теории управления изменениями.
.
Слайд 170Содержание управленческого консультирования
7.6. УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
Управленческое консультирование – метод совершенствования
практики управления и особая сфера профессиональной деятельности, предполагающие разработку, обоснование
и продвижение необязательных рекомендаций по управлению организацией.
Принципы управленческого консультирования:
научность
распространение передового опыта;
учет специфики заказчика;
повышение квалификации управленческого персонала заказчика;
Слайд 171Типы консультирования
7.6. УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
По содержанию:
консультирование проекта;
консультирование процесса;
консультирование клиента (учебное);
консультирование
через активизацию обмена знаниями;
По статусу консультанта:
внешнее консультирование;
внутреннее консультирование;
взаимное консультирование;
По характеру
решаемых проблем:
общее консультирование;
специализированное консультирование.
Слайд 172Стадии консультирования
7.6. УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
Организационная диагностика
общая диагностика (сведения об организации);
частная
диагностика (прикладные социологические исследования);
Выработка решений
анализ данных;
разработка решения;
интерпретация решения (приведение в
товарный вид);
продвижение решения (саморефлексия, убеждение);
Реализационные процессы
программа реализации;
переходные положения;
пилотные проекты;
поддержка адаптации проекта при внедрении.
Слайд 173Сущность организационных экспериментов
7.7. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
Организационный эксперимент – совокупность мероприятий,
направленных на комплексную диагностику пробного нововведения и обоснование управленческого решения.
Эксперимент
считается удачным, если в нем получена информация, повлиявшая на решение по нововведению;
Эксперимент является результатом социологического исследования; «метод проб и ошибок» – не эксперимент.
Требования к организационному эксперименту:
соответствие проработанной гипотезе;
полное описание объекта эксперимента;
наличие контрольных групп.
Слайд 174Пилотные проекты
7.7. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
Пилотный проект – экспериментальный проект, реализуемый
для изучения положительных и отрицательных сторон управленческого решения в целях
дальнейшего принятия решения о целесообразности его широкого внедрения..
Пилотный проект является организационным экспериментом.;
От других экспериментов он отличается наличием запланированного практического результата.
Пилотный проект допускает внесение изменений в первоначальный замысел в процессе реализации.
Требования к пилотному проекту:
Локальность;
Масштабируемость;
Представительность;
Заметность и некритичность;
Профессионализм и авторитетность проектной группы.
Слайд 175Информационно-коммуникационные потоки в организации
7.8. УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ В ОРГАНИЗАЦИИ
Коммуникации –
процесс обмена информацией между людьми.
Основные информационно-коммуникационные потоки (каналы, процессы):
Внешние
коммуникации:
с потребителями;
с общественностью;
с государством;
иные.
Внутренние коммуникации:
вертикальные (восходящие и нисходящие);
горизонтальные (функциональные, латеральные);
диагональные.
Слайд 176Технологии изучения и проектирования информационного обмена
7.8. УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ В
ОРГАНИЗАЦИИ
Основные направления проектирования информационного обмена:
изучение информационного обмена и коммуникационного взаимодействия
в организации;
выявление потребностей в информации;
инвентаризация знаний;
социальная инженерия организационных коммуникаций;
автоматизация документооборота;
разработка (автоматизированных) информационных систем;
организация публичных пространств;
управление неявными знаниями.