Слайд 1Принципы и методы антисуицидальной работы с подростками
Сидорчук Виктор Иванович, педагог-
психолог реабилитационного отделения ГБОУ ОЦДиК
Слайд 2Суицид -
сложно мотивированный поведенческий акт, связь социальных, биологических и психологических
факторов, в основе которых всегда лежит социально-психологическая дезадаптация личности.
Слайд 3Психические особенности подросткового возраста
потребность самооутверждения
эмоциональная неустойчивость
склонность к контрастным
эмоциональным реакциям
усиление психической негативности
протест против старших, одержимость духом противоречия
Слайд 4Психические особенности подросткового возраста
максимализм
упрямство
противоречивость
повышенная рефлексия (обидчивость)
бурное развитие полового влечения
готовность к
образованию сверхценностей
высокий уровень ситуативной тревожности
Слайд 5Наиболее типичные мотивы суицидального поведения у подростков
переживание обиды, одиночества,
отчужденности
действительная или мнимая утрата родительской любви, ревность
переживания, связанные со смертью,
разводом, уходом родителя из семьи
чувство вины, стыда, угрызения совести, оскорбленное самолюбие, боязнь позора, насмешек, унижения
страх наказания, нежелание принести извинения
любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность у девочек
склонность к контрастным эмоциональным реакциям
чувство мести, злобы, протеста, угроза, предупреждение, вымогательство
желание привлечь внимание к своей судьбе, вызвать сочувствие к себе, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации
сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов
Слайд 6Характеристики подростков, отнесенных к «группе риска»
подростки, переживающие острые, экстремальные
или длительные психологически тяжелые ситуации
подростки, в поведении которых имеются аффективные
расстройства в форме депрессии, дисфории (состояние ничем не обоснованной грусти)
подростки с патохарактерологическими, психопатическими реакциями и психопатоподобными состояниями с преобладанием возбудимости, неустойчивости, демонстративности и психастенических расстройств в поведении
Слайд 7Характеристики подростков, отнесенных к «группе риска»
подростки, употребляющие спиртные напитки
и склонные к асоциальным формам поведения
подростки из асоциальных семей, а
также проживающие с психически больными родственниками, родителями-алкоголиками и наркоманами, в семьях, где были случаи суицида у кого-либо из близких
подростки, страдающие хроническими соматическими и неврологическими заболеваниями, приводящими к социально-психологической изоляции и сопровождающимися депрессивными переживаниями
подростки, совершившие в прошлом попытку самоубийства, а также высказывающие угрозу суицида
Слайд 8Анализ характерологических особенностей
(по тесту-опроснику Шмишека)
Неустойчивый (эмотивный и экзальтированный) тип
– 53,3%
Демонстративный тип – 15,7%
Возбудимый тип – 41,7%
Слайд 9Анализ проявлений суицидального риска (по опроснику Шмелева)
Демонстративность – 6,8%
Аффективность –
23,3%
Уникальность – 7,8%
Несостоятельность – 6,3%
Социальный пессимизм – 19,9%
Слом культурных барьеров
– 2,6%
Максимализм – 12,6%
Временная перспектива – 4,9%
Антисуицидальный фактор – 27,3%
Слайд 10Формы профилактики подростковой суицидности
неукоснительное соблюдение педагогической этики, требований педагогической
культуры
индивидуальный подход
раннее выявление контингента риска (знание его характеристик с целью
динамического наблюдения)
консультативная помощь семьям, в которых проживают подростки из «группы риска»
проведение при необходимости тактичной консультации подростка
Слайд 11Формы профилактики подростковой суицидности
формирование в ходе профилактического или реабилитационного
курса таких понятий, как «ценность человеческой жизни», «цели и смысл
жизни»
повышение стрессоустойчивости путем психологической подготовки подростка к сложным и противоречивым реалиям современной жизни, формирование готовности к преодолению ожидаемых трудностей
научение подростка индивидуальным приемам психологической защиты в сложных жизненных ситуациях
Слайд 12Формы сопровождения антисуицидальной профилактики
Социально-психологические исследования
Кризисное консультирование
Телефонное консультирование
Реабилитационные группы
Дневной (круглосуточный) стационар
Группы
коррекции детско-родительских отношений
Просвещение отдельных групп и категорий участников образования