Разделы презентаций


Принципы русской орфографии Студенты должны знать принципы русской орфографии;

Содержание

Лев Щерба:…безграмотное писание читать трудно, точно едешь на таратайке по мёрзлой дороге.…совершенно ясно, что если все будут писать по-разному, то мы перестанем понимать друг друга.Писать безграмотно – это посягать на время

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Принципы
русской
орфографии
Студенты должны знать принципы русской орфографии; основные орфографические

правила и уметь применять их на практике

Принципы русской орфографииСтуденты должны знать принципы русской орфографии; основные орфографические правила и уметь применять их на практике

Слайд 2Лев Щерба:
…безграмотное писание читать трудно, точно едешь на таратайке по

мёрзлой дороге.
…совершенно ясно, что если все будут писать по-разному, то

мы перестанем понимать друг друга.
Писать безграмотно – это посягать на время людей, к которым мы адресуемся, а потому совершенно недопустимо в правильно организованном обществе.
Лев Щерба:…безграмотное писание читать трудно, точно едешь на таратайке по мёрзлой дороге.…совершенно ясно, что если все будут

Слайд 3ОРФОГРАФИЯ
Правила написания значимых частей слов.
Правила употребления прописных и строчных букв.
Правила

слитного, раздельного и дефисного написания слов.
Правила переноса слов со строки

на строку.
Правила графического сокращения слов.

Людвиг ван Бетховен, сеЯл,
историко-архитектурный, разрЕдить, сельскохозяйственный, паль-ма, МГУ, вож-жи, Ясная Поляна, гороно.
ОРФОГРАФИЯПравила написания значимых частей слов.Правила употребления прописных и строчных букв.Правила слитного, раздельного и дефисного написания слов.Правила переноса

Слайд 4Орфограмма – такое написание в слове, которое соответствует определённому орфографическому

правилу.
фонетический
морфологический
традиционный
дифференцирующий

Орфограмма – такое написание в слове, которое соответствует определённому орфографическому правилу.фонетическийморфологическийтрадиционныйдифференцирующий

Слайд 5Общественная функция орфографии проявляется в том, что единообразное написание слов,

независимо от индивидуальных и диалектных особенностей произношения, обеспечивает понимание письменной

речи.

Общественная функция орфографии

Общественная функция орфографии проявляется в том, что единообразное написание слов, независимо от индивидуальных и диалектных особенностей произношения,

Слайд 6  Ведущим орфографическим принципом нашего письма является так называемый морфологический (или

морфемный) принцип, суть которого состоит в следующем: необходимо сохранять единообразное

написание всех значимых частей слова (морфем, то есть приставок, корней, суффиксов и окончаний), несмотря на различие в их произношении. И это необычайно важно вот по какой причине: слово складывается из морфем, как дом из отдельных кирпичиков, и в каждой из таких частей заложена определенная информация о его значении и грамматических свойствах. Подсчитано, что в текстах на русском языке этому принципу отвечает 96 % написаний.)  

Морфологический принцип

  Ведущим орфографическим принципом нашего письма является так называемый морфологический (или морфемный) принцип, суть которого состоит в следующем:

Слайд 7 Приведем несколько примеров. Самые простые:
воды, вода, водяной (корень -вод- произносится

по-разному, но пишется одинаково, так как во всех словах является

носителем их вещественного значения);
поезд, поехал, поезжай (приставка по- в этих словах пишется одинаково, вне зависимости от произношения, так как имеет значение, указывающее на время или способ действия);
дубовый, березовый (суффикс -ов-, производящий прилагательные со значением принадлежности, пишется одинаково, несмотря на разницу в произношении);
столом, стулом (окончание -ом пишется одинаково, несмотря на различие в произношении, ибо указывает на одну и ту же форму существительного мужского рода, а именно творительный падеж единственного числа).

Примеры

 Приведем несколько примеров. Самые простые:воды, вода, водяной (корень -вод- произносится по-разному, но пишется одинаково, так как во

Слайд 8 Основное правило фонетического принципа (мечта каждого школьника!): "Как слышим, так

и пишем". Руководствуясь этим правилом, следовало бы сегодня писать горат

вместо город или пити вместо пяти..

Фонетический принцип

 Основное правило фонетического принципа (мечта каждого школьника!):

Слайд 9Написание только двух согласных там, где морфологически должно быть три,

и (в некоторых случаях) только одной согласной там, где морфологически

должно быть две: одесский = Одесс-а + ск; ссудить = с + ссуд-а; манка = манн-а + к; оперетка = оперетт-а + к и
Написание -с- вместо -з- на конце некоторых приставок (без-(небез-, обез-), воз-(вз-), из-(сыз-), низ-, раз- (роз-), через-(чрез-)) перед следующим глухим согласным.
Наличие четырех письменных вариантов у приставки роз- (рос-) - раз- (рас-), где отражается не только чередование звонкого \з\ с глухим \с\, но и ударного \о\ с безударным \а\: розыск - но разыскивать, роспись - но расписать и т. п.
    Написание начального ы вместо и в корнях после русскоязычных приставок, оканчивающихся на твердый согласный (кроме приставок меж- и сверх-): безыскусный, предыюльский, сызнова и т. п.

Написание только двух согласных там, где морфологически должно быть три, и (в некоторых случаях) только одной согласной

Слайд 10Когда выбор буквы нельзя проверить сильной позицией, так как такой

нет в современном языке, слово пишется в соответствии с традицией,

и его написание определяется по словарю. В этих случаях проявляется традиционный принцип русской орфографии. На нем базируются такие правила: правописание непроверяемых и чередующихся гласных и согласных в корне, правописание гласных после шипящих и ц, употребление ь после шипящих, слитное и раздельное правописание наречий, наречных сочетаний и некоторых предлогов, правописание окончания прилагательных мужского рода р.п. ед. ч. -ого и др.

Традиционный принцип

Когда выбор буквы нельзя проверить сильной позицией, так как такой нет в современном языке, слово пишется в

Слайд 11Дифференцирующий принцип написания реализуется в ситуациях, когда средствами орфографии необходимо

разграничить одинаково звучащие слова: балл (оценка) и бал (танцевальный вечер),

ожёг (глагол) и ожог (существительное), плачь (глагол) и плач (существительное), туш (существительное мужского рода) и тушь (существительное женского рода), орёл (птица), и Орёл (город).

Дифференцирующий принцип

Дифференцирующий принцип написания реализуется в ситуациях, когда средствами орфографии необходимо разграничить одинаково звучащие слова: балл (оценка) и

Слайд 121. Укажите слова, в которых гласный пишется в соответствии с

традиционным принципом русской орфографии:
ложка; 2) чашка; 3) кружка;
4) шишка; 5)

книжка; 6) игрушка.
(Подсказка: ч – всегда мягкий согласный в русском языке, ш – всегда твердый;
трава; 2) бетон; 3) заслон;
4) батон; 5) вагон; 6) выгон.

Проверь себя!

1. Укажите слова, в которых гласный пишется в соответствии с традиционным принципом русской орфографии:ложка; 2) чашка; 3)

Слайд 132. Укажите слова, написание которых опирается на фонетический принцип русской

орфографии:
бездарный; 2) отважный; 3) бесплодный; 4) подходящий;

5) отсталый; 6) подробный.

предыстория; 2) розыгрыш;
3) представитель; 4) расписание;
5) заигрывать; 6) расписка.


2. Укажите слова, написание которых опирается на фонетический принцип русской орфографии:бездарный; 2) отважный; 3) бесплодный; 4) подходящий;

Слайд 143. Укажите слова, написание которых опирается на морфемный принцип русской

орфографии:

1) умирать; 2) миролюбивый;
3) разыгрывать; 4) подбор.

3. Укажите слова, написание которых опирается на морфемный принцип русской орфографии:1) умирать; 2) миролюбивый;  3) разыгрывать;

Слайд 15Укажите слова, написание которых опирается на дифференцирующий принцип русской орфографии:
1)компания,

2)водолаз, 3)воды, 4)кампания;

1)пример, 2)пребывать, 3)президент, 4)прибывать

Укажите слова, написание которых опирается на дифференцирующий принцип русской орфографии:1)компания, 2)водолаз, 3)воды, 4)кампания;1)пример, 2)пребывать, 3)президент, 4)прибывать

Слайд 16Ответ: 2, 4
Ответ: 2,4,5
Ответ: 1, 3
Ответ: 1, 2, 4, 6
Ответ:

2, 4
1,4
2,4






КЛЮЧ

Ответ: 2, 4Ответ: 2,4,5Ответ: 1, 3Ответ: 1, 2, 4, 6Ответ: 2, 41,42,4КЛЮЧ

Слайд 17Гласные в корне
Безударные
проверяемые
Безударные
непроверяемые
Чередующиеся

Гласные в корнеБезударныепроверяемыеБезударные непроверяемыеЧередующиеся

Слайд 18Проверяемые гласные
В безударных слогах гласные пишутся так, как

они произносятся под ударением.
Например:
примирять поссорившихся(мир)

- примерять
туфли (примерка)


Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, необходимо это слово изменить так, чтобы на безударную гласную падало ударение, т.е поставить эту гласную в сильную (ударную) позицию, например, вязать - вяжет.

Проверяемые гласные  В безударных слогах гласные пишутся так, как они произносятся под ударением.   Например:

Слайд 19Непроверяемые гласные
Если написание безударной гласной в корне

слова нельзя проверить подбором родственных слов или изменением формы слова,

то написание слова следует запомнить.
Например: вагон, винегрет, палисадник, стакан, ураган, экзамен.
Смотри словарь!

Непроверяемые гласные   Если написание безударной гласной в корне слова нельзя проверить подбором родственных слов или

Слайд 20Чередующиеся гласные в корне
Основное условие выбора гласных в корне –

конечные согласные корня:
-лаг- - -лож-
-рос- - -раст- (-ращ-)
-скак- - -скоч-
Основное

условие выбора гласных в корне – наличие суффикса –а- после корня:
-кос- - -кас-
-бир- - -бер- (и др.)
-ним- - ня-
Основное условие выбора гласных в корне – место ударения:
-зар- - -зор-
-гор- - -гар-
-клон- - -клан-
-твор- - -твар-
-плав- - -плов-
Основное условие выбора гласных в корне – лексическое значение корня:
-мак- - -мок-
-равн- - -ровн-


Чередующиеся гласные в корнеОсновное условие выбора гласных в корне – конечные согласные корня:-лаг- - -лож--рос- - -раст-

Слайд 21О//А: от ударения
гар – гор

зар - зор
клан – клон
твар

– твор

Без ударения

Без ударения

О//А: от ударения 	гар – гор        зар - зор	клан –

Слайд 22Исключения
выгАрки
зОрянка
зОревать
утвАрь

ИсключениявыгАркизОрянказОреватьутвАрь

Слайд 23О-А в безударных корнях –плав- - -плов-

О-А в безударных корнях –плав- - -плов-

Слайд 24О//А: от последующей согласной
лаг – лож
раст (ращ) – рос
скак -

скоч

О//А: от последующей согласной	лаг – лож			раст (ращ) – рос	скак - скоч

Слайд 25Исключения
полОг
рОстовщик
РОстов
рОсток
РОстислав
орАсль
скАчок
скАчу
скАчи

ИсключенияполОгрОстовщикРОстоврОстокРОстиславорАсльскАчокскАчускАчи

Слайд 26 от суффикса А
кос – каса
бер – бира блест - блиста
пер

– пира стел - стила
дер – дира мер - мира
тер – тира чет

- чита
жег - жига


от суффикса А	кос – каса	бер – бира	блест - блиста		пер – пира	стел - стила	дер – дира	мер -

Слайд 27Исключения
сочЕтать
сочЕтание

ИсключениясочЕтатьсочЕтание

Слайд 28Чередование -им-, -ин- - -а-(-я-)

Чередование -им-, -ин- - -а-(-я-)

Слайд 29О//А: от значения
мак -

мок
погружать во пропитываться что-либо жидкостью
равн -

ровн
одинаковый прямой, гладкий
О//А: от значения		мак      -    мок	погружать во			пропитываться что-либо			жидкостью		равн

Слайд 30Исключения
рАвнина
рОвесник
порОвну
урОвень

ИсключениярАвнинарОвесникпорОвнуурОвень

Слайд 31 Запишите, вставляя пропущенные буквы, делая необходимые обозначения.
Заг..рать на солнце, бл..стя

на солнце, оз..рить лучами, зам..реть без движения, прик..саться локтями, пром..кашка,

небольшой р..сток, бл..стать в обществе, зам..рать от восторга, оп..реться на руку, возл..гать обязанности, вым..кнуть до нитки, легкое прик..сновение, соб..ру коллекцию, переходный возр..ст.
Запишите, вставляя пропущенные буквы, делая необходимые обозначения. 	Заг..рать на солнце, бл..стя на солнце, оз..рить лучами, зам..реть

Слайд 32 Проверяем
Загорать на солнце, блестя на солнце, озарить лучами, замереть без

движения, прикасаться локтями, промокашка, небольшой росток, блистать в обществе, замирать

от восторга, опереться на руку, возлагать обязанности, вымокнуть до нитки, легкое прикосновение, соберу коллекцию, переходный возраст.
Проверяем 	Загорать на солнце, блестя на солнце, озарить лучами, замереть без движения, прикасаться локтями, промокашка, небольшой

Слайд 33 Спишите, распределяя слова по столбикам
а) слова с безударной гласной в

корне,
б) слова с чередующейся гласной в

корне.
Соч…тание, ул…вить, м…ролюбивый, нав…рить, обж…гание, оп…реться, од…рить, настр…ение, вск…чить, нагр…вание, г…лодание, уд…вление, выб…рать, загл…дение, бл…стательный, бл…стящий, оз…рять, дог…рать, пок…яние, тв…рец, опл…тить, р…стение, обн…влённый, ур…внение.

Спишите, распределяя слова по столбикам а) слова с безударной гласной в корне,    б)

Слайд 34 уловить, миролюбивый, наварить, одарить, настроение, нагревание, голодание, удивление, заглядение, покаяние,

оплатить, обновлённый.

сочетание, обжигание, опереться, вскочить, выбирать, блистательный, блестящий,

озарять, догорать, творец, растение, уравнение,

Проверяем

Слова с безударной гласной в корне

слова с чередующейся гласной в корне.

уловить, миролюбивый, наварить, одарить, настроение, нагревание, голодание, удивление, заглядение, покаяние, оплатить, обновлённый.  сочетание, обжигание, опереться, вскочить,

Слайд 35Вставьте непроверяемые безударные гласные
Проверь себя

Вставьте непроверяемые безударные гласныеПроверь себя

Слайд 36Проверь себя
Если вы допустили много ошибок, вернитесь к правилам

Проверь себяЕсли вы допустили много ошибок, вернитесь к правилам

Слайд 37Вставьте проверяемые безударные гласные
Проверь себя

Вставьте проверяемые безударные гласныеПроверь себя

Слайд 38Вставьте проверяемые безударные гласные
Проверь себя

Вставьте проверяемые безударные гласныеПроверь себя

Слайд 39Вставьте чередующиеся гласные
Проверь себя

Вставьте чередующиеся  гласныеПроверь себя

Слайд 40Проверь себя
Если вы допустили много ошибок, вернитесь к правилам

Проверь себяЕсли вы допустили много ошибок, вернитесь к правилам

Слайд 41Тест

Тест

Слайд 421 вариант

1 вариант

Слайд 432 вариант

2 вариант

Слайд 443 вариант

3 вариант

Слайд 454 вариант

4 вариант

Слайд 46Ответы
1 вариант: 2,3,1,2
2 вариант: 4,1,3,2
3 вариант: 2,3,4,1
4 вариант: 4,2,1,4

Если

вы допустили много ошибок, вернитесь к правилам «Правописание безударных гласных:


проверяемых , непроверяемых, чередующихся»

Ответы1 вариант: 2,3,1,2 2 вариант: 4,1,3,23 вариант: 2,3,4,14 вариант: 4,2,1,4Если вы допустили много ошибок, вернитесь к правилам

Слайд 47
http://www.gramma.ru/RUS/

http://rus.1september.ru/2004/07/5.htm

http://festival.1september.ru/articles/413210/

http://www.yarus.aspu.ru/?id=446

Использованные ресурсы:

http://www.gramma.ru/RUS/http://rus.1september.ru/2004/07/5.htmhttp://festival.1september.ru/articles/413210/http://www.yarus.aspu.ru/?id=446Использованные ресурсы:

Слайд 48Литература
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для

общеобразовательных учреждений. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - PC»,

2007
Козловская Н.В., Сергеева Е.В. Тестовые задания по русскому языку для старшеклассников.- Санкт-Петербург: «Паритет», 2000

ЛитератураГольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: ООО «ТИД «Русское

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика